Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системы познания (мышления): схоластическая, механистическая, статистическая, системная и диатропическая.




1. Схоластическая познавательная модель. Для нее характерно видеть природу как текст, который надо уметь прочесть, или как шифр, который надо разгадать. (Аналитический подход к познанию).

2. Механистическая познавательная модель - рассматривает природу как машину, прежде всего - как часы.

3. Статистическая познавательная модель - представляет мир как совокупность балансов. Развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов сохранения.

4. Системная познавательная модель. В этой модели природа, как и общество, уподобляются организму, т.е. трактуются как нечто целое и целесообразное, как единая система; а организм часто трактуется как система автоматической регуляции.

5. Диатропическая познавательная модель. Диатропическая познавательная модель видит природу как сад, как ярмарку; эти понятия надо отличать от таких чисто функциональных понятий, как огород и рынок.

Поиск смысла жизни. Практика как проекция человеческой сущности.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - то, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. СМЫСЛ ЖИЗНИ выражается его ценностями. Смысл человеческого бытия - это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со всоими ценностными установками, соизмеряя их друг с другом.

Взаимосвязь, содержание и форма.

В мире нет ничего стоящего особняком, все взаимосвязано. Эта взаимосвязь объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, носит всеобщий характер. Взаимосвязь - это взаимозависимость одного явления от другого в разнообразных отношениях. Связь - это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные.

Форма и содержание - философские категории, к-рые служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов. Содержание - совокупность тех элементов и процессов, к-рые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Категория формы выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями.

 

БИЛЕТ

Общественные и негуманоидные процессы. Общественный кризис в 9 - 20 веках.

 

Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.

ФАКТ - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления. свойства и отношения.

ГИПОТЕЗА - это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Гипотеза - это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира.

ТЕОРИЯ - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения.

Явления и сущность.

Явление - совокупность многообразных, внешних, подвижных, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета, представляющая собой способ проявления, обнаружения сущности. Единство явления и сущности проявляется: 1) они не существуют друг без друга, 2) они переходят друг в друга.

 

 

БИЛЕТ

Категории бытия, основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.

 

Согласно закону единства и борьбы противоположностей, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях.

СОГЛАСНО ЗАКОНУ КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОЛИЧЕСТ-ВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕМИНУЕМО ПРИВЕДУТ К КАЧЕСТВЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ.

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление превращается в свою противоположность, затем происходит возврат к исходному явлению, но на более высоком уровне. Данный закон характерен для процессов с циклическим характером развития.

Чувственное и рациональное в познании.

ЧУВСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое знание может быть отражениемданного не непосредственно, а опосредовано. Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является

 

Причина и следствия.

(Галкин) Изучение мира показывает, что все явления связаны с другими и причинно обусловлены. Говорят даже о всеобщейсвязи вещей. Философы уже в древности говорили, что «Природа не терпит пустоты». И если материальный либо идеальный объект движется в своем пространстве, то он вытесняет из этого места другой (происходит их взаимодействие). Если же его «убрать» из Вселенной, то что-то «должно» заполнить это место. Но, откуда оно возьмется? Говорят, что из Вселенной нельзя вынуть даже песчинку, чтобы не рухнуло все Мироздание.

 

БИЛЕТ

Мировоззрение, мироощущение, миропонимание.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью.

 

Единство противоположностей как онтологический принцип.

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

Принцип меры.

(Галкин)«Мера - философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого-либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть мера. В свою очередь изменения качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и меры. Ни качество, ни количество не являются застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, уступая место новой категории количеству... Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к другой выступают как узловые точки изменения меры. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер». «Мера - философская категория, выражающая единство количества и качества какого-либо предмета или явления. Каждому количественно своеобразному (определенному) объекту можно сопоставить качественные характеристики.

 

БИЛЕТ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...