Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система транспортно – складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия
Системы транспортировки и складирования являются взаимодополняющими элементами при организации поставок, в процессе производства, хранения и сбыта продукции компании. Именно от величины затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и распределения, а так же именно эти затраты влияют на принятие многих значимых решение в области управления операционной деятельностью компании. В современных экономических условиях эффективное функционирование производства невозможно без максимальной интеграции транспортных и складских процессов. Основными причинами создания транспортно-складского хозяйства на предприятиях являются [11, 33]: а) территориальное разделение участников цепи поставок; б) необходимость сохранения высокого качества продукции при оптимальных затратах; в) несоответствие циклов производственного потребления и др. Транспортно-складское хозяйство выполняет важную функцию обслуживания основных и вспомогательных производственных и сбытовых процессов на всех уровнях (от одного сотрудника до уровня компании). Транспортно-складское хозяйство направлено на решение следующих задач [17]: а) обеспечение ритмичности и непрерывности производственных и сбытовых процессов; б) снижение себестоимости и трудоемкости транспортно-складских операций; в) сокращение производственного цикла в целом, ускорение оборачиваемости запасов; г) внедрение новых методов и технологий в работу транспортно-складского хозяйства, направленных на его оптимизацию и др. Управлениелогистикойцелесообразно рассматривать в рамках полной логистической системы, представленной на рисунке 2. Из данногорисунка видно, что складская и транспортная логистикипредставляют собой ключевые функциональные активности.[14].
Рисунок 2 – Место складской и транспортной логистики в логистической системе
Авторами, как правило, транспортное и складское хозяйство, рассматриваются по отдельности. Например, Тяпухин А.П. пишет, что «управление транспортом – это управление тем или иным видом перевозоных средств». А складское хозяйство включает в себя только складской комплекс предприятия [15]. Согласно работам Аникиной Б.А. «складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя». В то время как «транспортное хозяйство отвечает за аудит транспортных операций, интеграция транспортных служб, отслеживание и экспедирование доставки и т.д.» [1]. Кроме того, нельзя не обратиться к определению, которое дает в своих работах Ю. М. Неруш «склад – это система, которую нужно рассматривать не только как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складской комплекс, где процессы перемещения материальных ресурсов также играют большую роль» [23]. Исходя из вышесказанного, а так же из тех задач, решение которых должно обеспечиваться а рамках транспортно - складского хозяйства можно сформировать следующее определение. Транспортно - складское хозяйство – система, включающая в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, различные бизнес-процессы, связывающие элементы системы, направленные на обеспечение перемещения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков для целей производства и сбыта в соответствии с установленными сроками и требованиями к продукции со стороны потребителей. Основным критерием функционирования транспортно - складской системы компании является качественное и своевременное предоставление товаров потребителю при оптимальных затратах. Транспортно-складское хозяйство на российских предприятиях, как правило, представлено двумя ключевыми составляющими транспортом и складами. Логистика ставит задачу правильной и оптимальной организации процессов на складах, а также задачу технической, технологической сопряженности внутри складских процессов с процессами, происходящими в окружающей среде.Склад – важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции.Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока от поставщика до конечного потребителя продукции представлена на рисуноке3 [20].
Рисунок 3 -Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока поставщика до потребителя
Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами. Примерная схема организационной структуры склада представлена на рисунке 4 [5, 48].
Рисунок 4- Организационная структура склада
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции.Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.Схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 5 [28].
Рисунок 5 – Схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя Логистический процесс, увязывающий все складскиеоперации, разрабатывается с целью установленияминимально необходимого числа операций, выбора наиболее целесообразного типа складского оборудования. Пример логистического процесса на складе представлен на рисунке 6 [26].
.
Рисунок 6 – Логистический процесс на складе
Логистический процесс на складе охватывает транспортные и внутрискладские перемещения, а также учетные и контрольные операции, эффективность процессов, происходящих на складах, напрямую зависит от транспортной системы компании. Причина несоответствий в складской логистике – большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п. Организация складского хозяйства включает в себя следующие работы [37, 50]: 1)анализ структуры предприятия с точки зрения прямоточности, пропорциональности, ритмичности производства; 2) определение необходимой номенклатуры и вида складов; 3) построение схемы расположения новых складов и складских помещений; 4) разработка календарных планов работы складских помещений, в том числе организация движения потоков; 5) анализ и оценка работы складов, разработка мероприятий по их оптимизации. Транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции. Эффективная организация внутрипроизводственного транспорта, грузопотоков и грузооборота в целом способствует сокращению производственных циклов, ускорению оборачиваемости, снижению себестоимости.В сельскохозяйственных предприятиях используются виды транспорта, которые могут быть классифицированы по следующим признакам [49]: 1) по сфере обслуживания: - межцеховой транспорт; - внутрицеховой транспорт; 2) по режиму работы: - транспорт непрерывного действия; - транспорт периодического действия; 3) по уровню автоматизации: - механический транспорт; - автоматический транспорт; - ручной транспорт; 4) по виду перемещаемых грузов: - ТС для наливных грузов; - ТС для сыпучих грузов; - ТС для штучных грузов. Организация транспортного хозяйства состоит из следующих этапов [34]: 1)стратегическое планирование, направленное на обновление транспортных средств его модернизацию; 2) анализ производственного потенциала компании, разработка, планирование и внедрение мероприятий по совершенствованию производственной структуры с точки зрения рационализации транспортной системы; 3) оценка уровня загрузки и эффективности использования транспорта за определенный промежуток времени; 4)обоснование выбора того или иного транспортного средства; 5) определение и расчет нормативов на ремонт и другие эксплуатационные нужны ТС; 6) построение схем материальных потоков; 7) планирование, построение системы мотивации. Общепринятыми методами организации транспортно-складской деятельности являются системный и процессный подходы. Каждый из этих подходов имеют свои преимущества и недостатки при построении транспортно-складской деятельности и инфраструктуры , представленные в таблице 1 [1, 31].
Таблица 1 – Подходы к организации транспортно-складской деятельности
Таким образом, рассматриваяпреимущества и недостатки системного подхода при моделировании транспортно-складских процессов, данное направление позволяет [2, 7]: а) определить структуру транспортно-складского хозяйства предприятия, а также определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи; б)выявить внутренние свойства логистической системы склада; в)выделить и классифицировать связи между элементами складской и транспортно-складской системы; г)выявить факторы неопределенности,влияющие на функционирование транспортно-складских процессов; д)выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования транспортно-складской системы и отдельных ее элементов. Можно выделить следующие этапы построения транспортно-складской системы, данные этапы были выявлены на основе анализа современной отечественно литературы,они представлены в таблице 2 [13, 23].Ключевыми этапами являются синтез оптимальной складской системы, проектирование складского хозяйства, а так же организация взаимодействия транспортных и складских элементов.
Таблица 2 – Основные этапы формирования транспортно-складской системы
Анализ отечественной современной научной литературы на тему повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйствапозволяет сделать несколько выводов. Во-первых, следует отметить то, что на стратегическом уровне достаточно глубоко проработан вопрос взаимодействия транспортной и складской системы, подчеркнута важность такого взаимодействия в достижении стратегических целей, однако на тактическом и оперативном уровне они продолжают рассматриваться отдельно. Во-вторых, транспортная логистика и складское хозяйство обладают развитым инструментарием, в то время как в транспортно-складской системе очень мало исследований обобщающих на теоретическом уровне проблемы ее развития. Таким образом, транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции. В то же время складское хозяйство – важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции. Большинством современных авторов транспортное и складское хозяйство рассматривается по отдельности, выделяя у каждого подразделения свои задачи и функции. Автором было предложено определение понятия «транспортно-складское хозяйство, исходя из того, что транспортно-складское хозяйство представляет собой некий синтез, объединяющий в себе процессы, происходящие на складах и транспортную систему предприятия, направленную на обеспечение непрерывности этих процессов. Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами.Несмотря нато, что система транспортно-складского хозяйства на практике при организации производственно-сбытовой деятельности рассматриваются отдельно, только ее интеграция способна повысить эффективность функционирования компании и обеспечить достижение стратегических целей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 736. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |