Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткая характеристика методов исследования
В практике проведения исследований, направленных на решение задач в области физической культуры и спорта широко используются следующие методы: • анализ литературных источников; • анализ документальных материалов; • Беседа, опрос (интервью), анкетирование; • методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования: хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование, контрольные испытания; регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино- и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.; • педагогический эксперимент; • методы математической статистики для обработки полученных эмпирических данных При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами: · метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач; · количество методов должно быть в меру целесообразным; · применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов; · выбранные методы должны быть предварительно апробированы.
Анализ научно-методической литературы Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников. При подготовке к исследованию чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с теми методами, которые применялись ранее. Анализ литературы поможет исследователю грамотно спланировать последующую работу. Первое и ведущее условие в исследовательской работе – освоение научной литературы, осмысление и обработка официальной документации по теме исследования. Изучение литературных источников может выступать как основной метод исследования (например, при разработки темы «История олимпийского движения»), так и как вспомогательное средство при экспериментальных исследованиях, где основным методом служит педагогический эксперимент. Изучение литературных источников требует, прежде всего, подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно – поисковые системы. Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и так далее. Исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Без освоения обширной научной информации невозможно проведение исследований. Объем ежегодно издающейся научной информации по физической культуре и спорту достаточно обширен, и задача любого исследователя в начале своих научных изысканий познакомиться с уже накопленным опытом по данной проблеме. Необходимо отметить, что изучение литературных источников настраивает исследователя на экспериментальную работу. Результаты анализа и обобщения источников входят в особый раздел научной публикации под названием «Обзор литературы», который предшествует изложению собственного материала.
Анализ документальных материалов Многие стороны физического воспитания и спорта находят свое отражение в различных документах - планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований и руководящих материалах, учебных планах, программах, материалах инспектирования, статистических отчетах и пр. Все эти документы преследуют практические цели, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы и сбора материала для курсовой работы. Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт практической работы. При использовании данных других исследователей, необходимо учитывать, что оценка результатов исследования давалась разными людьми, различной квалификации, в неодинаковых условиях; данные могут быть получены при помощи непроверенных измерительных приборов. Беседа, интервью, анкетирование Беседа применяется для получения дополнительной информации и проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов. В отличие от беседы в интервью исследователь задает выстроенные в определенной последовательности вопросы, ответы респондента могут записываться. Наиболее распространенным методом опроса является анкетирование - получение ответов в письменной форме на систему стандартизированных, заранее подготовленных вопросов, отражающих задачи исследования. Анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы тренеров, учителей; содержание и методы проведения учебно-тренировочных занятий и т.д. Анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении какой-либо методики занятий, но в совокупности с другими данными исследования они могут иметь значение для установления истины. При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д.
Педагогические наблюдения В методике проведения педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Педагогическое наблюдение как метод исследования рассматривается как целенаправленное восприятие какого-либо явления, процесса с целью получения фактического материала. Объектом наблюдения могут быть: ü задачи обучения и воспитания; ü средства физического воспитания; ü методы обучения и воспитания; ü поведение занимающихся и преподавателя; ü характер и величина нагрузки; ü техника физических упражнений; ü тактические действия; ü продолжительность выполнения упражнений; ü величина пространственных перемещений занимающихся или снарядов (длина разбега и т.д.); ü количественные стороны процесса (число ударов, ускорений, бросков и т.д.). Прежде чем проводить педагогические наблюдения, необходимо: ü определить задачи; ü наметить объекты наблюдений; ü определить способы проведения наблюдений; ü подобрать приемы фиксации полученных данных; ü разработать схему наблюдений; ü определить методы анализа собранного материала. Эффективность проведения педагогических наблюдений значительно возрастает при использовании современных регистрирующих устройств, специальных приборов и технических средств.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |