Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Рождение внутреннего художника
предположение, что поэт описал механизм своего вхождения в состояние вдохновения, т. е. установление контакта со своими высшими духовными центрами, со своей Душой-Монадой. Благодаря способности устанавливать такой контакт и появилась возможность воспринимать и воссоздавать в поэзии и рисунках идеи и образы духовного ноуменального мира. Что подтверждает в данном отрывке и сам поэт, говоря об «изливании души». Важно отметить, как А. С. Пушкин называет дневник Онегина «искренним журналом». Это подсказка: какое состояние души человека должно доминировать в процессе творчества? — Искренность! О чем мы неоднократно говорили в предыдущих главах. Сам процесс создания графических образов можно рассматривать как технику, которую Пушкин использовал для введения себя в состояние вдохновения — контакта с ноуменальным миром. Об этом он пишет в другом своем стихотворении: Но я, любя, был глуп и нем. Прошла любовь, явилась Муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует, Перо, забывшись, не рисует Близ неоконченных стихов Ни женских ножек, ни голов. Если теперь рассмотреть сами рисунки Пушкина, то в них в первую очередь поражает красота и спонтанность линии (рис. 28). Некоторые рисунки могут служить примером выполнения сложной техники в японской живописи дзэн — сумие. Сравните рисунок Пушкина с рисунком 163 Арт-терапия
Рис. 28. А. С. Пушкин. Птица орнаментальная японского Мастера Иккю, изображающего ветку сливы (рис. 29). Удивительной силой и драматизмом наполнен пейзаж с фигурой и ветром Пушкина, который также близок по технике исполнения и по духу к шедеврам восточной графики (рис. 30). Говоря о рисунках поэта, мы восхищались красотой линий, рождавших его графические образы. Сейчас мы попытаемся проникнуть в тайну красоты линии и понять ее эзотерический смысл.
Выдающийся английский художник Уильям Хогард в своей фундаментальной работе «Анализ красоты» 164
Рис. 30. А. С. Пушкин. Пейзаж с фигурой и ветром приводит легенду о двух знаменитых художниках древнего мира Апеллесе и Протогене: «Апеллес, услышав о славе Протогена, отправился в Родос, чтобы навестить его, но не застал его дома. Тогда он попросил доску, на которой нарисовал линию, сказав служанке, что по этой линии хозяин сможет узнать, кто приходил навестить его. Нам точно не известно, что это была за линия, которая могла с такой определенностью характеризовать одного из лучших в своем искусстве. Если это была просто прямая линия (хотя бы даже тонкая, как волос), она никоим образом не могла бы выразить талант великого художника. Но если мы предположим, что это была линия необыкновенного свойства, например змеевидная, то Апеллес, желая оказать честь Протогену, не мог оставить более подходящей подписи. Протоген, вернувшись домой, понял намек и нарисовал рядом еще более тонкую или, вернее, еще более выразительную линию, чтобы показать Апеллесу, если тот придет еще раз, что он понял его мысль. Апеллес вскоре возвратился и был очень доволен ответом, который ему оставил Протоген, и по нему убедился, что слава, идущая о Протогене, 165 Арт-терапия справедлива. Он еще раз исправил линию, сделав ее, быть может, еще более изящной, и уехал».
Далее Хогард приводит таблицу (рис. 31), в которой анализирует секрет красоты линии, присутствующей в качестве доминирующего элемента в любом произведении искусства. В нашем методе волнистая линия также является основным средством выражения энергетических и информационных процессов, протекающих в человеке. Поэтому для обсуждения линий, возникающих в процессе медитативного рисования, воспользуемся прекрасно скомпонованным иллюстративным материалом Хогарда. Рассмотрим фрагмент под номером 49 из таблицы. На нем приведены семь линий, отличающихся степенью кривизны. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |