Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткая характеристика методов исследования




В практике проведения исследований, направленных на решение задач в области физической культуры и спорта широко используются следующие методы: 

• анализ литературных источников;

• анализ документальных материалов;

• Беседа, опрос (интервью), анкетирование;

• методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования: хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование, контрольные испытания; регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино- и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.;

• педагогический эксперимент;

• методы математической статистики для обработки полученных эмпирических данных

При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами:

· метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач;

· количество методов должно быть в меру целесообразным;

· применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов;

· выбранные методы должны быть предварительно апробированы.

 

Анализ научно-методической литературы

Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников. При подготовке к исследованию чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с теми методами, которые применялись ранее. Анализ литературы поможет исследователю грамотно спланировать последующую работу. Первое и ведущее условие в исследовательской работе – освоение научной литературы, осмысление и обработка официальной документации по теме исследования. Изучение литературных источников может выступать как основной метод исследования (например, при разработки темы «История олимпийского движения»), так и как вспомогательное средство при экспериментальных исследованиях, где основным методом служит педагогический эксперимент.

Изучение литературных источников требует, прежде всего, подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно – поисковые системы. Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и так далее.

Исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Без освоения обширной научной информации невозможно проведение исследований. Объем ежегодно издающейся научной информации по физической культуре и спорту достаточно обширен, и задача любого исследователя в начале своих научных изысканий познакомиться с уже накопленным опытом по данной проблеме. Необходимо отметить, что изучение литературных источников настраивает исследователя на экспериментальную работу.

Результаты анализа и обобщения источников входят в особый раздел научной публикации под названием «Обзор литературы», который предшествует изложению собственного материала.

 

Анализ документальных материалов

Многие стороны физического воспитания и спорта находят свое отражение в различных документах - планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований и руководящих материалах, учебных планах, программах, материалах инспектирования, статистических отчетах и пр. Все эти документы преследуют практические цели, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы и сбора материала для курсовой работы.

Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт практической работы. При использовании данных других исследователей, необходимо учитывать, что оценка результатов исследования давалась разными людьми, различной квалификации, в неодинаковых условиях; данные могут быть получены при помощи непроверенных измерительных приборов.

Беседа, интервью, анкетирование

Беседа применяется для получения дополнительной информации и проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов. В отличие от беседы в интервью исследователь задает выстроенные в определенной последовательности вопросы, ответы респондента могут записываться.

Наиболее распространенным методом опроса является анкетирование - получение ответов в письменной форме на систему стандартизированных, заранее подготовленных вопросов, отражающих задачи исследования. Анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы тренеров, учителей; содержание и методы проведения учебно-тренировочных занятий и т.д. Анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении какой-либо методики занятий, но в совокупности с другими данными исследования они могут иметь значение для установления истины. При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д.

 

 Педагогические наблюдения

В методике проведения педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Педагогическое наблюдение как метод исследования рассматривается как целенаправленное восприятие какого-либо явления, процесса с целью получения фактического материала.

Объектом наблюдения могут быть:

ü  задачи обучения и воспитания;

ü  средства физического воспитания;

ü  методы обучения и воспитания;

ü  поведение занимающихся и преподавателя;

ü  характер и величина нагрузки;

ü  техника физических упражнений;

ü  тактические действия;

ü  продолжительность выполнения упражнений;

ü  величина пространственных перемещений занимающихся или снарядов (длина разбега и т.д.);

ü  количественные стороны процесса (число ударов, ускорений, бросков и т.д.).

Прежде чем проводить педагогические наблюдения, необходимо:

ü  определить задачи;

ü  наметить объекты наблюдений;

ü  определить способы проведения наблюдений;

ü  подобрать приемы фиксации полученных данных;

ü  разработать схему наблюдений;

ü  определить методы анализа собранного материала.

Эффективность проведения педагогических наблюдений значительно возрастает при использовании современных регистрирующих устройств, специальных приборов и технических средств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...