Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рыночная конкуренция: суть, субъекты, формы и основные типы.




Конкуренция - экономический процесс взаимодействия и борьбы товаропроизводителей за выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наибольших прибылей. Одновременно - механизм стихийного регулирования производства в условиях свободных рыночных отношений.

Конкуренция - важный элемент механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно конкретная форма ее функционирования. В переводе с латинского это слово означает «сходиться», «Сталкиваться». Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п.. Она является той рыночной силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, которое уравновешивает рыночные цены.

Конкуренция отражает связь между производством и реализацией продукта. Эта связь является причинно-следственным, существенным, необходимым и повторяющимся, то есть объективным экономическим законом. Закон конкуренции отражает причинно-следственную связь между возможностями создать продукт, нужен потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя, а потом уже для производителя.

Соревнования предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается

потребитель.

Пронизывая всю систему производства и потребления товаров и услуг, конкуренция осуществляется в многих формах, которые с развитием общества становятся все более разнообразными. Исторически старыми формами конкуренции является внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая - это конкуренция между производителями определенной отрасли. Объектами такой конкуренции является условия производства, рынки сбыта, "портфеле" заказов, затраты производства, качество продукции и услуг. Она вызывает рост эффективности всей отрасли, количественных и качественных показателей, ее дальнейшее развитие.

Межотраслевая конкуренция осуществляется между производителями (предприятиями, предпринимателями) данной отрасли и производителями других отраслей. Объектом такой конкуренции является более высокая норма прибыли (Рентабельности) в той или иной области, следовательно, и борьба за выгодное вложение капитала. Эта конкуренция способствует межотраслевом переливанию капиталов и перемещению ресурсов к более эффективных отраслей и сфер производства. Быстрое перемещение капитала и ресурсов из одной отрасли в другой дает обществу возможность наиболее рационально использовать средства производства и рабочую силу.

Международная конкуренция представляет собой конкуренцию производителей на мировом рынке и включает в себя как внутриотраслевую, так и межотраслевую формы конкуренции. На мировом рынке доминирующая роль принадлежит компаниям наиболее развитых стран. Международная конкуренция способствует снижению интернациональных затрат, сбалансированному развитию мирового рынка, переливанию капитала не только между отраслями производства, но и между государствами мирового сообщества.

В современной экономической науке рассматриваются две основные формы конкуренции: чистая или "совершенная"

и ограничена или "несовершенная".

Совершенная или чистая конкуренция - это такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мал, что им можно пренебречь. Модель чистой конкуренции имеет следующие характерные признаки. Во-первых, при ней на рынке находится много независимых продавцов и покупателей данного продукта. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. В-третьих, фирмы, конкурирующих, выпускают стандартизированную продукцию. В-четвертых, в условиях чистой конкуренции отсутствует какое-либо влияние отдельной фирмы на уровень рыночной цены. Участники рыночных сделок имеют исчерпывающую и своевременную информацию о качестве товара, цены и выгоду торговли. Все сказанное дало повод назвать данный вид совершенной конкуренции.

"Несовершенная" (ограниченная) конкуренция представляется двумя основными формами: монополистической конкуренции и олигополией. Объединяет их то, что в отличие от чистой конкуренции, они позволяют отдельной фирме влиять на рынок, используя для этого ряд рычагов и, прежде всего, рычаг цены.

Монополистическая конкуренция - это конкуренция, которая возникает между монополиями. Она может быть внутри-и межотраслевой, а также международной. В отличие от свободной конкуренции, в условиях господства монополий конкуренция контролируется и в определенной степени ограничивается. Степень ограничения конкуренции зависит от масштабов монополизации производства и рынка. Основным признаком монополии есть возможность фирмы (монополии) влиять на рыночные цены и развитость неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция в трактовке современной зарубежной экономической теории - это такая модель рынка, для которой присущей является относительно большая, но значительно меньше, чем при чистой конкуренции, количество предприятий, выпускающих дифференцированную продукцию. Это позволяет сравнительно легко проникать в отрасль, но требует от фирмы значительных усилий для рекламы и использования торговой марки.

Олигополия (от гр. "Oligos" - незначительный, "poleo" - продаю) конкуренция, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовой конкуренции.

Субъектами рыночных отношений являются потребители, производители и поставщики ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...