Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок: сущность, предпосылки возникновения, структура и функции.




Рынок возник одновременно с товарным производством и является его неотъемлемым и важным элементом. В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется и развивается его неотъемлемая часть - рынок. Условиями его возникновения и развития (как и товарного производства) является общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей. Формирование рынка по товарного производства, происходило и происходит в процессе углубления общественного разделения труда. Чем глубже становится общественное разделение труда, тем более развитым становится и рынок. Именно развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению в структуре общественного воспроизводства обмена, а обмен вызвал появление сферы обращения, а она - рынка как конкретной формы товарного обмена (товарный обмен - товарное обращение - рынок). Рынок как результат развития товарного производства и обмена отличается от обмена продуктообмена или товарообмена. Так, обмен товаров происходит в форме Т - Т, рыночный обмен осуществляется по формуле Т - Д - Т, которая включает два акта: продажи товара Т - Д и покупку товара Г - Т. Следовательно, рынок как конкретная форма товарного обмена возник в процессе развития товарного производства, как его неотъемлемая составляющая. С развитием товарно-денежных отношений трансформировалось и само понятие "рынок", которое все полнее выражает сущность этого сложного экономического явления. Развитие рынка вызвал существования множества определений его сущности. Функции ринку.Регулююча функция рынка предполагает постоянство связей между различными отраслями производства, спросом и потреблением, установление пропорций в экономике и непрерывность процесса воспроизводства. Из-за конкуренции рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство любого товара, научно-технический прогресс, удовлетворение платежеспособного спроса населения. Вследствие действия закона стоимости, закона спроса и предложения, других законов рыночной экономики индивидуальная работа сводится к общественно необходимой. Без конкуренции, эквивалентного обмена стоимость продукта не может быть определена. Этот механизм способствует выравниванию доходов предпринимателей различных отраслей производства, образованию средней нормы прибыли, достигается через перелив капиталов между галузями.Стимулююча функция рынка заключается в том, что она способствует поощрению тех, кто рационально использует факторы производства для получения наилучших конечных результатов, применяя новейшие достижения науки, техники, организации и стимулирования труда, управления. Если предприятия не стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные издержки производства превысят общественно необходимы, они будут неконкурентоспособными и обанкротятся. Это означает, что рынок выполняет распределительную функцию.

Инфраструктура рынка и основные ее элементы.

Понятие рыночной инфраструктуры. Одним из важных условий функционирования рынка является наличие хорошо развитой рыночной инфраструктуры. От того, насколько хорошо она развита зависит в конечном итоге и эффективность функционирования рыночной экономики. В свою очередь по уровню развития рыночной инфраструктуры можно судить и о степени развития рынка, рыночных отношений в той или иной стране. Поэтому необходимым условием действенности рыночных отношений является создание соответствующей инфраструктуры рынка. Инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, занятых обслуживанием общественного производства. Различают производственную, социальную и рыночную (сферы обращения) инфраструктуру. Инфраструктура рынка - это система предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. Рыночная инфраструктура через свои элементы выполняет следующие основные функции: осуществляет правовое и экономическое консультирование предпринимателей и защита их интересов в государственных и частных структурах; обеспечивает финансовую поддержку, кредитование, включая лизинг, аудит, страхование новых хозяйственных формирований и т.п.; способствует материально-техническому обеспечению и реализации продукции предприятий; регулирует движение рабочей силы; создает необходимые условия для деловых контактов предпринимателей; осуществляет маркетинговое, информационное и рекламное обслуживание и т.д.., что в конечном итоге обеспечивает более быстрое движение товаров и услуг от производителя к потребителю. Основные элементы рыночной инфраструктуры. Элементы рыночной инфраструктуры, через которые реализуются ее функции можно сгруппировать в три блока: организационно-техническая инфраструктура, включающая товарные биржи и аукционы, торговые дома и торговые палаты, холдинговые и брокерские компании, информационные центры и ярмарки, пункты проката и лизинга, государственные инспекции, различного рода ассоциации предпринимателей и потребителей, транспортные коммуникации и средства оперативной связи; финансово-кредитная инфраструктура рынка, куда входят банки, фондовые и валютные биржи, страховые и инвестиционные компании, фонды профсоюзов и других общественных организаций, то есть все те, кто может и занимается мобилизацией временно свободных ресурсов, превращает их в кредиты, а потом и в капиталовложения ; организационно-исследовательская инфраструктура рынка включает научные институты, изучающие рыночные проблемы, информационно-консультативные фирмы, аудиторские организации, специальные учебные заведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...