Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Финансовые методы воздействие государство на экономику
Налогово-бюджетная политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Бывает: -стимулирующая - сдерживающая · Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев · Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума
Целевое направление расходов на национальную экономику:
Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета: 1) Ежегодно балансируемый бюджет считался абсолютно необходимым до появления кейнсианства. Он предполагал необходимость ежегодного уравновешивания расходов и доходов. Главной мерой сокращения расходов при этом являлся секвестр бюджета - сокращение определенных статей расходов (кроме защищенных). Недостаток такого подхода в том, что он усиливает циклические колебания. Например, на стадии спада государству, чтобы сбалансировать бюджет, придется сокращать расходы и повышать налоги. Но такая политика является сдерживающей и усугубит спад в экономике. 2) Циклически балансируемый бюджет предполагает, что необходимо стремится к достижению равенства доходов и расходов бюджета в рамках экономического цикла. Тогда накопленный в годы спада дефицит будет возмещен накопленным в годы подъема профицитом бюджета. 3) Функциональный подход к балансированию бюджета предполагает, что, если главной целью экономической политики должен быть рост общественного благосостояния, а не баланс расходов и доходов бюджета. Поэтому вопрос о дефиците бюджета имеет лишь второстепепнное значение. 4) Бюджет со встроенными стабилизаторами. Налоговыми стабилизаторами являются такие элементы (институты) социально-экономической политик государства, которые, будучи один раз установленными, регулируют циклические колебания автоматически. Это прогрессивная шкала налогообложения, система трансфертных платежей и социального обеспечения и т.д. Такой бюджет будет балансироваться автоматически без принятия дополнительных решений.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. N38 • Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.; • Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров. Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые (т.е. фактически налогово-бюджетная политика, но на мой взгляд стоит сказать и о роли денежно-кредитной политики, и валютной политики в том числе. Сюда хорошо ложится политика Д. Трампа в отношении сохранения ключевой ставки). Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: - налоговоерегулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); - амортизационнаяполитика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); - различные формы государственной финансовой поддержки организацийи индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии); - с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Методы финансового регулирования территориальных пропорций: - Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации); N39 - финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований; - финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга). Для ликвидации диспропорций эффективным рассматривается введение пр о г р е с сивной с т а в ки на л о го обл ожения . Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог). Признается эффективным и регрессивное налогообложение — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика, в отличие от прогрессивного и пропорционального.
Финансовое планирование, его роль на микро- и макроуровне управления. Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование - предопределение рациональных пропорций в развитии экономики, изменений темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства. Финансовое планирование – планирование доходов и направленности расходования средств; целенаправленная деятельность государства по обосновыванию эффективности принимаемых экономических и социальных решений. Объект - финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта. При этом определяются не только действия по формированию и использованию денежных фондов, опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции. Финансовое планирование заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансовых ресурсов, рассматривает возможности их увеличения и эффективные направления использования. Необходимость финансового планирования связана с тем, что эффективность финансов зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования, распределения фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Для этого необходима система взаимоувязанных заданий, показателей. Главная задача финансового планирования - достижение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения. В процессе финансового планирования и прогнозирования достигается · обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, · результативность хозяйственных решений.
Принципы: 1)научной обоснованности 2)предметно-целевой 3)документирование 4)обеспеч фин безопсаности
Методы финансового планирования: 1. экономический анализ, 2. индикативный, 3. нормативный, 4. экспертных оценок, 5. программно-целевой, 6. экономико-математическое моделирование, 7. балансовый. Экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период производится во взаимной увязке с производственными показателями - оцениваются исходный уровень доходов, расходов, резервов, результативность действующих финансовых отношений. Индикативный метод - способ финансовых расчетов исходя из достижений прошлых лет: с использованием коэффициентов уточняются задания истекшего года и определяются доходы, расходы, прибыль и другие показатели прогнозируемого периода. Нормативный метод состоит в установлении допустимых пределов тех или иных финансовых показателей: многие страны используют долгосрочные финансовые нормативы (например, ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды), разрабатывают финансовые нормативы в виде относительных величин, критерии оценки результативности. При использовании метода экспертных оценок, программно-целевого, экономико-математического методов происходит моделирование финансового обеспечения проекта, расходов в разных ситуациях, вариантах. Они позволяют выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Балансовый метод - основной способ · согласования разделов финансовых планов, · увязки расходов с источниками их покрытия, · согласования натуральных пропорций и разных показателей, · достижения синхронности в движении материальных и финансовых ресурсов, · предупреждения возможных диспропорций между расходами и поступлениями денежных средств. В основе финансового планирования и прогнозирования лежит финансовая информация. Требования к финансовой информации: · Полезность · Уместность · Достоверность · Понятность · Сопоставимость На основе финансовой информации составляются финансовые планы, которые являются основным продуктом финансового планирования. Финансовый план - особая форма плана, показатели которого отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Финансовые планы отражают особенности форм и методов образования фондов денежных средств и отраслевого, территориального перераспределения финансовых ресурсов. Они объединяются в систему, центральное место в которой занимает бюджетный план. В нем отражается движение бюджетных фондов, их образование и использование, структура расходов и доходов. Разработке планов предшествует финансовое прогнозирование. Прогнозирование и планирование связаны друг с другом. Посредством финансового планирования конкретизируются прогнозы, определяются пути, показатели, задачи, последовательность их реализации, методы достижения цели. Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения и обоснование планов. Виды прогнозов: 1. Краткосрочные (до 5 лет), 2. Среднесрочные (5-10 лет), 3. Долгосрочные (свыше 10 лет). Цель финансового прогнозирования - определение потенциальных и возможных финансовых ресурсов, источников их формирования, направлений использования. Методы финансового прогнозирования: 1) метод экстраполяции, т.е. составление перспективы, исходя из практики за предшествующий период. 2) метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. 3) линии регрессии. Отличие от прогнозирования от планирования- прогнозируются различные исходы, носит вероятностный характер. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 444. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |