Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хронометрирование, пульсометрия




Хронометрирование и пульсометрию можно рассматривать как составные части педагогического исследования. Хронометрирование – метод изучения учебной, тренировочной, соревновательной деятельности с помощью исследования затрат времени на выполнение определенных заданий, различных компонентов деятельности, элементов техники движений.

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся, спортсменов на выполняемую физическую нагрузку. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у участников педагогического эксперимента в различные периоды урока или тренировочных занятий.

 

Контрольные испытания

Контрольные испытания – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия контрольные упражнения, функциональные пробы, тесты. В методике проведения контрольных упражнений и тестов следует руководствоваться следующими общими положениями:

· условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

· контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;

· в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

· контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);

· желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

Общей рекомендацией следует считать проведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от целей исследования и задач учебно-воспитательного, тренировочного процесса.

Гомогенная батарея тестов состоит из однородных тестов (например, тестов, позволяющих выявить уровень развития силовых качеств). В исследованиях, как правило, применяют не один тест, а несколько. Гетерогенная батарея тестов состоит из двигательных заданий различной направленности (например, скоростной, силовой, на выносливость, на проявление аэробных и анаэробных возможностей организма). Тесты должны отвечать требованиям валидности, надежности, воспроизводимости.

В зависимости от поставленных задач исследования используют тесты:

· для исследования внутренних реакций организма на тренировочные нагрузки (морфологические изменения, происходящих в результате занятий физическими упражнениями; реакции сердечно-сосудистой системы; реакции дыхательной системы; сдвиги в функциональных свойствах мышц и т. д.);

· для антропометрических измерений;

· для исследования физических качеств;

· для определения технико-тактических навыков;

· для исследования деятельности нервной системы;

для определения психологических характеристик, интеллектуальных качеств, мотивации.

Экспертное оценивание

Метод экспертных оценок с привлечением экспертов-специалистов используется при анализе педагогических явлений, не имеющих четкого количественного выражения, например: артистизм, эстетика движений, пластичность, презентация программы. С помощью данного метода дают оценку исследуемому явлению в виде обобщенного мнения экспертов. В качестве экспертов выступают ведущие специалисты физической культуры и спорта (ведущие тренеры, преподаватели, квалифицированные спортсмены, в количестве 3-5 человек)

К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осуществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Однако, субъективная оценка во многом зависит от индивидуальных особенностей эксперта: квалификации эрудиции, опыта, личных вкусов и т.д. поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Способы проведения экспертизы разнообразны, самый простой из них называют методом предпочтения или ранжирования. Пользуясь этим методом, эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место.

Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике, прыжках в воду, синхронном плавании, конкурс на лучшую научную работу и т.п.

 

Педагогический эксперимент

Эксперимент - это одна из сфер человеческой практики, в которой научные факты добываются путем преднамеренного создания необходимых по задачам условий, исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления.

Объектом исследований могут быть существующие в практике педагогические положения и те или иные теоретические предположения с целью получения научных фактов и установления объективных законов физического воспитания.

Проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы проведения ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания. Например, недопустимо изучать методы тренировки, которые могут нанести вред здоровью испытуемых.

Влияние экспериментальной методики определяется с помощью контрольных испытаний, регистрации техники выполнения физических упражнений, физиологических методов. Эксперимент строится по следующей схеме:

начальные исследования  проведение занятий  промежуточные исследования  проведение занятий  конечные исследования.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение определенных показателей перечисленными методами, а проведение занятий предусматривает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и т.д.).

По степени изменения условий проведения эксперимента их принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный. По своей направленности и схеме проведения эксперименты могут быть абсолютными и сравнительными, прямыми и перекрестными, многофакторными.

В эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по задачам исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

Параллельные эксперименты строятся по схеме, которая предусматривает организацию двух или более максимально одинаковых парных групп. В одной группе применяется экспериментальный метод организации учебно-воспитательного процесса (экспериментальная группа), в другой – контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, т. е. параллельно. Сравниваемые группы требуют выполнения определенных условий идентичности:

· они должны иметь полное равенство начальных данных (состав примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту и т.п.);

· иметь равенство условий работы (использование одинакового инвентаря, типовых залов, одна и та же смена и т.д.);

· быть независимыми от личности преподавателя (тренера). При этом занятия в контрольной и экспериментальной группах может проводить как один и тот же преподаватель, так и разные.

При таком построении эксперимента появляется убежденность в том, что все спонтанные, неуправляемые факторы будут оказывать примерно одинаковое воздействие на исследуемых как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Различия же в конечном результате окажутся следствием действия именно экспериментального фактора.

Достоверность данных исследования зависит также от количества испытуемых. Чем их больше, тем меньше вероятность того, что на результаты исследований повлияли неучтенные факторы — индивидуальные особенности занимающихся, различные условия их жизни, психологические факторы и др. При изучении проблем тренировки и обучения число испытуемых должно быть тем больше, чем меньше уверенность в полной идентичности состава групп, условий занятий и т. д. В то же время можно проводить исследования с несколькими спортсменами и даже с одним спортсменом, если необходимо выяснить его индивидуальные способности, личностные качества в интересующем исследователя вопросе, Такие исследования помогут индивидуализировать развитие отдельных физических качеств, выявить особенности психологической подготовки спортсмена, способствовать формированию технико-тактических навыков.

Проведение экспериментальной части исследований в физической культуре и спорте осуществляется в несколько этапов:

1. На начальном этапе решается вопрос о необходимости проведения экспериментальной части исследования.

2. Разрабатывается научная гипотеза, которая будет положена в основу эксперимента. Гипотеза базируется на определенных научных данных, подкрепляется теоретическими доводами и умозаключениями. При организации конкретного эксперимента параллельно с общей гипотезой могут выдвигаться и частные (рабочие) гипотезы, непосредственно связанные с общей гипотезой.

3. Выбираются конкретные виды эксперимента. В зависимости от цели и конкретной задачи исследования, этапа работы над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимента и т.п. решается вопрос о видах и типах эксперимента.

4. Выбор и оценка общих условий проведения эксперимента, таких как контингент испытуемых, преподаватели и тренеры, которые будут принимать участие в эксперименте, место и средства для проведения экспериментальных исследований.

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичны по своим характеристикам, поскольку это играет важную роль для оценки результатов педагогического эксперимента. Только в этом случае можно утверждать, что эффективность тренировочного процесса достигнута благодаря экспериментальной методике.

6. В зависимости от общей целей и частных задач эксперимента решается вопрос о том, какие экспериментальные данные исследователь должен получить в итоге. Поэтому объектом наблюдения по ходу тренировочного, учебно-воспитательного процесса всегда являются занимающиеся и тренер (преподаватель). В ходе эксперимента используются частные методы и методики для сбора необходимых данных, а по завершении эксперимента либо его части- методы, проверяющие результаты учебно-тренировочного процесса – контрольные испытания, анкетирование, беседы и т.п.

7. При составлении программы эксперимента в ней необходимо указать содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую.

Таким образом, планирование эксперимента многоступенчатый процесс, включающий в себя: определение целей и задач эксперимента, обоснование его необходимости, формулировку научной гипотезы, выбор типа эксперимента, выбор и оценку общих условий проведения эксперимента, оценку и выбор уравниваемых данных, их показателей в методике сбора этих данных, составление общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, программ ведения наблюдений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...