Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Египетская серия: «Благословение Сфинкса»
Размер 30—21 см, техника синий фломастер (вклейка, рис. 13) «Вечность! Слово это вспыхнуло в моем сознании и пронзило меня, вызвав холодную дрожь. Все идеи времени, вещей, 302 Приложения жизни смешались. Я чувствовал, что в те минуты, когда я стоял перед Сфинксом, он жил во всех событиях и происшествиях тысячелетий; а с другой стороны, столетия мелькают для него подобно мгновениям. Я не понял, как это могло быть. Но я чувствовал, что мое сознание улавливает тень возвышенного воображения или ясновидения художников, создавших Сфинкса. Я прикоснулся к тайне, но не смог ни определить, ни сформулировать ее». П. Д. Успенский Египетская серия:«Джинн — Дух Ливийской пустыни» Размер 32-24 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 14) «Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их Дэвами, Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане —Ангелами и Архангелами; последователи Зороастра дают им название семи Ашмаспентов с сонмами подчиненных им исполнителей Фароаров... Дэвы и Ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями, непрерывно работающими над тем, что мы называем „естественными законами природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной деятельности, ибо Бог сделал „Ангелов своими посланниками" (Коран 35:1). Коран часто упоминает о деятельности Ангелов: они „подчиненным образом управляют делами этого мира" (Коран 79:1—5) и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими телами, созданными из Hyp — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти». А. Безант 303 Арт-терапия Египетский цикл: «Мистерия Изиды. Зов моря» (Александрия) Размер 32—24 см, техника: голубые чернила (вклейка, рис. 15) «Знойное южное солнце, сапфировые переливы моря, подернутого белоснежными переливами пены, таинственные чары сумерек, шепот ветвистых кедров и кипарисов заповедных дубрав, туманные матовые силуэты гор, тающие в бесконечности ночи, теплая ласка ветра, смелые кристаллы храмов, причудливые одеяния и возбуждающий ритм священных плясок, жгучее любопытство проникнуть за порог тайны и нетерпение долгого ожидания, невидимый хор и стройные мистические аккорды, волнующие ароматы курений и томная нега линий обнаженного женского тела, — все это пробуждало человека от тягостного сна обыденной жизни, ее привычных форм и томительного однообразия. Искусно сгармонированные сочетания зрелищ, звуков и ароматов быстро усиливали темп жизни, вздымали клокочущие волны океана страсти, вызывали исступления желаний и давали им утонченное удовлетворение. Эта мощная песнь красоты победно срывала все оковы долгого гнета, раскрывала простор всему таившемуся несказанно в долгой череде жизни, потрясала все существо человека. В нем рождалась неутолимая жажда красоты и гармонии, и в бурных порывах исступленных ласк человек начинал чувствовать веяния наслаждений иного мира. Он начинал ощущать всем своим существом, что за пределами докучных рамок его обыденной жизни лежит другая жизнь, другой мир несказанной мощи и сладости бездонной. Вернувшись от мистерий к своей обыденной жизни, человек тотчас же убеждался, что она уже потеряла для него абсолютную реальность и ценность, что она очевидно не в силах удовлетворить вновь проснувшиеся в нем 304 Приложения глубинные запросы. Перед ним вставал дивный облик богини, вечно живущей бурною жизнью своей, вечно стремящейся в даль неизведанного, всюду сеющей неизъяснимое наслаждение и мощно сметающей все на своем пути. И, сам не отдавая себе ясного отчета, он начинал понимать, что все то, что раньше казалось ему столь близким и дорогим, что наполняло всю его жизнь, что было единственным сосредоточием всех его желаний, — все это в действительности ничего не стоит. И те опасности и препятствия, которые еще так недавно преграждали ему путь к иным целям, к иному, высшему смыслу жизни, быстро таяли как мираж; он переставал бояться чего бы то ни было, даже смерти, а это могуче закаляло его волю. Стремясь к вечно новым, неизведанным наслаждениям, тяготея всей силой существа своего к красотам иного мира, он незаметно сам для себя создавал в своей душе великую мощь, способность сильно желать и не останавливаться ни перед чем, не бояться никаких препон для победного достижения заветной цели. Таков великий смысл оргаистических мистерий. „Я был погружен в совершенный экстаз, и видел я луч возвышенный Верховного Света, заключавший в себе блеск трехсот двадцати пяти окружностей, и нечто темное купалось в этом Свете. Затем эта черная тьма была объята светом, она поплыла к морю глубокому и совершенному, постепенно облекаясь всеми его совершенствами. И я спросил: „Каков смысл этого видения?" — „Ты видел прошение греха" — был мне ответ (Слова Симеона бен — Иохая)"». В. Шмаков Египетская серия: «Солнечное око Ра» (Гиза) Размер 30—21 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 16) 305 Арт-терапия «Небо для тебя укрепило солнечные лучи, так что ты можешь вознестись на небо, как око Ра». Из Египетского папируса «Религиозная система Египта, с внешней стороны полите-истичная, была в своей сущности ярким монотеизмом. Бог без имени, Видимый и Невидимый, Бесконечный и Вечный, проявляется через Солнце, которое через это становится Богом Пта и порождает другие божества, долженствующие символизировать последовательные фазы его пути, — вот концепция, которая властвовала над Египтом, начиная с Менеса (первого исторического фараона) до римского завоевания. Действительно, наряду с ясным и решительным утверждением в иероглифических текстах единства Божества — „Тот, Кто един, создал все вещи на небе и на земле", „Кто сотворил все, но сам не сотворен", причем это „Единое Божество не может быть представлено ни под какой формой — ни материальной, ни символической" — мы встречаем у египтян сотни божеств. Эта антиномия разрешается тем, что отдельные боги суть только аспекты, модусы Единого. Так, Нум, или Кхеф, представляют творческий дух, Фта — творящую руку, или творящий акт, Мот — материю, Ра — солнце, Себ — землю, Хем — производительную силу природы, Нейт — объединяющую мощь, Нут — высшую сферу неба, Атор — низший или подземный мир, Тот — божественную мудрость, Аммон — тайну, или непостижимость Божества, Озирис — божественную благость и т. д.». В. Шмаков |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |