Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовые методы воздействие государство на экономику




 

 

Налогово-бюджетная политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Бывает:

-стимулирующая

- сдерживающая

· Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

· Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума

 

Целевое направление расходов на национальную экономику:
• Общеэкономические вопросы
• Тэк
• Исследование и использование космического пространства
• Воспроизводство минерально-сырьевой базы
• с/х и рыболовство
• водные ресурсы
• лесное хоз-во
• транспорт
• дорожное хоз-во
• связь
• прикладные научные исследования

 

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета:

1) Ежегодно балансируемый бюджет считался абсолютно необходимым до появления кейнсианства. Он предполагал необходимость ежегодного уравновешивания расходов и доходов. Главной мерой сокращения расходов при этом являлся секвестр бюджета - сокращение определенных статей расходов (кроме защищенных).

Недостаток такого подхода в том, что он усиливает циклические колебания. Например, на стадии спада государству, чтобы сбалансировать бюджет, придется сокращать расходы и повышать налоги. Но такая политика является сдерживающей и усугубит спад в экономике.

2) Циклически балансируемый бюджет предполагает, что необходимо стремится к достижению равенства доходов и расходов бюджета в рамках экономического цикла. Тогда накопленный в годы спада дефицит будет возмещен накопленным в годы подъема профицитом бюджета.

3) Функциональный подход к балансированию бюджета предполагает, что, если главной целью экономической политики должен быть рост общественного благосостояния, а не баланс расходов и доходов бюджета. Поэтому вопрос о дефиците бюджета имеет лишь второстепепнное значение.

 4) Бюджет со встроенными стабилизаторами. Налоговыми стабилизаторами являются такие элементы (институты) социально-экономической политик государства, которые, будучи один раз установленными, регулируют циклические колебания автоматически. Это прогрессивная шкала налогообложения, система трансфертных платежей и социального обеспечения и т.д. Такой бюджет будет балансироваться автоматически без принятия дополнительных решений.

 

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы

являются прямое и косвенное финансовое регулирование.

N38

• Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное

воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление

налоговых льгот субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки

малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы

некоммерческим организациям и др.;

• Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие

объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством

в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были

предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих

банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные

предприятия и фермеров.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы

наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных

расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые (т.е.

фактически налогово-бюджетная политика, но на мой взгляд стоит сказать

и о роли денежно-кредитной политики, и валютной политики в том числе.

Сюда хорошо ложится политика Д. Трампа в отношении сохранения ключевой

ставки). Каждому объекту финансового регулирования соответствуют

определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых

пропорций являются:

- налоговоерегулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок,

налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

- амортизационнаяполитика (тесно связана с налоговым регулированием,

влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать

использование ускоренной амортизации);

- различные формы государственной финансовой поддержки организацийи

индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты,

бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное

предоставление государственного и муниципального имущества в аренду,

государственные и муниципальные гарантии);

- с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и

страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и

страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний

обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и

тарифов.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций:

- Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется

главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций,

субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы

Российской Федерации);

N39

- финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных

регионов и муниципальных образований;

- финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в

связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в

2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных

бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Для ликвидации диспропорций эффективным рассматривается введение

пр о г р е с сивной с т а в ки на л о го обл ожения . Под прогрессивным

налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом

налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется

главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).

Признается эффективным и регрессивное налогообложение — снижение

ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика, в отличие

от прогрессивного и пропорционального.

 












Финансовое планирование, его роль на микро- и макроуровне управления.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование - предопределение рациональных пропорций в развитии экономики, изменений темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства.

Финансовое планирование – планирование доходов и направленности расходования средств; целенаправленная деятельность государства по обосновыванию эффективности принимаемых экономических и социальных решений.

 Объект - финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта. При этом определяются не только действия по формированию и использованию денежных фондов, опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансовых ресурсов, рассматривает возможности их увеличения и эффективные направления использования.

Необходимость финансового планирования связана с тем, что эффективность финансов зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования, распределения фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Для этого необходима система взаимоувязанных заданий, показателей.

Главная задача финансового планирования - достижение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

В процессе финансового планирования и прогнозирования достигается

· обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций,

· результативность хозяйственных решений.

 

Принципы:

1)научной обоснованности

2)предметно-целевой

3)документирование

4)обеспеч фин безопсаности

 

Методы финансового планирования:

1. экономический анализ,

2. индикативный,

3. нормативный,

4. экспертных оценок,

5. программно-целевой,

6. экономико-математическое моделирование,

7. балансовый.

Экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период производится во взаимной увязке с производственными показателями - оцениваются исходный уровень доходов, расходов, резервов, результативность действующих финансовых отношений.

Индикативный метод - способ финансовых расчетов исходя из достижений прошлых лет: с использованием коэффициентов уточняются задания истекшего года и определяются доходы, расходы, прибыль и другие показатели прогнозируемого периода.

Нормативный метод состоит в установлении допустимых пределов тех или иных финансовых показателей: многие страны используют долгосрочные финансовые нормативы (например, ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды), разрабатывают финансовые нормативы в виде относительных величин, критерии оценки результативности.

При использовании метода экспертных оценок, программно-целевого, экономико-математического методов происходит моделирование финансового обеспечения проекта, расходов в разных ситуациях, вариантах. Они позволяют выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.

Балансовый метод - основной способ

· согласования разделов финансовых планов,

· увязки расходов с источниками их покрытия,

· согласования натуральных пропорций и разных показателей,

· достижения синхронности в движении материальных и финансовых ресурсов,

· предупреждения возможных диспропорций между расходами и поступлениями денежных средств.

В основе финансового планирования и прогнозирования лежит финансовая информация.

Требования к финансовой информации:

· Полезность

· Уместность

· Достоверность

· Понятность

· Сопоставимость

На основе финансовой информации составляются финансовые планы, которые являются основным продуктом финансового планирования.

Финансовый план - особая форма плана, показатели которого отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период.

Финансовые планы отражают особенности форм и методов образования фондов денежных средств и отраслевого, территориального перераспределения финансовых ресурсов. Они объединяются в систему, центральное место в которой занимает бюджетный план. В нем отражается движение бюджетных фондов, их образование и использование, структура расходов и доходов.

Разработке планов предшествует финансовое прогнозирование. Прогнозирование и планирование связаны друг с другом. Посредством финансового планирования конкретизируются прогнозы, определяются пути, показатели, задачи, последовательность их реализации, методы достижения цели.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения и обоснование планов.

Виды прогнозов:

1. Краткосрочные (до 5 лет),

2. Среднесрочные (5-10 лет),

3. Долгосрочные (свыше 10 лет).

Цель финансового прогнозирования - определение потенциальных и возможных финансовых ресурсов, источников их формирования, направлений использования.

Методы финансового прогнозирования:

1) метод экстраполяции, т.е. составление перспективы, исходя из практики за предшествую­щий период.

2) метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компе­тентными специалистами в отдельных отраслях науки и народ­ного хозяйства.

3) линии регрессии.

Отличие от прогнозирования от планирования- прогнозируются различные исходы, носит вероятностный характер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...