Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания и переживания. Смысл и значение.




БИЛЕТ №1.

Современная цивилизация и стоящие перед ней проблемы.

Человечество может существовать только в пределах узкого диапазона параметров его физической среды. Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности.

- катастрофическое загрязнение человеком окружающей среды; экологический кризис

- истощение природных ресурсов

- перенаселение планеты

- угроза миру между народами и войн с применением оружия массового уничтожения людей

- забвение достижений культуры, нравственности, образования.

Разрешение глобальных проблем является делом непростым и даже опасным. Для преодоления глобальных проблем современности нет простых решений.

Для предотвращения деградации человечества необходимо по существу формирование новой цивилизации, которая была бы способна обеспечить совместную эволюцию человечества и окружающей среды.

 

Основные функции философии: онтологическая, гносеологическая и методологическая.

Онтология – философия, как таковая – учение о бытии, о мире в целом. Изучает обобщенные образы бытия и его различных частей в их взаимосвязи.

Гносеология – раздел философии, который изучает взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Методология, учение о методах, понимается как определение способов достижения какой-либо цели. В соответствии со спецификой философии речь идет о фундаментальном.

 

Свобода.

Понятие «свобода» не является самостоятельным понятием, не имеет самостоятельного смысла в предложении – человек не может быть просто свободным, но может быть свободным от чего-то. Слово "свобода" связано с мощными внутренними потребностями личности.

БИЛЕТ №2.

Философско-экологические проблемы человечества в конце 20 века.

Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. Научно-техническая революция столкнула человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и с необходимостью бережного отношения к природе.

 

Реальное и идеальное.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности. Научно-теоретический анализ осуществляется на базе исследования идеальной модели, что дает возможность отвлечься от случайностей и выявить необходимость в чистом виде, а также представить изучаемый объект в предельно развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения.

Сознание.

Сознание общественное - совокупность возможных и существующих реакций и мнений значимой части членов общества на те или иные явления.

Сознание человека – высшая форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание есть продукт деятельности мозга, оно возникает и формируется в мозгу только благодаря материальной связи мозга с внешним миром. Наиболее характерной чертой сознания является постановка целей, активный поиск средств и путей для достижения даже самых отдаленных целей. Цель есть отраженная в сознании потребность.

БИЛЕТ №3.

Философско-социальные проблемы человечества в конце 20 века.

Одна из задач философии - осмыслить содержание и направление изменений в социальной структуре общества и подсказать путь, ведущий к социально-историческому прогрессу.

Проблемы конца 20 века: социальная миграция, межнациональные, политические, религиозные и военные конфликты, терроризм, упадок нравственности и морали, проблемы демографии. К демографическим проблемам относится тенденция быстрого роста населения при ограниченных природных ресурсах. Население стран Запада и России с высоким уровнем образования и доходов стремительно стареет, в развивающихся странах - преобладает молодое население с низким уровнем образования. Кроме того, изменения в народонаселении оказывают влияние на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего общественного развития.

 

Рассудок и разум.

Рассудок – низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.

Мера.

Мера - философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого-либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным. Эти границы и есть мера. В свою очередь изменения качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и меры. Ни качество, ни количество не являются застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, уступая место новой категории количеству.

БИЛЕТ №4

Философско-экономические проблемы человечества в конце 20 века

Экономическая жизнь есть социальный прогресс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и опосредовано в качестве частей общехозяйственного организма. К основным проблемам экономики относятся:

-проблема и концепция человека, создающего и использующего технику; особенность этой проблемы в настоящее время заключается в выросшей технологической мощи человека

-психологические проблемы потребностей человека

Знания и переживания. Смысл и значение.

Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Знания могут быть житейскими и научными. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено. С этой точки зрения знание противопоставляется переживаниям – обыденным представлениям, фиксирующим эмпирические, изменчивые свойства вещей.

Значение предмета есть его функция, которую он выполняет в деятельности людей. В языке значение предметов деятельности сохраняется в значении слов. Смысл – это конкретизация значения предмета в речевом или деятельностном соотнесении его со значением слов или с предметной ситуацией. Соотношение значений, порождающее особый их смысл, определяется либо объективными факторами, либо субъективными: желаниями, стремлениями, общественными и личными целями и мотивами.

Общее.

Общее есть объективно существующая общность реальных предметов, которая выражается в единстве их свойств, признаков и черт. Общее существует лишь в единичном, через единичное. Под единичным подразумеваются отдельные предметы, явления, процессы, события, происходящие в природе и обществе. Единичное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Единство единичного и общего есть особенное. По отношению к единичному особенное есть общее, а по отношению к более общему – единичное.

Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. Но единичное и особенное богаче общего. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения, эксперимента достигаются углубление, конкретизация законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.

Познание есть восхождение от единичного через особенное к общему.

БИЛЕТ №5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...