Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика проведения логопедического массажа.
Комплексы массажных движений Методические указания к проведению расслабляющего массажа 1. Массаж проводится в медленном темпе. 2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация. 3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла ипокоя. 4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми. 5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки. Например: Успокаиваюсь. Отдыхаю, Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы.Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно… Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например: Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняячелюсть вялоотвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются.Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены... 6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 — 45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3—5 мин. 7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая: § мышцы шеи и плечевого пояса; § мимическая мускулатура; § мышцы губ; § мышцы языка. Методические указания к проведению активизирующего массажа 1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе. 2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными. 3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией. 4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно. 5. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа. 6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно. 7. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого. 8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая: § мимическая мускулатура; § мышцы губ; § мышцы языка; § мышцы шеи и плечевого пояса.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа 1. Массаж проводится в медленном темпе. 2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация. 3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя. 4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми. 5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия, аутогенной тренировки. Например: Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно... Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например: Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены... 6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40-45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3-5 мин. 7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая: § мышцы шеи и плечевого пояса; § мимическая мускулатура; § мышцы губ; § мышцы языка.
Использование приемов самомассажа В логопедической практике Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: § массаж головы; § массаж мимических мышц лица; § массаж мышц губ; § массаж мышц языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |