Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Просодическая сторона речи.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Пояснительная записка Одним из распространенных речевых нарушений, которое имеет тенденцию к значительному росту является стертая форма дизартрии. Стертая форма дизартрии представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Сложность коррекции этого речевого дефекта связана с тем, что нарушение звукопроизносительной стороны речи с трудом поддается исправлению, отрицательно влияет на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Более того, как показывает практика, стертая форма дизартрии часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. Эти причины становятся серьезным препятствием для успешного обучения в школе. Своевременная коррекция нарушения речевого развития детей со стертой формой дизартрии является одним из необходимых условий готовности ребенка к усвоению школьных знаний. С другой стороны, данная проблема, на наш взгляд, недостаточно разработана и освещена в литературе, недостаточно восполнены пробелы в изучении данной формы речевой патологии. Цель: выстроить систему коррекционного воздействия на ребенка со стертой формой дизартрии. Достижение этой цели связано с необходимостью реализации следующих задач: § выделить различную структуру дефекта при стертой форме дизартрии; § реализовывать дифференцированный подход в процессе логопедической работы с данной категорией детей; § определить направления и разделы коррекционной работы; § разработать примерное содержание этих разделов. При разработке направлений коррекционного воздействия принималось во внимание, что стертая форма дизартрии – это: § стойкое нарушение произношения различных групп звуков, характеризующееся определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов; § нарушение формирования интонационной структуры предложения; § голосовые нарушения, которые обусловлены нечеткой артикуляциейи легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи;
§ недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа;
§ недоразвитие лексики и грамматического строя речи, которые становятся производными и носят характер вторичных нарушений. Поэтому условно детей со стертой формой дизартрии можно разделить на две группы: § стертая форма дизартрии с фонетико-фонематическим недоразвитием; § стертая форма дизартрии, сочетающаяся с ОНР. Этапы коррекционной работы I. Пропедевтический § обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и артикуляционной моторики; § коррекция дыхательных, голосовых расстройств и просодической стороны речи. II. Коррекция фонетической стороны речи § развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания; § коррекция звукопроизношения. III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи § активизация и расширение словаря; § коррекция грамматических расстройств. Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необходим для детей со стертой формой дизартрии, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи. Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей со стертой формой дизартрии в структуре общего недоразвития речи. Более наглядно коррекционную работу можно представить в следующей таблице: Таблица коррекционной работы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Обследование детей со стёртой формой дизартрии Анкетные данные. 2. Анамнез(наличие наследственной отягощенности, протекание беременности, родов, особенности раннего постнатального развития, раннее психомоторное развитие, речевое развитие ребенка, время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, перенесенные заболевания в раннем возрасте). 3. Состояние общей моторики (определяются моторные навыки, координация движений, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых движений). Можно предложить следующие задания: § одеться, раздеться, обуться; § пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть; § попрыгать на двух ногах, правой, левой; § подбросить, поймать мяч. 4. Мелкая моторика рук: § сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх (отмечается, как ребенок справляется с заданием: по образцу, словесной инструкции, по памяти); § кончиком большого пальца поочередно касаться остальных пальцев; § вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки; § собрать мозаику, горошины, спички. 5. Состояние речевой моторики: § вытянуть губы «хоботком»; § улыбнуться с оскалом зубов; § поднять, нахмурить брови; § зажмурить оба глаза, правый, левый; § вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку; § сделать язык узким, широким (обращается внимание на симметричность улыбки, посинение кончика языка, невозможность сделать его широким, удержать язык, высунутым изо рта в спокойном положении). Звукопроизношение Проверяется изолированное произношение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные губные,губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие из многократного повторения одного звука, т.к. при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звукана другой,что дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционногоаппарата. Просодическая сторона речи. В процессе беседы с ребенком, отмечаются такие стороны речи, как: § голос (тихий, громкий, неумениеговорить шепотом, наличие или отсутствие носового оттенка); § темп (нормальный, быстрый, медленный); § ритм (нормальный, аритмия); § сохранность пауз в речевом потоке (деление слов на слоги, скандированность); § высота голоса (высокий, низкий); § внятность речи (отчетливость, смазанность). 8. Слуховая функция. § состояние физического слуха; § состояние фонематического слуха,анализа исинтеза, слухопроизносительной дифференциации звуков (звуки дифференцируются попарно: твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие – шипящие; реакция в заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов оппозиционными звуками) – подними руку,если услышишь нужный звук; повтори слоги, слова; выдели начальный гласный звук; выдели звук на фоне других звуков; подбери картинки с заданным звуком; определи место звука в слове. 9. Зрительная функция. § заключение офтальмолога о состоянии зрения; § зрительный гнозис (задания на различение цвета, узнавание перевернутых, перечеркнутых изображений, узнавание предмета по его части, контуру). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |