Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие спроса. Закон спроса. Факторы (детерминанты) изменения спроса.




Спрос -это количества товара, которые потребитель соглашается приобрести за возможным ценам, которые сложились в определенном времени и на конкретном рынке в условиях неизменности других факторов. Закон спроса отражает зависимость между ценой и количеством приобретенного потребителем товара. Согласно закону спроса между ценой на товар и величиной спроса (количеством приобретенного потребителем товара) существует обратная зависимость. Графически эта зависимость изображается кривой спроса (D). График кривой спроса де Р- ціна товару; Q- кількість придбаного споживачем товару. Характер зависимости между ценой на товар и количеством приобретенного потребителем товара в экономической теории объясняется эффектом дохода и эффектом замещения, которые являются следствием рационального поведения потребителя. Рациональное поведение потребителя подчинена принципу убывающей предельной полезности, согласно которому последующая единица конкретного товара приносит меньшую пользу потребителю по сравнению с предыдущей. Например, второй телевизор в доме имеет меньшую пользу, по сравнению с первым. Поэтому приобрести следующую единицу товара потребитель соглашается при условии снижения цены. Согласно эффекту замещения-снижение цены на товар позволяет привлечь дополнительных потребителей, у которых появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичного товара, который стал относительно дороже. Согласно эффекта дохода-снижение цены на товар вызывает рост реального дохода потребителя, что позволяет ему увеличить количество приобретенного товара, следствием чего будет рост спроса.Закон спроса обнаруживает влияние ценового фактора (детерминанты) на решение потребителя относительно приобретения определенного количества товара по той или иной цене. Кроме ценовой детерминанты решения потребителя влияют неценовые детерминанты, которые в законе спроса определялись как неизменные факторы. К неценовых детерминант спроса относят: доход потребителя; цена на взаимосвязанные товары; количество потребителей; потребительские вкусы и предпочтения; ожидания потребителей.Доход потребителя. Влияние фактора дохода на изменение спроса на товар зависит от вида товара. Для нормальных товаров рост потребительского дохода приводит к расширению спроса на них, а для товаров низкого качества, наоборот: рост дохода приводит к снижению спроса на них. При уменьшении дохода наблюдается обратная картина.На взаимосвязанные товары. Взаимосвязанные товары - это взаемозаминюючи товары (товары-субституты) или взаимодополняющие товары (товары-комплименты). Зависимость между изменением цены на один товар и изменением при этом спроса на второй товар в случае взаимодополняющих и взаемозаминюючих товаров разная.Потребительские вкусы формируются под влиянием таких факторов как реклама, мода, появление новых товаров, что приводит к изменению в спросе на товар.Ожидания потребителей. Если потребитель ожидает изменения цен, его решение о приобретении товара изменяются (например, ожидая роста цен потребитель делает запасы, повышает спрос на товар).Неценовые детерминанты приводят к изменению спроса (ценовая детерминанта приводит к изменению величины спроса). На рисунке 8.2 представлен влияние неценовой детерминанты на спрос, следствием чего является сдвиг кривой спроса в плоскости (D1 àD0 àD2). Как видно из рисунка при изменении неценовых детерминант потребитель может приобрести при неизменной цене Р0 разное количество товара (Q1; Q0; Q2).Следует различать кривую индивидуального спроса, отражающая решение отдельного потребителя и кривую спроса, отражающая решение всей совокупности потребителей на рынке данного товара. Кривая рыночного спроса - это сумма кривых индивидуального спроса при каждом возможном уровне цен на товар.

Влияние неценовой детерминанты на попит.Пры изменении цены на товар (например, цена снижается) изменяется величина спроса (Q),










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...