Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б) дефекты нарушения резонанса.
При нарушении резонанса голоса ребенок не в состоянии контролировать себя. Гиперназальность - чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора, гнусавость. В процессе устранения необходима имитация гиперназального голоса ребенка, сравнение с нормальным резонансом. Упражнения по устранению гиперназальности: § открыть рот, опустить спинку языка, плотно прижать кончик языка к зубам, сделать несколько энергичных вдохов и выдохов; § сжать губы, вдохнуть через нос, выдохнуть через рот, язык на дне рта, глотка расслаблена; § широко открыть рот и сделать вдох через нос, выдохнуть через рот; § длительное произнесение сочетания нь ---------- а ----------, отмечая различие кинестетических и тактильных ощущений (вибрация крыльев носа); § произнесении ряда гласных, заканчивая его звуками М, Н, НЬ. § а -------------------- о ------------------ у ---------------------- м (н, нь) § для улучшения ротового резонанса – энергичное произнесение сочетаний слогов: ба-ба-ба, да-да-да-да-да, га-га-га-гаг; объединение слогов в ритмическую группу ба-да-га, бо-до-го, …; произнесение звуков и, а, у, сопровождая их ритмическими движениями.
Гипоназальность –чрезмерное использование ротовой полости в качестве резонатора, полная закрытая гнусавость. Упражнения: § длительное произнесение звуков М, Н, обращая внимание на покалывание в губах (М) и на покалывание в носу и языке (Н). § произнесение слов со звуком Х, при котором происходит расслабление мышц глотки.
В) нарушение силы голоса. Вначале необходимо тренировать слуховое восприятие голоса разной силы, обучать нормальному уровню громкости голоса, а затем закреплять голосовые возможности. На начальных этапах используются визуальные сигналы (движения рук). Упражнения: § сравнить громкое топанье (хлопанье) с ходьбой на цыпочках (с тихим хлопаньем); § «разбуди учителя» (когда спит – говори тихо, чтобы разбудить надо говорить громче, а чтобы разозлить – надо закричать); § ощущение рукой силы выходящей струи воздуха; § удары в барабан (громко, тихо) с дифференциацией мышечных усилий; § наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи; § изменение силы голоса при произнесении согласных (В в В, в В в) § счет от единицы до десяти с постепенным увеличением или уменьшением силы голоса; § чтение стихотворения с изменением силы голоса на каждом куплете.
г) нарушение тембра голоса. Голос с придыханием - голосовые складки недостаточно напряжены и неплотно смыкаются. Возникает утечка воздуха до начала речи. Упражнения: § задержать дыхание, рот открыть. Быстро и поверхностно дышать, делая 2-3 коротких вдоха в секунду. § глубоко вдохнуть и через рот выдыхать воздух небольшими порциями, делая остановку после каждого выдоха; § форсирование нормальной голосовой атаки: произнести звук А коротко, следя за напряжением в области гортани, затем А--------------; § глубоко вдохнуть, выдыхать порциями, гласные звуки (до 6 раз на одном выдохе); § глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя громкий и тихий голос; § при произнесении серии гласных звуков чередовать шепот с нормальной вокализацией; § произносить ХА А (не удлиняя Х); § счет на одном выдохе, увеличивая количество цифр 1 и 2 и 3 и 4 и 5 …; § использование зеркала (если придыхание есть, оно запотевает).
Работанад голосом начинаетсяпосле артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы,. Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы: § стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями; § обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает капли воды, голова ребенка несколько откинута назад; § стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы. Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей: § открывание и закрывание рта, имитация жевания; § легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх. Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением и др. Д) нормализация просодики Проводится работа покоррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики. Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.
Е) нормализация мелкой моторики рук и координации движений С этой целью проводится пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребёнка к овладению графомоторными навыками. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Дыхательная гимнастика 1. Вдох (5 сек.) – задержка (3 сек.) - выдох (5 сек.).
2. Вдох (6 сек.) – задержка (5 сек.) – выдох (6 сек).
3. Вдох (8 сек.) – задержка (6 сек.) – выдох (10 сек.).
4. «Цветочный магазин» - глубокий медленный вдох через нос (вдыхание запаха).
5. «Свеча» - медленный выдох при дутье на пламя.
6. «Упрямая свеча» - сильный выдох (движение мышц живота).
7. «Погашу свечу» - сильный, прерывистый выдох с произнесением: Фу! Фу! Фу!
8. «Насос» - продолжительный, сильный выдох при длительном произнесении звука: ссссс.
Рекомендации к проведению логопедического массажа |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |