Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка эффективности системы транспортно-складского хозяйства и выявление проблем в ее функционировании




 Для анализа эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства будет использоваться несколько методов, а именно система сбалансированных показателей и метод сводного индекса. Оценку эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства необходимо начать с построения дерева целей ТСХ, представленного на рисуноке 15.

Определить степень достижения поставленных целей можно путем анализа динамики соответствующих показателей по каждой из подцелей. В этом заключается суть метода ССП (система сбалансированных показателей).

Этапы применения ССП для анализа транспортно-складского хозяйства:

1) построение дерева целей транспортно-складского хозяйства по категориям «количество», «качество», «время», «затраты» (цели должны быть конкретизированы подцелями);

2) подбор каждой подцели соответствующих KPI, отражающих степень достижения цели;

3) определение нормативных значений каждого показателя;

4) расчет KPI в фактическом периоде;

5) сравнение значений показателей в фактическом периоде с нормативным значением, выявление отклонений.

Для этого каждой подцели подбираются ключевые показатели, исходя из изменения которых, можно будет сделать выводы об положительных и отрицательных тенденциях эффективности транспортно-складского хозяйства. Они представлены в приложении  В.

Используя данные таблицы В.1 необходимо рассчитать изменение этих показателей за последние отчетные периоды, тем самым мы сможем выявить имеющиеся у компании проблемы в рамках транспортно-складского хозяйства. 

В счетной карте представлены расчеты ключевых показателей в рамках метода ССП. Показатели, отобранные в сответсвии со стратегическими целями управления системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода содержатся в приложении Г.

 

 Повышение объемов и эффективности функционирования ТСХ («количество»)
 Обеспечение результатов деятельности ТСХв соответствии с требованиями заказчика (качество»)  
 Оптимизация затрат на осуществление транспортно-складской деятельности («затраты»)
Сокращение времени на транспортно-складские операции(«время»)  
Увеличение количества оказываемых услуг
Эффективное использование транспортных средств
Эффективное использование складского оборудования и площадей
Повышение готовности к удовлетворению заказов  
Сокращение времени реагирования на рыночные изменения  
Снижение затрат на отдельные транспортно-складские операции  
Оптимизация параметров функционирования системы транспортно-складского хозяйства в процессе удовлетворения требования потребителей  
Повышение степени удовлетворенности потребителей 
Сокращение времени на создание и доставку продукции потребителям  
Достижение необходимого уровня производительности труда и работы механизмов и оборудования ТСХ  
Повышение затратоотдачи на осуществление транспортно-складских операции  
Снижение ресурсоемкости услуг, работ ТСХ    
Повышение дисциплины осуществления транспортно-складских операций
Увеличение количества реализованной продукции
Повышение квалификации и компетентности сотрудников ТСХ    

 

 


Рисунок 15 – Ключевые цели управления транспортно-складским хозяйством ООО «Северная Нива»

Недостатком метода является то, что мы наглядно не можем наблюдать результаты деятельности транспортно-складского хозяйства компании. Для этого метод ССП необходимо дополнить методом сводного индекса.

Сводный индекс – это некий интегральный показатель, по динамике которого можно установить единый характер изменений или тенденций разнонаправленных, разноименных и изменяющихся с различной интенсивностью показателей, характеризующих различные стороны деятельности цепи поставок. В рамках исследования мы будем использовать показатели, характеризующие транспортно-складское хозяйство по четырем направлениям: количество, качество, время и затраты.

      На основе представленных в приложении Г формул рассчитаем значения показателей на последние отчетные периоды, а так же значение индивидуальных и средних индексов. Необходимо знать, что при расчетах те индексы, которые должны иметь отрицательную тенденцию, пересчитываются на обратные по формуле:

 

Iинд = 1/(Потчбаз). (16)

 

Таблица 11– Расчет среднего индивидуального индекса по критерию «количество»

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Iинд2014 Iинд2015 Iинд2016
Грузооборот или транспортная работа, тонн∙километр 238 244 240 236 1,03 0,98 0,96
Частота транспортировки груза, раз в сутки 4 5 4 3 1,25 0,8 0,75
Коэффициент грузовместимости 0,9 0,96 0,9 0,97 1,07 0,83 1,07
Грузооборот склада, тонн / год (месяц) 622 660 675 539 1,06 1,02 0,8
Коэффициент загрузки склада 0,82 0,95 0,98 1,04 0,86 0,97 0,93
Коэффициент использования площади склада 0,86 0,95 0,98 1,02 0,91 0,97 0,96
Коэффициент грузонапряженности склада, тонн/м2 1,2 1,27 1,25 1,36 0,94 1,02 0,92
Коэффициент неравномерности загрузки склада 1,22 1,3 1,25 1,29 0,93 1,04 0,97
Коэффициент механизации труда рабочих склада, % 45 48 50 53 1,07 1,04 1,05
Средний индекс         1,01 0,96 0,93

 

На основании полученных данных можно сделать выводы о снижении грузооборота склада на протяжении всех трех анализируемых периодов, при этом снизилась частота транспортировки груза и увеличилась грузонапряженность склада. Что свидетельствет о том, что несмотря на увелчивающийся валовый сбор, продукция стала сбываться хуже, склады перегружены, к тому же они загружены неравномерно.

Аналогичным образом произведем расчет по критерию «качество», представленный в таблице 12.

 

Таблица 12– Расчет среднего индивидуального индекса по критерию «качество»

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Iинд2014 Iинд2015 Iинд2016
Коэффициент готовности выполнения заказов, % 97 95 97 95 0,98 1,02 0,98
Дисциплина управления транспортным средством, % 85 88 90 94 1,04 1,02 1,04
Коэффициент безаварийности, % 91 93 95 92 1,02 1,02 0,96
Коэффициент дисциплины хранения (ошибок при распределении товара на хранение) 85 87 84 86 1,02 0,96 1,02
Средний стаж работников занятых в управлении транспортом, лет 15 15 17 16 1 1,13 0,94
Коэффициент отбраковки товаров на складе 10,4 7,6 8,4 9,2 1,3 0,91 0,92
Гибкость осуществления перевозок, % 12 15 17 17 1,25 1,13 1
Информационная доступность, % 85 87 90 95 1,02 1,03 1,06
Коэффициент оснащенности транспортных средств системами GPS / GLONASS, % 52 55 63 70 1,06 1,14 1,11
Средний индекс         1,08 1,04 1,003

 

Что касается качественных критериев, то тут мы видим высокий стаж работников склада, от чего значение показателей дисциплины управления транспортным средством и коэффицент безаварийности сохраняются на высоком уровне. В то время как коэффицент дисциплины хранения на складе и отбраковки товаров снижаются, что говорит о невысоком качестве складских операций.

 На основе данных, представленных в отчетности компании, рассчитаем показатели по критерию «затраты», представленный в таблице 13.

 

Таблица 13 - Расчет среднего индивидуального индекса по критерию «затраты»

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Iинд2014 Iинд2015 Iинд2016
Величина потерь вследствие естественной убыли, тонн 26 22 22,4 25,3 1,16 0,98 0,89
Доля затрат на транспортировку в общей структуре логистических затрат, % 30 35 38 45 0,86 0,92 0,85
Средние затраты на перевозку, рублей 490 516 540 610 0,95 0,95 0,89
Себестоимость складской переработки одной тонны ресурсов,рублей 5200 5733 6000 6400 0,91 0,96 0,93
Размер капиталовложений в складское хозяйство, тысяч рублей 1280 1870 1300 1430 1,46 0,7 1,1
Общая величина годовых эксплуатационных расходов, млн. рублей 4,9 5,3 5,5 5,8 0,9 0,95 0,94
Показатель эффективности ТСХ 6,09 6,07 6,02 6,06 1,003 1,008 0,99
Средний индекс         1,03 0,92 0,94

 

     Из данных таблицы видно, что практические все затратные показатели увеличиваются, это касается и величины потерь вследствие естественной убыли, и затрат на перевозку. Отдельно необходимо отметить увеличение показателей сеебстоимости складской переработки одной тонны ресурсов и общую величину годовых эксплуатационных расходов. Эти показатели являются комплексными и именно они оказывают наибольшее влияние на формирование стоимости продукции компании. Важно помнить, что при расчетах те индексы, которые должны иметь отрицательную тенденцию, пересчитываются на обратные по формуле 16.

На основе отчетных данных так же рассчитаем показатели последнего критерия «времени», отраженные в таблице 14.

 

Таблица 14 - Расчет среднего индивидуального индекса по критерию «время»

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Iинд2014 Iинд2015 Iинд2016
Производительность труда, км/чел. в сут. 167 183 169 172 1,1 0,92 1, 2
Скорость оборачиваемости материалов наскладе, дней 283 266 289 294 1,06 0,92 0,99
Средний запас на складе за один период, тонн 980 850 1003 1515 1,15 0,85 0,66
Производительность труда складского персонала, тонн/сутки 70 74 82 88 1,06 1,1 1,07
Коэффициент простоя транспортных средств в гараже, % 18 12 17 21 1,5 0,7 0,81
Средний индекс         1,16 0,9 0,94

 

Временные показатели так же увеличиваются, что свидетельствует о снижении оборачиваемости продукции компании, а значит о снижении прибыли и дополнительных затратах. Как и для расчетов в предыдущей таблице те индексы, которые должны иметь отрицательную тенденцию, пересчитываются на обратные по формуле 16.

Динамично изменения значений сводных индексов можно отразить с помощью графика, представленного на рисунке 16, на котором кроме средних индексов по четырем критериям будет представлен график изменения единого сводного индекса – среднеарифметическое от средних индексов по всем критериям

 

Рисунок 16 – Динамика средних индексов по каждой группе показателей и динамика сводного индекса ООО «Северная Нива»

Наличие на официальном сайте компании списка клиентов, среди которых множество крупнейших сельскохозяйственных компаний России позволяет сделать вывод о высоком качестве оказываемых услуг. В своем производстве ООО «Северная Нива» использует только современную технику, а именно американских моделей, которые достаточно многофункциональны и удобны в эксплуатации, что позволяет добиваться высокой урожайности каждый год. Ассортимент компании невысок, он включает в себя до восьми наименований, однако это способствует повышению качества продукции. Коммуникации прекрасно налажены, как с контрагентами, так и с покупателями, это находит отражение в надежных партнерских отношениях, своевременных поставках по выгодным ценам.

Меньше двадцати процентов сотрудников имеют высшее образование, в основном это руководящий состав (директор, главный бухгалтер, агроном и др.), некоторые из работников проходили дополнительное обучение, основная цель которого – научить управлять и ремонтировать тот или иной вид техники. Около пятидесяти процентов работников имеют стаж работы более пяти лет именно в этой компании. Поощрением за инициативность и главным мотивом качественного выполнения работы является премия в размере процентов от выполнения заказов сверх месячной нормы, премиальные устанавливаются директором. Компания недостаточно укомплектована, в связи с расширением деятельности регулярно требуются новые сотрудники, особо остро недостаток ощутим в весенний и осенний периоды, когда проводятся посевные и уборочные работы.

Ценовая политика хорошо проработана, цены на продукцию устанавливаются с учетом ее качества, расходов и т.д. Компания не является лидером на рынке, однако занимает одну из лидирующих позиций в нашем регионе, является одним из самых крупных поставщиков сельскохозяйственной продукции.

Стиль руководства больше авторитарный, чем демократический, в организации поощряется инициативность, ответственность, подчиненные только информируются о важных управленческих решениях, сами же практически не принимают участия в разработке решения. Тип организационный структуры, при которой в компании директор и начальники отделов выполняют ключевые управленческие функции, остальные сотрудники имеют равные полномочия, является оптимальным для небольшого бизнеса. Однако дальнейшей расширение бизнеса потребует изменения организационной структуры и стиля руководства, так как директору сложно одному будет решать все вопросы, связанные с планированием и управлением особенно в транспортно-складском хозяйстве.

Компании следует обратить особое внимание на развитие персонала, повысить его компетентность, усовершенствовать систему мотивации и т.д. Что касается работы транспортно-складской системы, то следует в целом пересмотреть ее организацию, внести изменение в процесс складирования, работу склада и оборудования, сократить его простои и повысить эффективность использования. Внедрение изменений в эти направления позволит сократить затраты на транспортировку и складирование, повысить рентабельность основных средств, увеличить чистую прибыль компании.

Из-за отсутсвия правильно выстроенного алгоритма работы склада при приемке материалов зачастую происходят серьезные ошибки, а именно: несоответствие по количеству (весу), прием брака. Причинами указанных ошибок являются:

а) неэффективная технология приемки или ее полное отсутствие;

б) отсутствие регламентов/стандартов проведения приемки и порядка работы;

в) передача управления и исполнения процессами приемки, контроля входящего потока неквалифицированному операционному персоналу.

Отсутствие четкой организации  технологического процесса на складе исследуемого предприятия приводит к следующему:

а) несвоевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;

б) неэффективное использование средств механизации, большой объем работ выполняется «вручную»;

в) складирование материалов с максимальным использованием площади и емкости складов, перегрузка складских помещений;

г) потери товарно-материальных ценностей, их порча;

д) нерациональная организация работ по отборке, комплектованию и подготовке к отпуску товаров, весь объем работ ложится на зав. складом;

е) ненормальные условия труда, ненормированный рабочий график, частое нарушение  техники безопасности.

При решении проблем транспортно-складского хозяйства необходимо учитывать следующие особенности:

1) потребление материально-технических средств носит выраженный сезонный характер, что говорит о необходимости создания запасов минеральных удобрений, топлива, запчастей. Эти запасы должны быть достаточными для проведения посевных и уборочных работ в сжатые сроки, поэтому реализация технологии поставок «точно в срок» в большинстве случаев не применима, особенно в условиях удаленности поставщиков;

2) в силу сезонности производства большая часть техники используется на протяжении незначительного периода в году. В то же время чрезвычайно плотный график работ в период посевной и уборки урожая предопределяет быстрый физический износ техники;

3) хранение крупных сезонных запасов материально-технических средств в течение нескольких месяцев требует создания соответствующих складских мощностей, как на предприятиях-потребителях, так и у поставщиков.

Таким образом, на основе двух методов (ССП и метода сводного индекса) была проанализирована эффективность функционирования транспортно – складского хозяйства сельскохозяйственного. Первый метод основывался на построении стратегических целей транспортно-складского хозяйства по ключевым параметрам «количество», «качество», «время» и «затраты». Каждая стратегическая цель была конкретизирована подцелью в рамках дерева целей. Затем было проанализировано большое количество показателей, из числа которых были выбраны именно те коэффициенты, которые наилучшим образом отражают достижение той или иной цели. Отклонения выявлялись путем сравнения фактического значения показателей с их плановым значением. Данный метод был дополнен методом сводного индекса, который позволяет наглядно увидеть динамику результатов транспортно – складского хозяйства. На основании примененной методики были выявлены проблемы в функционировании транспортно – складского хозяйства, а именно: за анализируемый период увеличилась загруженность транспорта, это в первую очередь связано с хорошей урожайностью компании в 2016 году, но в то же время, уменьшились частота транспортировок и значения выполнения плана по перевозкам, это может свидетельствовать о снижении продаж компании, нельзя не отметить перегруженность складских помещений напротяжении всего года особенно в самые загруженные месяцы (сентябрь-ноябрь), учитывая объемы складов и объемы поступающих зерновых и других культур, а так же нереализованных запасов и увеличивающийся период реализации, низкий уровень механизации и автоматизации, это касается не только маленького количества складского оборудования, но и учетных программ, низкая подготовленность и дисциплинированность персонала склада, что вытекает в потери товара при хранении и отгрузке.

Во второй главе было выявлено, что компания занимает уверенные позиции на рынке сельскохозяйственных производителей в Приволжском федеральном округе. Основные виды деятельности компании - выращивание, переработка, заготовка, закупка, хранение и реализация продукции сельского хозяйства.Анализ финансовой отчетности и показателей ликвидности показал, что у компании на данных момент хорошая финансовая устойчивость и независимость. В рамках транспортно-складского хозяйства  выполняются операции по приемке сырья и материалов, их хранению и отгрузке. Складские помещения поделены на зону приемки, зону хранения, зону временного хранения, административный комплекс и зону хранения отобранных заказов. Эффективность функционирования была проанализирована с помощью системы сбалансированных показателей и метода сводного индекса. По результатам анализа было выявлено немало отклонений, в том числе перегрузка складских площадей, отсутствие четкой организации процессов приемки и отгрузки продукции, «ручное» ведение складского учета, недостаток рабочей силы, высокая доля запасов и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...