Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды административно-правовых отношений.




Понятие социального управления

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество,

социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.

Повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1.    существует там, где имеет место совместная деятельность людей или

общностей;

2.    обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной

деятельности;

3.    направлено на достижение определенной управленческой цели;

4.    характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5.    субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6.    объект управления является подвластным субъектом, сознательно-

волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями

субъекта;

7.    реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление;

В)общественное самоуправление

Элементы социального управления:

А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые

связи и обратные связи).

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных

управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом

участников.

Стадии процесса управления:

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В)

организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д)

подведение итогов, внесение корректив.

Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а

также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности

общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

·     между соподчиненными субъектами государственного управления

(вертикальные отношения);

·     между субъектами исполнительной власти, не находящимися в

состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

·     между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами

местного самоуправления;

·     между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

·     между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

·     между субъектами исполнительной власти и гражданами;

·     между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

·     между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов федерации;

·     между органами исполнительной власти субъектов федерации;

·     между органами исполнительной власти субъектов федерации и

исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

·     внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий

органов исполнительной власти вовне;

·     внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные

отношения.

Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих

и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1.    представляет собой определенное соотношение средства предписания,

запрета и дозволения;

2.    наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3.    чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из

участников регулируемого отношения;

4.    не исключает использования диспозитивных средств;

5.    отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих

отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на

субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных

действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение

обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от

определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного

принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам

управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый

вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами

административного права.

Система административного права

Система административного права – внутреннее строение административного права

как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых

институтов и норм.

Признаки системы административного права:

·     обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

·     представляет собой объективное правовое явление;

·     характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью

административно-правовых норм и институтов;

·     включает определенные элементы;

·     изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования

(управленческих отношений).

Институты административного права:

·     принципов государственного управления;

·     административно-правового статуса граждан (физических лиц);

·     административно-правового статуса органов исполнительной власти;

·     государственной и муниципальной службы;

·     административно-правового статуса негосударственных (общественных)

объединений;

·     административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных

субъектов управления;

·     административно-правовых режимов;

·     форм государственного управления;

·     методов государственного управления;

·     административной ответственности;

·     административного процесса;

·     обеспечения законности в государственном управлении;

·     административно-правовых норм межотраслевого управления

(координации);

·     административно-правовых основ управления в сфере экономики;

·     административно-правовых основ управления в административно-

правовой сфере;

·     административно-правовых основ управления в социально-культурной

сфере.

Понятие и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой

нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными

правами и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической

нормой.

Особенности административно-правовых отношений:

·     это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;

·     это результаты опосредования управленческих отношений

административно-правовыми нормами;

·     для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями

государственно-властного характера;

·     возникают связи с практической деятельностью органов

исполнительной власти;

·     могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй

стороны необязательно;

·     споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном

(административном) порядке;

·     при нарушении требований административно-правовой нормы сторона

отношений несет ответственность перед государством;

·     по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию

совместной деятельности людей и их коллективов.

Виды административно-правовых отношений:

1.    По содержанию:

·     Материальные – общественные отношения в сфере управления,

урегулированные материальными нормами административного права;

·     Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на

основе административно-процессуальных норм.

2.    По функциям права:

·      Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных

административно-правовых норм;

·     Охранительные – складывающиеся на основе охранительных

административно-правовых норм.

3.    По характеру связей между участниками правоотношений:

·     Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

·     Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами

административного права.

4.    По характеру юридических фактов:

·     Порожденные правомерными действиями;

·     Порожденные неправомерными действиями;

·     Порожденные событиями.

5.    В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих

отношений:

·     Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих

структур, определение принципов взаимодействия между управленческими

структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

·     Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией

внешних функций управления.

6.    В зависимости от способа защиты:

·     Защищаемые в судебном порядке;

·     Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...