Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и ее кризис. Особенность философских знаний. Сложность изучения философии.




Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

В своих традиционно умозрительных формах философия не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций, ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляет желать лучшего.

В современной философии отмечается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, возрастает значимость аналитических тенденций. Вся человеческая жизнь становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку.

Сложность изучения философии:

-ознакомление с самыми разнообразными концепциями за 2,5 тыс. лет

-необходимость координации философских направлений и школ

-потребность философски интерпретировать содержание любых явлений.

Телеологическая и вероятностная концепция эволюции. Проблема прогнозирования.

 

Свойство.

Свойство – сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. Свойства не могут быть проявлены без взаимодействия – вещь, взятая сама по себе, обладает только одним свойством – самосохранением. Свойства бывают всеобщими и специфическими, существенными и несущественными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, естественными и искусственными и т.д.

БИЛЕТ №9.

Информационные системы: клетка, организм, общество. Механизм «передачи информации». Особенность передачи информации между уровнями.

 

Душа и тело. Монизм, дуализм и интеракционизм.

Душа — это не что-то готовое до своего проявления. Душа — не только некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое целое — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни.

Монизм (от греч. один) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует материалистический и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т.д.

Дуализм – философское учение, считающее в противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма.

Интеракционизм вид психофизического дуализма, который утверждает, что душа и тело, будучи различными и автономными субстанциями, тем не менее, находятся в причинном взаимодействии. Интеракционисты считают, что ментальные события могут быть причинами физических действий. И наоборот, физическое событие может стать причиной ментального события.

Возможность.

Категория возможность выражает способность материи в процессе движения принимать различные формы. Любое явление в определенных условиях может изменить форму своего существования, перейти, превратиться в другое явление.

Осуществленная возможность есть действительность. Возможность и действительность относительно противоположны друг другу как две стороны развития: как исходный момент и результат развития. Но развитие представляет собой цепь событий, значит, каждое звено в ней является исходным моментом по отношению к одному и результатом по отношению к другому – возможность и действительность переходят друг в друга.

БИЛЕТ №10

Категории философии, язык и мышление.

Категории – это наиболее общие понятия, в которых отражаются важнейшие свойства, закономерности мира. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.

Категории философии – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. К философским категориям относятся прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. В слове отражается не какой-нибудь один предмет, а множество их связей. Мысль – отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. В языке и мышлении отражается то, что люди знают о самих себе и о внешнем мире, а также о том, каковы средства познания, имеющиеся в их распоряжении в данный момент.

 

Материализм, его история и разновидности.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы.

Первые учения материализма появляются в рабовладельческих обществах древних Индии, Китая, Греции. Дальнейшее свое развитие материализм получил в 17-18 вв. в странах Европы. Вершиной в развитии этой формы материализма на Западе был «антропологический» материализм Фейербаха. В России и других странах Восточной Европы во второй половине 19 века дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов. Высшей и самой последовательной формой материализма стал диалектический материализм.

 

Явление.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона объективной действительности, определяющая природу данного явления.

Явление – внешняя, более подвижная и изменчивая сторона объективной действительности, конкретное обнаружение сущности. Во всяком явлении обнаруживается сущность, так же как и нет сущностей, которые не проявлялись бы так или иначе. В ощущениях и восприятиях отражаются прежде всего отдельные явления и вещи, сущность же недоступна непосредственному чувственному восприятию –постигается теоретическим мышлением на основе знания явлений.

БИЛЕТ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...