Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Подготовительные упражнения




12 сутры, когда после создания мыслеобраза: «Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум» на внутреннем экране сознания вы в обратном порядке запускаете кинофильм вашей жизни. На внутреннем экране начнут спонтанно возникать эпизоды вашей жизни, в которых вы являлись источником негативизма и дисгармонии. Вы увидите себя со стороны и испытаете чувство горечи и сожаления от своего несовершенства и, отстрадав его в медитации, избавитесь от прошлого кар­мического груза и обретете опыт правильного поведения в подобной ситуации в будущем:

«...Человек в небесном своем созерцании должен по­ступить следующим образом.

Рассмотри всю жизнь свою и сличи ее с десятью за­поведями Божиими и с любовью евангельскою, пове­левающею любить ближнего как самого себя; вспомни, что ты только в любви Христовой можешь быть чадом благодати; рассмотри же, сколько ты от нее удалился и какие суть вседневные твои упражнения и вожделения, и тогда самое оное влечение Отчее введет тебя в Божию правду и покажет изваянных в сердце твоем идолов, ко­торых ты вместо Бога любишь и чтишь за драгоценное свое сокровище. Идолы сии суть:

1) гордость, самолюбие и превозношение над другими;

2) скупость или корыстолюбие, желающее все иметь, так что если бы оно владело всем на земле и на небеси, то захочет еще обладать в аде. Оно жадничает более, неже­ли сколько для временной жизни ему нужно; не имеет веры на Бога, но все хотело бы притянуть к себе;

3) зависть, завидующая другому, хотя бы сама имела вре­менных благ и почестей более, нежели он;

4) гнев, в котором как яд воздымается злоба, готовая для малейшей причины ссориться, драться и себя во всем оправдывать;

147


Арт-терапия

5) бесчисленное множество разных скотов и зверей, жи­вущих в человеке, которых он любит; ибо любит все, что ни есть в мире, и все поставляет на место ХРИСТА, и чтит оное больше, нежели Бога. Замечай только за своими словами и приметь, как уста тайно клевещут на другого и ты сеешь зло в кругу твоем, часто без всякой причины говоришь о другом худо, радуешься несчастью ближнего и еще пособляешь оному...

Однако ж не должен ты отчаиваться в Божеском мило­сердии, а только в себе и в своей возможности и силе. Ты должен в душе смириться пред Богом от всех сил своих; и хотя бы сердце твое не переставало говорить: нет, по­годи еще, теперь неудобно; или: грехи твои так велики, что нельзя тебе надеяться получить милость Божию; и хотя бы при том ты в таком стеснении был, что не мог бы и молиться, ни обрести какое утешение и силу в сердце твоем, так что душа твоя как бы слепа и мертва была для Бога, то и тогда ты взирай на обетования Божий и прими их за верную и непреложную истину, воздохни сокру­шенным сердцем к Нему о благодати и в великом своем недостоинстве предай себя оной!

Решась на сие, заключи крепко волю твою в намерение твое, чтоб не обращаться уже на старые похотения и по­роки; и хотя бы все свинии и звери твои восскорбили о тебе, пастыре своем, хотя весь мир назвал бы тебя за то дураком, пребудь тверд в предприятии своем, держась Божеского обетования благодати. Пусть ты чадо смерти, но Христос за грешников умер; входя в смерть его, живи и умирай Ему по Его воле; устреми только свое намере­ние в постоянной молитве и воздыхании к Богу, предай в руки Его все дела и начинания, изгоняй представления скупости, зависти и гордости; словом: предай только сих трех скотов на заклание, и прочие другие все скоро начнут

148


Глава 3. Подготовительные упражнения

хворать, чахнуть и издыхать. Затем вскоре ХРИСТОС во впечатленных тобою в себе словесах обетования Его зач­нется в тебе и начнет действовать, — тогда молитва твоя будет уже сильнее, и чем далее, тем более в духе благодати укрепляться будешь» [17, с. 43].

Рассмотрим подробнее таинство Покаяния как осно­вополагающей процедуры самопреображения в нашем методе. С благодарностью воспользуемся ее анализом, сделанным В. Н. Лосским.

«Святой Исаак Сирин различает 3 этапа на пути к еди­нению с Богом: покаяние, очищение и совершенство, т. е. изменение воли, освобождение от страстей и стяжание со­вершенной любви, которая есть полнота благодати. Если покаяние — начало этого пути, „врата благодати", это не означает того, чтобы оно было только лишь переход­ным моментом, этапом, который должен быть пройден. Собственно говоря, это даже не этап, а непрекращаю­щееся и постоянное состояние тех, кто действительно стремится к соединению с Богом. Слово „покаяние" не очень точно выражает это состояние христианской души, обращающейся к Богу; греческое слово [метанойа, греч.] означает в буквальном смысле „перемена мыслей", „из­менение ума". Это „второе возрождение", которое нам дарует Бог после крещения, возможность вернуться к Отцу, постоянный исход из самого себя, сила, соверша­ющая изменение нашей природы. Такое состояние души противоположно самодовольству, духовному „мещанству" всякого фарисея — всякого „праведника", полагающего себя в „благодатном" состоянии, потому что он сам не знает себя. Подобно пути восхождения к Богу, покаяние не может иметь предела. „Покаяние, — говорит Святой Исаак Сирин, — всегда прилично всем грешникам и пра­ведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершенствованию, потому что совершенство и самых

149


Арт-терапия

совершенных подлинно несовершенно. Посему-то по­каяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами". Такое понимание покаяния соответствует апофатическому отношению к Богу: чем больше мы соединяемся с Богом, тем более мы познаем Его непо­знаваемость; чем становимся совершеннее, тем больше сознаем свое несовершенство.

Душа, не движимая покаянием, чужда благодати: это — остановка на пути к восхождению, „нечувствие окаменелого сердца", признак духовной смерти. По­каяние, по учению Святого Иоанна Листвичника, есть как бы возобновленное крещение, но „источник слез после крещения больше крещения". Такое высказывание может показаться парадоксальным, оно может даже и соблазнять, если только мы забываем, что покаяние есть плод благодати, полученной при крещении, что это — та же благодать, но стяженная, приобретенная человеком, ставшая в нем „даром слез" — верным признаком того, что сердце растопилось Божественной Любовью.

„Мы не будем обвинены, — говорит тот же Святой, — при исходе души нашей за то, что не творим чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомне­ния дадим ответ Богу за то, что не плакали непрестанно о грехах своих". Эти благодатные слезы — завершение по­каяния — одновременно являются началом бесконечной радости: „Блажени плачущий, яко тем утешатся". Слезы очищают природу, ибо покаяние — не только наше уси­лие, наш труд, но также светоносный дар Святого Духа, проникающего в наше сердце и его преобразующего. Это возвращение к Богу, исцеление немощной природы, как говорит Святой Иоанн Дамаскин: „Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние есте­ственное и от диавола к Богу"» [3, с. 154— 155]. Важно

150


Глава 3. Подготовительные упражнения

понять, что у человека есть две возможности проходить Покаяние, первая — это здесь, на земле, в воплощенном состоянии души, а вторая будет после смерти. Но после смерти мы уже ничего не можем исправить, и поэтому мера страдания и душевной муки посмертного покая­ния неизмеримо выше земного покаяния. «В настоящей жизни, когда благодаря раскаянию мы входим свободно и добровольно в Божественный Свет, мы оказываемся обвиненными и осужденными; однако по Божественной любви и милосердию это обвинение и этот суд происходят втайне, в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец. Те, которые под­вергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания. Для тех же, которые не хотят еще здесь, на земле, войти в свет, чтобы быть обвинен­ными и судимыми, для тех, кто ненавидит свет, второе пришествие Христово откроет свет, скрытый ныне, и сделает явным все то, что до сих пор оставалось тайным. Все то, что мы скрываем нынче, не желая открывать в раскаянии глубины наших сердец, откроется тогда во свете пред лицем Божиим, перед всей вселенной, и то, что мы представляем собой в действительности, станет явным» [3, с. 176].

Проходя ежевечернее покаяние перед сном, анализи­руя поступки, мысли и чувства дня, мы подготавливаем себя как проводников и инструментов Божественной Воли и творческой активности для событий дня сле­дующего. И в зависимости от искренности и глубины этой подготовки-очищения, к нам притекут те события, люди и «случайности», которые мы заслуживаем. Так с помощью покаяния можно влиять на свое будущее. В суете дня нужно находить время для осуществления сердечной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне

151







Арт-терапия

Божий, помилуй мя грешного», которая также является молитвой Покаяния. Когда нет времени для длительной медитации, вы можете воспользоваться ею. «Эта молитва, повторяемая непрестанно, с каждым вдохом, становится как бы второй природой монаха. Она отнюдь не механи­зирует внутренней жизни, а, наоборот, ее освобождает и обращает к созерцанию, постоянно устраняя из об­ласти сердца силой пресвятого имени Иисусова всякую греховную заразу, всякую мысль или образ, приходящий извне. Епископ Феофан, наставник духовной жизни и великий аскетический писатель прошлого века, так го­ворит о цели духовной молитвы: „Чего ищут молитвой Иисусовой? — Того, чтобы канул в сердце благодатный огонь... Ведать подобает, что когда искра Божия падает в сердце, молитва Иисусова раздувает ее в пламень; а сама не дает сей искры, а только способствует к приятию ее тем, что собирает мысли воедино и дает душе возмож­ность стоять перед Господом и ходить в присутствии Его. Главное — стояние и хождение перед Богом с воспеянием к Нему из сердца... Так пусть делают и все, ищущие благо­датного огня, а о словах и положениях тела не заботятся. Бог смотрит на сердце"» [3, с. 159].

Обычно после процедуры Покаяния во время пятого занятия при концентрации на центре космического те­ла — аджна, возможно получение медитативных рисунков с изображениями архетипических символов и образов.

«Современный человек, не знакомый с древними риту­алами, спонтанно рисует или воображает мандалообразные и янтрообразные композиции, когда он достигает состо­яния взаиморастворения враждующих сил в своей душе. Исследования К. Юнга показали, что такие символы не „искусственны", а естественны, первичны, выходят из внутренних источников. Они появляются из универсальных человеческих потребностей и воплощают „вневременные"

152


Глава 3. Подготовительные упражнения

универсальные принципы языка архетипов, который физи­чески и духовно неотделим от жизни. Символы, подобные янтре, являются преобразователями психической энергии. Такие символы сами позволяют нам открыть „утраченную часть целого человека", что делает жизнь приятной, лучи­стой и бесконечно значимой» [14, с. 15].

«Таким образом, спонтанный опыт вполне может быть продуктом древней освященной традиции, если эта традиция содержит символы супраментальной реаль­ности (современная психология назвала бы их „архети­пическими символами") или формулировки, которые выводят ум за пределы узкого круга обычных земных рассуждений. При неожиданном столкновении чувстви­тельного ума с такими символами или формулировками двери внутреннего восприятия внезапно отворяются и индивидуум получает возможность отождествиться с этой супраментальной реальностью, содержащейся в тех таинственных формулировках и символах» [4, с. 20]. И в результате тот, «кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов... он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до человеческой судьбы» [18, с. 42].

В завершении главы приведем последовательность упражнений метода.

Суставная гимнастика. 1. Подготовка рук:

1.1. массаж пальцев рук;

1.2. растяжка пальцев рук;

1.3. массаж рефлексной точки хэгу;

1.4. массаж рефлексной точки лаогун;

1.5. массаж запястий рук;

1.6. повторение пунктов (1—5) для другой руки;

1.7. контроль качества раскрытия каналов рук.

153


Арт-терапия

2. Активация энергетической системы:

2.1. поглаживание бровей;

2.2. поглаживание бровей и век;

2.3. массаж центра лба;

2.4. массаж крыльев носа;

2.5. массаж областей над верхней и нижней губой;

2.6. распределение энергии по лицу;

2.7. массаж головы;

2.8. массаж ушных раковин;

2.9. массаж основания шеи;

 

2.10. раскручивание спирали от пупка;

2.11. похлопывание копчика на трех уровнях;

2.12. похлопывание по бедрам;

2.13. похлопывание по ногам со всех сторон;

2.14. массаж щиколоток ног.

3. Пластическая активация
(спонтанные движения):

3.1. руками;

3.2. пальцами и ладонями;

3.3. предплечьями и плечами;

3.4. туловищем;

3.5. всем телом.

4. Глубинное расслабление всего тела:

4.1. в положении сидя, концентрация внимания на свадхистхане чакре;

4.2. концентрация внимания на муладхаре чакре;

4.3. расслабление пальцев ног, стоп, подъемов ног и бедер;

4.4. расслабление пальцев рук, ладоней, кистей, предплечий и плеч;

4.5. концентрация внимания на основании позвоночника;

154










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...