Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система транспортно – складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия




 

 

Системы транспортировки и складирования являются взаимодополняющими элементами  при организации поставок, в процессе производства, хранения и сбыта продукции компании.  Именно от величины затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и распределения, а так же именно эти затраты влияют на принятие многих значимых решение в области управления операционной деятельностью компании.

В современных экономических условиях эффективное функционирование производства невозможно без максимальной интеграции транспортных и складских процессов. Основными причинами создания транспортно-складского хозяйства на предприятиях являются [11, 33]:

а) территориальное разделение участников цепи поставок;

б) необходимость сохранения высокого качества продукции при оптимальных затратах;

в)  несоответствие циклов производственного потребления и др.

Транспортно-складское хозяйство выполняет важную функцию обслуживания основных и вспомогательных производственных и сбытовых процессов на всех уровнях (от одного сотрудника до уровня компании).

Транспортно-складское хозяйство направлено на решение следующих задач [17]:

а) обеспечение ритмичности и непрерывности производственных и сбытовых процессов;

б) снижение себестоимости и трудоемкости транспортно-складских операций;

в) сокращение производственного цикла в целом, ускорение оборачиваемости запасов;

г) внедрение новых методов и технологий в работу транспортно-складского хозяйства, направленных на его оптимизацию и др.

Управлениелогистикойцелесообразно рассматривать в рамках полной логистической системы, представленной на рисунке 2. Из данногорисунка  видно, что складская и транспортная логистикипредставляют собой ключевые функциональные активности.[14].

 

Логистика
Военная логистика
Математическая логистика
Экономическая логистика
Финансовая логистика
Сервисная логистика
Коммерческая логистика
Информационная логистика
Логистика снабжения
Логистика производства
Логистика сбыта
Транспортная логистика
Складская логистика
Логистика запасов

 


Рисунок 2 – Место складской и транспортной логистики в логистической системе

 

Авторами, как правило, транспортное и складское хозяйство, рассматриваются по отдельности. Например, Тяпухин А.П. пишет, что «управление транспортом – это управление тем или иным видом перевозоных средств». А складское хозяйство включает в себя только складской комплекс предприятия [15].

Согласно работам Аникиной Б.А. «складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя». В то время как «транспортное хозяйство отвечает за аудит транспортных операций, интеграция транспортных служб, отслеживание и экспедирование доставки и т.д.» [1].

Кроме того, нельзя не обратиться к определению, которое дает в своих работах Ю. М. Неруш «склад – это система, которую нужно рассматривать не только как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складской комплекс, где процессы перемещения материальных ресурсов также играют большую роль» [23].

Исходя из вышесказанного, а так же из тех задач, решение которых должно обеспечиваться а рамках транспортно - складского хозяйства можно сформировать следующее определение. Транспортно - складское хозяйство – система, включающая в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, различные бизнес-процессы, связывающие элементы системы, направленные на обеспечение перемещения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков для целей производства и сбыта в соответствии с установленными сроками и требованиями к продукции со стороны потребителей. Основным критерием функционирования транспортно - складской системы компании является качественное и своевременное предоставление товаров потребителю при оптимальных затратах.

Транспортно-складское хозяйство на российских предприятиях, как правило, представлено двумя ключевыми составляющими транспортом и складами.

Логистика ставит задачу правильной и оптимальной организации процессов на складах, а также задачу технической, технологической сопряженности внутри складских процессов с процессами, происходящими в окружающей среде.Склад – важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции.Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока от поставщика до конечного потребителя продукции представлена на рисуноке3 [20].

Склады
Склады на участке движения товаров народного потребления  
Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения
Склады сферы обращения производственно-технического назначения
Склады сырья и материалов
Склады готовой продукции предприятий-изготовителей
Склады оптовых баз в местах производства
Склады оптовых баз в местах потребления

 


 

 

Рисунок 3 -Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока поставщика до потребителя

 

Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами.

Примерная схема организационной структуры склада представлена на рисунке 4 [5, 48].

Техническая служба
Участок розничного набора  
Участок приемки, хранения
Участок комплектации и выдачи товара  
Начальник склада
Служба качества
Служба производственного обучения
Заместитель начальника склада
Заместитель начальника склада
Группа обеспечения оперативного управления
Начальники смен
Группа складской логистики

 


Рисунок 4- Организационная структура склада

 

По пути движения груза с ним осуществляются разно­образные операции: разгрузка, укладка на поддоны, пере­мещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Объем работ по от­дельной операции, рассчитанный за определенный проме­жуток времени, за месяц, за год, представляет собой мате­риальный поток по соответствующей операции.Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.Схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 5 [28].

 

Склад магазина
Склад предприятия оптовой торговли
Склад оптово-посредни-ческой фирмы
Склад готовой про-дукции
Цех
Склад сырья

 

 

Рисунок 5 – Схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

Логистический процесс, увязывающий все складскиеоперации, разрабатывается с целью установленияминимально необходимого числа операций,  выбора наиболее целесообразного типа складского оборудования. Пример логистического процесса на складе представлен на рисунке 6 [26].   

 

Приёмка  товаров
Отпуск  товаров
Поступление товаров
Поступление товаров
Перемещение товаров до зоны хранения
Подготовка и комплектация заказов
Упаковка  товаров
Перемещение  товаров и погрузка товара 
По качеству
По количеству 
Хранение товаров  

 


.

Размещение товаров на хранение 
Разгрузка  товара

 


                                                                                                                            

 


                                                                                                

                                       

 

 


Рисунок 6 – Логистический процесс на складе

 

Логистический процесс на складе охватывает транспортные и внутрискладские перемещения, а также учетные и контрольные операции, эффективность процессов, происходящих на складах, напрямую зависит от транспортной системы компании.

Причина несоответствий в складской логистике – большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п.

Организация складского хозяйства включает в себя следующие работы [37, 50]:

1)анализ структуры предприятия с точки зрения прямоточности, пропорциональности, ритмичности производства;

2) определение необходимой номенклатуры и вида складов;

     3) построение схемы расположения новых складов и складских помещений;

4) разработка календарных планов работы складских помещений, в том числе организация движения потоков;

5) анализ и оценка работы складов, разработка мероприятий по их оптимизации.

Транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции.

Эффективная организация внутрипроизводственного транспорта, грузопотоков и грузооборота в целом способствует сокращению производственных циклов, ускорению оборачиваемости, снижению себестоимости.В сельскохозяйственных предприятиях используются виды транспорта, которые могут быть классифицированы по следующим признакам [49]:

1) по сфере обслуживания:

- межцеховой транспорт;

- внутрицеховой транспорт;

2) по режиму работы:

- транспорт непрерывного действия;

- транспорт периодического действия;

3) по уровню автоматизации:

- механический транспорт;

- автоматический транспорт;

- ручной транспорт;

4) по виду перемещаемых грузов:

- ТС для наливных грузов;

- ТС для сыпучих грузов;

- ТС для штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства состоит из следующих этапов [34]:

1)стратегическое планирование, направленное на обновление транспортных средств его модернизацию;

2) анализ производственного потенциала компании, разработка, планирование и внедрение мероприятий по совершенствованию производственной структуры с точки зрения рационализации транспортной системы;

3) оценка уровня загрузки и эффективности использования транспорта за определенный промежуток времени;

4)обоснование выбора того или иного транспортного средства;

5) определение и расчет нормативов на ремонт и другие эксплуатационные нужны ТС;

6) построение схем материальных потоков;

7) планирование, построение системы мотивации.

Общепринятыми методами организации транспортно-складской деятельности являются системный и процессный подходы. Каждый из этих подходов имеют свои преимущества и недостатки при построении транспортно-складской деятельности и инфраструктуры , представленные в таблице 1 [1, 31].

 

Таблица 1 – Подходы к организации транспортно-складской деятельности

Подход Преимущества Недостатки
Системный подход - интеграция различных отраслей - синтез знаний из различных областей наук; - отражаются общие положения для построения системы, что позволяет рассматривать процесс проектирования как систему; - интенсивно используются несколько моделей для проектирования; - основным результатом системного подхода является интегральный экономический эффект, который обеспечивает разработку высокоэффективных технологий - ряд методов, применяемых при системном подходе, не имеет апробированных и проработанных инструментов для построения системы,; - отсутствие одного из основных принципов логистики — «целостности и единства»; - проблема оценки эффективности построенной модели на принципе системного подхода
Процессный подход - обеспечивает оптимизацию системы управления предприятием, поскольку данный метод позволяет более четко отследить отклонения в деятельности предприятия; -направлен на решение стратегических целей и задач; - при построении, разработке и контроле модели используются информационные системы и технологии - сложность реализации подхода.

 

Таким образом, рассматриваяпреимущества и недостатки системного подхода при моделировании транспортно-складских процессов, данное направление позволяет [2, 7]:

а) определить структуру транспортно-складского хозяйства предприятия, а также определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи;

б)выявить внутренние свойства логистической системы склада;

в)выделить и классифицировать связи между элементами складской и транспортно-складской системы;

г)выявить факторы неопределенности,влияющие на функционирование транспортно-складских процессов;

д)выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования транспортно-складской системы и отдельных ее элементов.

Можно выделить следующие этапы построения транспортно-складской системы, данные этапы были выявлены на основе анализа современной отечественно литературы,они представлены в таблице 2 [13, 23].Ключевыми этапами являются синтез оптимальной складской системы, проектирование складского хозяйства, а так же организация взаимодействия транспортных и складских элементов.

 

Таблица 2 – Основные этапы формирования транспортно-складской системы

Этап Основное содержание и результат Методы, модели и алгоритм решения Источник

Синтез оптимальной складской системы

Определение необходимого количества складских объектов Метод семантического анализа зависимости совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества складов предприятия [13] Лукинский В.С. Дыбская В.В. Миротин Л.Б.
Определение местоположения складских объектов Метод «пробной точки»; Метод центра тяжести, алгоритм поиска координат склада на основе интеграционного подхода [23] Дыбская В.В.
Определение сфер обслуживания транформационных центров Метод теории нечетких множеств, метод стохастического программирования [13] Николайчук В.В.
Выбор поставщика складских услуг Метод рейтинговых оценок факторов, метод оценки затрат, метод выбора логистического посредника и др. [13] Лукинский В.С. Дыбская В.В

Проектирование складского хозяйства

Определение основных параметров складских зон Метод элементарных площадок, методика оценки вместимости склада на основе экономико-математической модели [23] Маликов О.Б. Бойко Н.И.
Размещение продукции на складе Метод АВС, Метод оптимальной раскладки [23] Мамед-Зади В.А., Лукинский В.С.

Организация взаимодействия транспортных и складских элементов

Планирование прибытия и отправления ТС на склад    
Планирование и распределение ресурсов на обслуживание ТС Методика определения количества подъемно-транспортных машин с учетом интенсивности внутрисладских грузопотоков [18] Маликов О.Б.

Анализ отечественной современной научной литературы на тему повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйствапозволяет сделать несколько выводов. Во-первых, следует отметить то, что на стратегическом уровне достаточно глубоко проработан вопрос взаимодействия транспортной и складской системы, подчеркнута важность такого взаимодействия в достижении стратегических целей, однако на тактическом и оперативном уровне они продолжают рассматриваться отдельно. Во-вторых, транспортная логистика и складское хозяйство обладают развитым инструментарием, в то время как в транспортно-складской системе очень мало исследований обобщающих на теоретическом уровне проблемы ее развития.

Таким образом, транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции. В то же время складское хозяйство – важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции. Большинством современных авторов транспортное и складское хозяйство рассматривается по отдельности, выделяя у каждого подразделения свои задачи и функции. Автором было предложено определение понятия «транспортно-складское хозяйство, исходя из того, что транспортно-складское хозяйство представляет собой некий синтез, объединяющий в себе процессы, происходящие на складах и транспортную систему предприятия, направленную на обеспечение непрерывности этих процессов. Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами.Несмотря нато, что система транспортно-складского хозяйства на практике при организации производственно-сбытовой деятельности рассматриваются отдельно, только ее интеграция способна повысить эффективность функционирования компании и обеспечить достижение стратегических целей.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 538.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...