Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание, роль и функции государственного бюджета.
Сущность бюджета В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и НД, которые затем проходят стадии распределения и перераспределения. При этом их часть в денежной форме поступает в распоряжение государства и образует централизованный фонд финансовых ресурсов - бюджет. Бюджет – денежный фонд, формируемый на том или ином уровне и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций соответствующих органов власти. Определение из бюджетного кодекса: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Бюджет- это Эконом категория, сущность которго проявляется через распределительную и контрольную ф-ции финансов Инструмент финансовой политики по распределению нац дохода и части нац богатства страны Главный централизованный фонд страны Основой финансовый план, имеющий силу закона Элемент воспроизводства социальных затрат Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы классифицируются по источникам на налоговые и неналоговые (см. Бюджетная классификация). Доходы формируются за счет: • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; • доходов целевых бюджетных фондов. Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. • военные; • экономические; • на социальные нужды; • на внешнеполитическую деятельность; • на содержание аппарата управления.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов 2) региональные бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов 3) местные бюджеты – это ведение местного самоуправления (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские). Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет – представляет собой совокупность федерального бюджета и объеденных бюджетов других уровней (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов) Функции бюджета 1) Распределительная: перераспределение национального дохода § Проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Государство направляет средства в первую очередь в те отрасли и районы, которые требуют первоочередного развития (межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода). 2) Регулирующая § В ходе формирования доходов бюджета и использования его средств государство – регулирует экономические отношения, направляя эти средства на развитие отраслей, регионов, – влияет на темпы производства, рост капиталов и сбережений, структуру спроса и потребления. – активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. От этого зависят стимулы предприятий в рациональном использовании ресурсов, повышении рентабельности и прибыли. 3) Социальная функция: финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; 4) Контрольная: контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. § предполагает возможность и обязанность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств. Принципы построения бюджета 1) Единство - все расходы и доходы обобщаются в одном фонде. При этом соблюдается единство: • правовой базы, • денежной системы, • формы бюджетной документации, • порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней, 2) Принцип полноты отражения доходов и расходов: все доходы и расходы должны быть отражены в соответствующих бюджетах в полном объеме 3) Реальность - отсутствие искажений финансовой информации, 4) Гласность - открытая публикация тех статей, которые не являются официально закрытыми и не подлежат оглашению. 5) Сбалансированность бюджета (объем предусмотренных расходов должден соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении и исполнении надо исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета) 6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) Общее покрытие расходов бюджета (покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансировнаия его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета) 8) Гласность (публиковать утвержденный бюджет и инфу об исполнении) 9) Достоверность бюджета; 10) Адресность и целевой характер использования бюджетных средств (средства выделяются в распоряжение конкретного получателя с направлением их на финансирование конкретных целей)
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство -организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |