Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Египетская серия: «Благословение Сфинкса»




Размер 30—21 см, техника синий фломастер (вклейка, рис. 13)

«Вечность! Слово это вспыхнуло в моем сознании и прон­зило меня, вызвав холодную дрожь. Все идеи времени, вещей,

302


Приложения

жизни смешались. Я чувствовал, что в те минуты, когда я стоял перед Сфинксом, он жил во всех событиях и происшествиях тысячелетий; а с другой стороны, столетия мелькают для него подобно мгновениям. Я не понял, как это могло быть. Но я чувствовал, что мое сознание улавливает тень возвышенно­го воображения или ясновидения художников, создавших Сфинкса. Я прикоснулся к тайне, но не смог ни определить, ни сформулировать ее».

П. Д. Успенский


Египетская серия:«Джинн — Дух Ливийской пустыни»

Размер 32-24 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 14)

«Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их Дэвами, Лучезарными; евреи, христи­ане и мусульмане —Ангелами и Архангелами; последователи Зороастра дают им название семи Ашмаспентов с сонмами подчиненных им исполнителей Фароаров... Дэвы и Ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями, непрерывно работающими над тем, что мы называем „есте­ственными законами природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной деятельности, ибо Бог сделал „Ангелов своими посланниками" (Коран 35:1).

Коран часто упоминает о деятельности Ангелов: они „под­чиненным образом управляют делами этого мира" (Коран 79:1—5) и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими телами, созданными из Hyp — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти».

А. Безант

303



Арт-терапия

Египетский цикл: «Мистерия Изиды. Зов моря» (Александрия)

Размер 32—24 см, техника: голубые чернила (вклейка, рис. 15)

«Знойное южное солнце, сапфировые переливы моря, по­дернутого белоснежными переливами пены, таинственные чары сумерек, шепот ветвистых кедров и кипарисов заповедных дубрав, туманные матовые силуэты гор, тающие в бесконечно­сти ночи, теплая ласка ветра, смелые кристаллы храмов, при­чудливые одеяния и возбуждающий ритм священных плясок, жгучее любопытство проникнуть за порог тайны и нетерпение долгого ожидания, невидимый хор и стройные мистические аккорды, волнующие ароматы курений и томная нега линий обнаженного женского тела, — все это пробуждало человека от тягостного сна обыденной жизни, ее привычных форм и томительного однообразия. Искусно сгармонированные со­четания зрелищ, звуков и ароматов быстро усиливали темп жизни, вздымали клокочущие волны океана страсти, вызывали исступления желаний и давали им утонченное удовлетворение. Эта мощная песнь красоты победно срывала все оковы долго­го гнета, раскрывала простор всему таившемуся несказанно в долгой череде жизни, потрясала все существо человека. В нем рождалась неутолимая жажда красоты и гармонии, и в бурных порывах исступленных ласк человек начинал чувствовать веяния наслаждений иного мира. Он начинал ощущать всем своим существом, что за пределами докучных рамок его обы­денной жизни лежит другая жизнь, другой мир несказанной мощи и сладости бездонной. Вернувшись от мистерий к своей обыденной жизни, человек тотчас же убеждался, что она уже потеряла для него абсолютную реальность и ценность, что она очевидно не в силах удовлетворить вновь проснувшиеся в нем

304


Приложения

глубинные запросы. Перед ним вставал дивный облик богини, вечно живущей бурною жизнью своей, вечно стремящейся в даль неизведанного, всюду сеющей неизъяснимое наслаждение и мощно сметающей все на своем пути. И, сам не отдавая себе ясного отчета, он начинал понимать, что все то, что раньше казалось ему столь близким и дорогим, что наполняло всю его жизнь, что было единственным сосредоточием всех его желаний, — все это в действительности ничего не стоит. И те опасности и препятствия, которые еще так недавно преграж­дали ему путь к иным целям, к иному, высшему смыслу жизни, быстро таяли как мираж; он переставал бояться чего бы то ни было, даже смерти, а это могуче закаляло его волю. Стремясь к вечно новым, неизведанным наслаждениям, тяготея всей силой существа своего к красотам иного мира, он незаметно сам для себя создавал в своей душе великую мощь, способность сильно желать и не останавливаться ни перед чем, не бояться никаких препон для победного достижения заветной цели. Таков вели­кий смысл оргаистических мистерий.

„Я был погружен в совершенный экстаз, и видел я луч возвышенный Верховного Света, заключавший в себе блеск трехсот двадцати пяти окружностей, и нечто темное купалось в этом Свете. Затем эта черная тьма была объята светом, она поплыла к морю глубокому и совершенному, постепенно об­лекаясь всеми его совершенствами. И я спросил: „Каков смысл этого видения?" — „Ты видел прошение греха" — был мне ответ (Слова Симеона бен — Иохая)"».

В. Шмаков


Египетская серия: «Солнечное око Ра» (Гиза)

Размер 30—21 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 16)

305


Арт-терапия

«Небо для тебя укрепило солнечные лучи, так что ты можешь вознестись на небо, как око Ра». Из Египетского папируса

«Религиозная система Египта, с внешней стороны полите-истичная, была в своей сущности ярким монотеизмом. Бог без имени, Видимый и Невидимый, Бесконечный и Вечный, прояв­ляется через Солнце, которое через это становится Богом Пта и порождает другие божества, долженствующие символизировать последовательные фазы его пути, — вот концепция, которая властвовала над Египтом, начиная с Менеса (первого истори­ческого фараона) до римского завоевания. Действительно, на­ряду с ясным и решительным утверждением в иероглифических текстах единства Божества — „Тот, Кто един, создал все вещи на небе и на земле", „Кто сотворил все, но сам не сотворен", при­чем это „Единое Божество не может быть представлено ни под какой формой — ни материальной, ни символической" — мы встречаем у египтян сотни божеств. Эта антиномия разре­шается тем, что отдельные боги суть только аспекты, модусы Единого. Так, Нум, или Кхеф, представляют творческий дух, Фта — творящую руку, или творящий акт, Мот — материю, Ра — солнце, Себ — землю, Хем — производительную силу природы, Нейт — объединяющую мощь, Нут — высшую сферу неба, Атор — низший или подземный мир, Тот — божественную мудрость, Аммон — тайну, или непостижимость Божества, Озирис — божественную благость и т. д.».

В. Шмаков










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...