Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б) дефекты нарушения резонанса.




 

       При нарушении резонанса голоса ребенок не в состоянии контролировать себя.

       Гиперназальность - чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора, гнусавость. В процессе устранения необходима имитация гиперназального голоса ребенка, сравнение с нормальным резонансом. Упражнения по устранению гиперназальности:

§ открыть рот, опустить спинку языка, плотно прижать кончик языка к зубам, сделать несколько энергичных вдохов и выдохов;

§ сжать губы, вдохнуть через нос, выдохнуть через рот, язык на дне рта, глотка расслаблена;

§ широко открыть рот и сделать вдох через нос, выдохнуть через рот;

§ длительное произнесение сочетания нь ---------- а ----------, отмечая различие кинестетических и тактильных ощущений (вибрация крыльев носа);

§ произнесении ряда гласных, заканчивая его звуками М, Н, НЬ.

§ а -------------------- о ------------------ у ---------------------- м (н, нь)

§ для улучшения ротового резонанса – энергичное произнесение сочетаний слогов: ба-ба-ба, да-да-да-да-да, га-га-га-гаг; объединение слогов в ритмическую группу ба-да-га, бо-до-го, …; произнесение звуков и, а, у, сопровождая их ритмическими движениями.

 

       Гипоназальность –чрезмерное использование ротовой полости в качестве резонатора, полная закрытая гнусавость. Упражнения:

§ длительное произнесение звуков М, Н, обращая внимание на покалывание в губах (М) и на покалывание в носу и языке (Н).

§ произнесение слов со звуком Х, при котором происходит расслабление мышц глотки.

 

В) нарушение силы голоса.

       Вначале необходимо тренировать слуховое восприятие голоса разной силы, обучать нормальному уровню громкости голоса, а затем закреплять голосовые возможности. На начальных этапах используются визуальные сигналы (движения рук). Упражнения:

§ сравнить громкое топанье (хлопанье) с ходьбой на цыпочках (с тихим хлопаньем);

§ «разбуди учителя» (когда спит – говори тихо, чтобы разбудить надо говорить громче, а чтобы разозлить – надо закричать);

§ ощущение рукой силы выходящей струи воздуха;

§ удары в барабан (громко, тихо) с дифференциацией мышечных усилий;

§ наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;

§ изменение силы голоса при произнесении согласных (В в В, в В в)

§ счет от единицы до десяти с постепенным увеличением или уменьшением силы голоса;

§ чтение стихотворения с изменением силы голоса на каждом куплете.

 

       г) нарушение тембра голоса.

       Голос с придыханием -  голосовые складки недостаточно напряжены и неплотно смыкаются. Возникает утечка воздуха до начала речи. Упражнения:

§ задержать дыхание, рот открыть. Быстро и поверхностно дышать, делая 2-3 коротких вдоха в секунду.

§ глубоко вдохнуть и через рот выдыхать воздух небольшими порциями, делая остановку после каждого выдоха;

§ форсирование нормальной голосовой атаки: произнести звук А коротко, следя за напряжением в области гортани, затем А--------------;

§ глубоко вдохнуть, выдыхать порциями, гласные звуки (до 6 раз на одном выдохе);

§ глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя громкий и тихий голос;

§ при произнесении серии гласных звуков чередовать шепот с нормальной вокализацией;

§ произносить ХА А (не удлиняя Х);

§ счет на одном выдохе, увеличивая количество цифр 1 и 2 и 3 и 4 и 5 …;

§ использование зеркала (если придыхание есть, оно запотевает).

 

Работанад голосом начинаетсяпосле артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы,.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке.

Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы:

§ стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями;

§ обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает капли воды, голова ребенка несколько откинута назад;

§ стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.

Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей:

§ открывание и закрывание рта, имитация жевания;

§ легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.

Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением и др.   

Д) нормализация просодики

Проводится работа покоррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики.

Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.

 

Е) нормализация мелкой моторики рук и координации движений

С этой целью проводится пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребёнка к овладению графомоторными навыками. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

 

Дыхательная гимнастика

1. Вдох (5 сек.) – задержка (3 сек.) - выдох (5 сек.).

 

2. Вдох (6 сек.) – задержка (5 сек.) – выдох (6 сек).

 

3. Вдох (8 сек.) – задержка (6 сек.) – выдох (10 сек.).

 

4. «Цветочный магазин» - глубокий медленный вдох через нос (вдыхание запаха).

 

5. «Свеча» - медленный выдох при дутье на пламя.

 

6. «Упрямая свеча» - сильный выдох (движение мышц живота).

 

7. «Погашу свечу» - сильный, прерывистый выдох с произнесением: Фу! Фу! Фу!

 

8. «Насос» - продолжительный, сильный выдох при длительном произнесении звука: ссссс.

 

 

Рекомендации к проведению логопедического массажа










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...