Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мандала (янтра) «Цветок Жизни»




Размер 80—60 см, техника: цветные фломастеры (вклейка, рис. 1)

«Санскритское слово „янтра" происходит от корня „ян", что значит сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию. Каждая янтра создает силовое поле, космический поток, в котором заклина­ются священные силы. Линии и фигуры, находящиеся в янтре, отличаются от всех оформленных образований в окружающем пространстве, как выражения трансцендентальной реальности. Янтры представляют собой соединение трех принципов: формы (акрити-рупа), функции (крия-рупа) и энергии (шакти-рупа). Янтры предназначены в первую очередь для раскрытия вну­тренней основы форм и образов, изобилующих во вселенной. Точно так, как в независимости от внешнего вида, внутреннюю основу материальных предметов составляют атомы, каждый „формальный" аспект мира может быть выражен в виде янтры. Янтра, таким образом, может рассматриваться как конечное уравнивание форм проявления энергий мира. Эти простые формы используются для указания истинной природы космоса, как абстрагированные от конкретного... Янтры функционируют как символы откровений космической истины и регулятивные диаграммы духовных аспектов человеческого опыта. Все пер­вичные формы янтры являются психологическими символами, соответствующими внутренним состояниям человеческого сознания, через которые становятся возможными контроль и увеличение психической энергии... Рожденные внутренним зрением, янтры раскрывают вневременные истины и, подоб­но великим произведениям искусства, вдохновляют людей на самосовершенствование».

Мадху Ханна

288



Приложения

«Космический эрос (Пуруша и Пракрити)»

Размер 43-30 см, техника; синий фломастер (вклейка, рис. 2)

Познай еше, что Дух или Пуруша, И вещество Пракри­ти — безначальны, И что природа черпает из недр Самой себя все качества Пракрити. Природа действует своею силой. И созидает все явленья тела, А Дух дает нам ощущенье плоти И радость нам и горе сообщает. Когда же Дух с природою сольется, Он качества ее воспринимает И порождает доброе и злое.

Пуруша — Дух Единый, Высочайший, Великий Бог, в Пра­крити обитая, Ей служит Покровителем Всесильным, Свиде­телем, Владыкою ее. И даже Воплощенный, Невредим Он Для действий разрушающих природы.

Бхагават Гита

«Тримурти (Брахма, Вишну, Шива)»

Размер 43—30 см., техника: цветные фломастеры (вклейка, рис. 3)

«Абсолютное никогда не возносится и не падает; Оно никог­да не остается в покое. Оно не бытие, не небытие, не далекое, не близкое, не Я, не ты. Оно светит, как Солнце. Оно сохраняет три мира как Вишну, как Шива. Оно все разрушает. Создавая, Оно принимает образ рожденного из лотоса Брахмы. Все, что есть, все, что было, все, что будет, — каждый объект в трех формах времени — Оно, Оно — ВсеО Совершеннейший из познавших

Когда Оно принимает форму трех миров и всего, что в них есть, я говорю, что Оно прошло через Акт Сознания».

Йога вашитха

289



Арт-терапия

«В соответствии с индийской теорией эволюции космос рассматривается как континуум. Все, что рождается, будет раз­виваться, стареть и снова растворяться в первичной реальности, из которой оно родилось.

Подобно кругу, космический порядок представлен в непре­рываемой длительности. Так, никогда не было „первого" и не будет „последнего" мира, никогда не будет периода, в котором вселенная достигла бы стадии полного разрушения или полной интеграции.

Существует три степени космического процесса: творение, сохранение и растворение. Это представлено в индийской ико­нографии и воплощается в образе индуистской троицы: Брах­мы — Творца, Вишну — Защитника и Шивы — Разрушителя».

Мадху Ханна

«Армагеддон»

Размер 43-30 см, техника: синий фломастер (вклейка, рис. 4)

«Цель, предназначенная нам, — не рассуждать, а пережить все это. Мы призваны возвыситься до образа Божия, пребывать в нем с ним, стать проводником его радости и мощи и оруди­ем его деяний. Очищенные от всякого зла, преображенные в душе его прикосновением, мы должны действовать в мире, как источники этого божественного электричества, посылая его радостно-трепетные вибрации и излучения человечеству так, что, где бы ни находился один из нас, сотни людей вокруг могли преисполниться его света и силы, преисполниться Бога и Блаженства. Церкви, ордена, теологии, философии не пре­успели в спасении человечества потому, что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единствен-

290



Приложения

но необходимым — силой и очищением души. Мы должны вернуться к этому единственно необходимому, вновь обратиться к провозвестию Христа о чистоте и совершенстве человеческого рода, к провозвестию Магомета о совершенной покорности, самоотречении и служении Богу, к провозвестию Чайтаньи о совершенной любви и радости Бога в человеке, к провоз­вестию Рамакришны о единстве всех религий и присутствии Бога в человеке, и, собрав все эти потоки в единую могучую реку, единую очищающую и спасительную Гангу, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества... чтобы осуществилось духовное воскрешение человечества и Сатьюга (Эра Водолея) на время возвратилась в мир».

Шри Ауробиндо, «Йога и ее цели»

«Адам эры Водолея»

Размер 43—30 см, техника: синий фломастер (вклейка, рис. 5)

«О, Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопребыва­ния, ни свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанности: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какие сам изберешь по собственному желанию. Природа, законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках, предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стремлениями, сам по соб­ственному суждению предпишешь себе свой закон, во власть которого Я поставил тебя. Я поставил тебя в середине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что проис­ходит в этом мире. А для того чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, — Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным.

291



Арт-терапия

Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому при­надлежит животное, но в то же время, по своей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к коему принадлежит Божество. О великая либеральность Бога — Отца, о величайшее и удивительнейшее счастье человека! Кому дано иметь то, что захочет, быть тем, Чем пожелает?»

Пико де ла Мирондола

«Знак Эры Водолея»

Размер 43—30 см, техника: синий фломастер (вклейка, рис. 6)

Мир земле и небесным сферам!

Мир небесам, мир водам,

Мир растениям и мир деревьям!

Пусть все боги даруют мне мир!

Пусть с этим возглашением мира мир распространится!

Пусть с этим возглашением мира уходят все страхи,

С наступлением этого мира уходят все муки,

С наступлением этого мира уходит все зло.

Итак, пусть мир возобладает, счастье возобладает!

Пусть всякий преисполнится мира для нас.

Атхарваведа 19.9.14.

«Ева эры Водолея»

Размер 43—30 см, техника: синий фломастер (вклейка, рис. 7)

«Однако не так легко удовлетворить требованиям этой ча­рующей Силы (Ипостаси) или хранить ее присутствие. Красота

292


Приложения

и гармония ума и души, красота и гармония мыслей и чувств, красота и гармония всякого поступка, всякого действия, красота и гармония жизни и всего, что нас окружает, вот — требования Махалакшми. Там, где есть созвучье ритмам сокрытого мирово­го блаженства, где есть отклик на зов Всемирной Красоты, где есть согласье и единство многих жизней, обращенных в лику­ющем потоке к Божественному, — в такой атмосфере согласна она пребывать. Но все уродливое, дурное и низкое, все жалкое, грязное и убогое, все зверски-жестокое и грубое вызывает ее отвращение и препятствует ее пришествию. Не придет она и туда, где нет любви и красоты или где они неохотно появляются на свет; если же они смешаны с низменным, обезображены им, она тотчас уходит, не заботясь о том, чтобы изливать свои щедрые дары. Если находит она себя в сердце человеческом, окруженном самостью, ненавистью, подозрительностью, зло­бой, завистью и раздором, если в священном храме — смешенье вероломства, алчности и неблагодарности, если грубые страсти и низкие желания умаляют всю преданность ей, то ненадолго задержится в таких сердцах премилостивейшая и прекрасней­шая Богиня. Божественное отвращение охватывает ее, и она удаляется, ни на чем не настаивая и ни к чему не принуждая, ибо такова уж ее природа; или же, сокрыв лик свой, ожидает она, пока не будет отвергнуто и не исчезнет совсем это горько-ядовитое дьявольское вещество, — лишь тогда восстановит она свое счастливое влияние. Нет в ней благоволения ни к аскетиз­му с его наготой и суровостью, ни к подавлению глубочайших движений сердца, ни к жестокому отвержению прекрасного в жизни и в душе. Ибо именно через любовь и красоту налагает она на людей узы Божественного. В ее высочайших творениях сама жизнь становится великолепной работой небесного ис­кусства, а все существование — поэмой священного восторга; все богатства мира сводятся воедино и перераспределяются для высочайшего порядка, и даже самые простые и обычные вещи становятся удивительно прекрасными в ее зрящей всеединство

293




Арт-терапия

интуиции и дыхании ее духа. Принятая сердцем, она возносит мудрость к высочайшим вершинам чуда и посвящает его в мистические тайны экстаза, превосходящие всякое знание; самоотверженью и преданности чрез нее ответствует пламенной любовью Божественное; силу она обучает ритмам, которые поддерживают гармонию и соразмерность ее проявлений; со­вершенство осеняет она чарами, дабы было оно вечным».

Шри Ауробиндо, «Мать»

«Шамбала. Водопад черный камень»

Размер 32-26 см., техника: черная паста (вклейка, рис. 8)

Ветер играет на струнах водопада и доносит

освещающую музыку;

Луна взошла над вершиной горы, и бамбуки

бросили тени на мое бумажное окно;

Старея, я все больше и больше начинаю ценить

свой горный приют;

Даже когда меня похоронят после смерти, в земле мои

кости будуттакими же прозрачными, как всегда.

Дзяку сику — Мастер дзэн

ДЕВИЗ ВЕРНОГО УМА

Совершенный путь не знает трудностей,

Кроме тех, что не может ничему отдать предпочтения;

Только освободившись от ненависти и любви,

Он раскрывается перед нами как есть.

Отдавая чему-либо предпочтение, Вы рискуете все потерять,

294


Приложения

Если вы хотите его узреть,

Не имейте мыслей ни «за», ни «против».

Сравнение неприятного с приятным — Это болезнь ума: Если глубокий смысл (Путь) не ясен, Нет покоя уму и нет достижений.

Совершенный (Путь) подобен бездне небесной: Там нет недостатка и нет избытка, Фактически только потому, что мы выбираем, Мы теряем из виду его суть.

Не привязывайтесь к чему-либо внешнему, Но и не живите во внутренней пустоте. Когда ум покоится в единстве вещей, Двойственность сама собой исчезает.

Когда единство не до конца осознано, Два рода заблуждения имеют место — Отрицание реальности может привести к абсолютному

отрицанию, В то время как увлечение пустотой —

к противоречию.

Словесность и умствование — Чем больше мы увлекаемся ими, Тем дальше уходим от истины, Нигде и ничто не может нас связать.

Когда мы возвращаемся к сущности, Мы постигаем смысл. Когда мы гоняемся за внешними вещами, Мы теряем рассудок.

295




Арт-терапия

Видоизменение, происходящее в пустоте

Окружающего нас мира,

Кажется реальным вследствие неведения,

Не пытайтесь найти истину,

Лишь отбросьте предвзятые мнения.

Оставьте двойственность, Старайтесь ее совершенно избегать: Как только появляется правда и ложь, Ум начинает теряться в смущении.

Они походят на воздушные видения. Так стоит ли пытаться удержать их? Приобретение и потери, добро и зло — Расстаньтесь с этим раз и навсегда.

Если вы всегда будете бодрствовать, Тогда сновидения сами собой исчезнут. Если разум пребывает в своем единстве, Мириады вещей представляют собой одно.

Когда постигается глубокая тайна единства —

Мы сразу забываем обо всех внешних препятствиях.

Когда мы видим все бесчисленное множество вещей

в их единстве — Мы возвращаемся к истокам и остаемся самими собой.

Забудьте «как» и «почему», и вы достигнете Состояния, ни

с чем несравнимого; Движение в покое не есть движение,

А покой в движении есть покой.

Когда исчезает двойственность,

То даже само единство перестает быть единством.

Сущность вещей не связана никакими законами;

Разум, находящийся в гармонии (с Путем),

296


Приложения

Есть принцип тождественности:

В нем царит состояние покоя,

В нем нет места нерешительности;

Истинная вера воскреснет в нем со всей

Первозданной непосредственностью:

Ему нечего сохранять,

Нечего запоминать, — Все светится изнутри и плавает в

прозрачной пустоте:

Нет порока, нет напряжения, нет траты энергии —

Вот обитель, недоступная мышлению,

Обитель выше всякого воображения.

В великом царстве Истины

Нет ни «не я», ни «я».

Если попросят точно определить это состояние,

То можно сказать: «не — два».

В таком состоянии все — одно.

Все, что есть, заключено в нем.

Такая абсолютная вера не связана пространством и

временем.

Один миг и тысяча лет — одно;

Чем бы ни были обусловлены вещи, бытием или

небытием,

Их сущность проявляется во всем.

Бесконечно малое может быть бесконечно большим,

Когда внешние условия позабыты;

Бесконечно большое может быть бесконечно малым,

Когда объективные пределы исчезают,

То, что есть, и то, чего нет, — одно;

То, чего нет, и то, что есть, — также одно;

Не задерживайтесь там долго,

Где этого нет. Один во всем всегда одном —

Если это осознано,

То пусть ваше несовершенство вас больше не волнует.

Верный ум — это нераздельное,

297




Арт-терапия

А нераздельное — это верный ум. Слова не могут его описать,

Ибо он не связан с прошедшим, настоящим или будущим.

Эка — Мастер дзэн

«Шамбала. Снежные вершины»

Размер 32-26 см, техника: голубая паста (вклейка, рис. 9)

«Бывал ли ты на высоких горах — у снеговой линии и выше? Тогда тебе должен быть понятным испытанный, хотя бы лишь в бледном предчувствии, тот переполняющий душу восторг и то мужественное и трезвое восхищение, которое готово, вот-вот, совсем унести молящуюся на высотах душу и разметать ее в синем эфире

Ты знаешь также то, что нет тогда ни усталости, ни печали, ни тревоги. Самое тело словно провивается животворным и бодрящим эфиром высот и, теряя в весе, не то скользит по ска­лам, не то уносится таинственным вихрем. В эти часы, полные как вечность и составляющие одно единственное мгновение, вся костность плоти, вся бренность земного бытия, весь туман души, все накопившиеся месяцами и годами миазмы страстей развеиваются, и омытое в эфире Солнце пронизает лучом в самое сердце и убивает гнездящегося там змея. И девственную тогда и прозрачную душу, возлюбившую хлад тонкий царствен­ных вершин, уносит к себе в творческую пещеру эфирно-родное восхищение, то трезвенное и могучее и великодушное восхище­ние, которое приходит от стран Гиперборейских и которого ждут ныне растленные мелочностью и торгашеством народы».

Свяш. Павел Флоренский [40, с. 227]

298



Приложения

«Шамбала. Мираж в горах»

Размер 32-26 см, техника: черная паста (вклейка, рис. 10)

Безмолвно и безмятежно он забывает все слова,

Ясно и ярко То предстает перед нами.

Когда он постигает его,

Оно громадно и бескрайне,

В его сущности это яркое осознание

необыкновенно отражается, Это чистое отражение, полное чуда. Роса и луна, звезды и потоки, Снег на соснах и облака, парящие На горных вершинах,—

Из темноты все становится ослепительно яркими, Из мрака все оборачивается к великолепному свету. Бесконечное чудо пронизывает эту безмятежность, В этом отражении все намеренные усилия исчезают. Безмятежность — конечное слово, Отражение — это реакция на все. Лишенная какого-либо усилия, Эта реакция естественна и самопроизвольна. Дисгармония возникает, Если в отражении нет безмятежности, Все станет напрасным и второстепенным, Если в безмятежности нет отражения. Совершенна и полна. О, смотрите Сто рек текут

Низвергающимися потоками К великому океану!

Хунчжи Мастер дзэн

299



Арт-терапия

«Дерево Бодхи»

Размер 30-21 см, техника: цветные чернила и фломастеры (вклейка, рис. 11)

Дерево Бодхи — это священное дерево, под которым Будда обрел Просветление.

Солнце сияет днем, луна светит ночью. Воин сияет в доспехах, брахман — в созерцании, Но день и ночь, постоянно излучая свет, сияет Просветленный.

Дхаммапада, 387

«Солнце» и «луна» соответствуют силам дня и ночи, вовне направленной активности «воина» и внутрь направленной активности «жреца». Совершенный человек (Просветленный) соединяет обе стороны реальности: он объединяет внутри себя глубины ночи и свет дня, темноту всеохватывающего простран­ства и свет звезд и солнца, творческую бессмертную силу жизни и ясную, всепронизывающую силу Знания...

Бессмертная творческая сила жизни слепа без силы знания, сознательной осведомленности и становится бесконечной игрой страстей в вечном цикле смертей и возрождений (Сан-сара). Сила знания без объединяющей исконной силы жизни превращается в мертвый яд интеллекта, демонический прин­цип, направленный на самоуничтожение жизни.

Но там, где эти две силы объединяются, пронизывая и допол­няя друг друга, они вызывают священное пламя просветленного ума (бодхичитта), который излучает свет и тепло и в котором знание перерастает в живую Мудрость, а слепая тяга к существо­ванию и буйные страсти превращаются в силу вселенской любви.

Лама Анагарика Говинда

300


Приложения

«Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно Царствие небесное. Он сказал им:

Оно подобно зерну горчичному — Самому малому среди всех семян, Когда же оно падает на возделанную землю, Из него вырастает большое дерево И становится укрытием для всех птиц небесных». Евангелие от Фомы, 23

«Мандала. Монада — Жемчужина Бытия»

Размер 30—21 см, техника: цветные фломастеры (вклейка, рис. 12)

«В обширном колесе Брахмана, источнике и опоре всех во­площенных Духов, Эго принужден странствовать, причем он мыслит себя отдельно от своего Правителя (Я)».

Шветвашара-упанишада

«Жемчужина, многоцветный бисер, означает Царствие Бо­жие в душе, искру божественной любви, сокровище на ниве, со­крытое в смерти земного человека... которая сама себя ищущему открывает. Она непонятна для земного человека, но небесный ее понимает, и ее скорей обретет добрый простолюдин, нежели гордый Ученый. Ее ни через какие искания обрести нельзя без Божественного света, никакой лицемер достать ее не может, ибо она сокрыта в смерти земного человека, а нигде вовне. Итак, надлежит отвергнуться от земного человека, тогда жемчужина явится; словом: надлежит смерть Адамову превратить в смерть Христову, а без того жемчужина не обретется. Она дается свет­лому дыханию души, а не огненному и ныне не дается человеку в собственность, ибо она есть наидрагоценнейшее сокровище,

301




Арт-терапия

дороже всего мира и прекраснее солнца. Она утешает человека в напастях и изводит его из тьмы во свет; она дает совести дух упования на Бога; она идет с человеком в смерть и рождает его из смерти в жизнь; она потушает адскую тоску и есть по­всюду свет для него; она собеседница Божия, она подает разум к управлению земным телом, она отвращает от ложных путей, в ней находится живое познание; ничто так не согласуется с нею, как простота; человек потерял ее, впадши в суету. Древо жемчужное есть новое тело души; оно есть горчичное семя, которое в борьбе возрастает; оно есть божественное существо в существе души; оно приносит плоды только под крестом в напастях и в преданной воле. Жемчужный венок есть брачная радость души. Жемчужный венец есть вечная плоть, сокрытая в земном теле, плоть которую Маги обретают и называют ее Камнем философским. Камень сей тингирует натуру и рождает из нее сына несравненно прекраснейшего матери своей».

А. Ф. Лабазин

«Человек уронил дорогой жемчуг в море и, чтоб достать его, стал черпать ковшом воду.

Морской дух вышел и спросил: „Скоро ли ты переста­нешь?"

Человек сказал: „Когда вычерпаю море и достану жемчужину".

Морской дух вынес ему жемчужину».

Л. Н. Толстой










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...