Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование фондов оценочных средств, как одно из условий Федерального государственного образовательного стандарта




 

Компетентностная ориентация основной образовательной программы (ООП) определяет необходимость не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ПО. Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации (в особенности на предмет выявления уровней сформированности общекультурных компетенций), через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям ФГОС ПО. [1, с. 67].

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС ПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Структура и содержание ООП и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами образовательного процесса переносится составляющую, которая позволяет диагностировать, корректировать процесс проектирования ООП необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ. [1, с. 68].

В соответствии с требованиями ФГОС ПО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения освоения ООП ПО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующей дисциплины.

Фонд оценочных средств – комплект нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, (дисциплин). [2, с. 48].

ФОС как система оценивания состоит из трех частей:

1. Структурированного перечня объектов структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП, дисциплины),

2. Базы учебных заданий,

3. Методического оснащения оценочных процедур.

При планировании и разработке ФОС как системы оценивания используется ограниченный набор элементов:

- цели/ результаты обучения;

- индикаторы и критерии оценивания;

- содержательная область контроля;

- функции и цели контроля;

- виды, методы и формы контроля;

- средства оценивания/ учебные задания. [2, с. 49].

Формирование ФОС в соответствии с требованиями компетентностного подхода проводится на основе:

1. Использования методов контроля, помогающих самооценку студента и нацеленных на рефлексию деятельности;

2. Использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование студентами работ друг друга;

3. Оппонирование студентами дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.);

4. Перехода от оценки только результатов обучения к систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения);

5. Создания условий максимального приближения системы оценивания к условиям будущей профессиональной практики (например, использование ситуационных заданий на основе контекстного обучения, что обеспечивает интегрированную оценку нескольких характеристик одновременно);

6. Отслеживания и фиксации формирования личностных (необходимо предусматривать оценку способности деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач);

7. Переноса акцента в контроле с того, что не «знают» на оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать;

8. Внешней оценки, что обеспечивает использование общепризнанных критериев, показателей качества образования (возрастание независимого экспертного оценивания, в том числе потенциальными работодателями и профессиональными сообществами);

9. Повышения объективности результатов оценивания при применении качественных стандартизированных инструментов;

10. Применения программных средств, позволяющих проводить адаптивный контроль, своевременную индивидуальную коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать информацию по всем оценочным мероприятиям. [2, с. 50].

Функции различных ФОС:

1. ФОС входного оценивания используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения индивидуальных траекторий обучения. В условиях личностно-ориентированной образовательной среды результаты входного оценивания студента используются как начальные значения в индивидуальном профиле академической успешности студента. Входное оценивание может осуществляться в форме самооценивания.

2. ФОС текущего контроля используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной) студентов. В условиях рейтинговой системы контроля результаты текущего оценивания студента используются как показатель его текущего рейтинга.

3. ФОС промежуточной (семестровой) аттестации обучающихся по модулю (дисциплине) предназначен для оценки запланированных результатов обучения по завершению изучения модуля/дисциплины в установленной учебным дифференцированный зачет, экзамен, курсовой проект, курсовая работа, отчет по практике.

4. ФОС итоговой аттестации используется государственного экзамена, выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и оценки качества ООП. В ходе итоговой государственной аттестации оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников соответствующего направления. Итоговая государственная должна рассматриваться как демонстрация выпускником способностей и возможностей в профессиональной деятельности. [2, с. 51].

ФОСы предназначены для использования сторонними организациями для оценивания результативности и качества учебного процесса, образовательных программ, степени их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности.

Согласно нормативно-методическим документам, связанным с введением

ФГОС, предполагается следующая процедура создания ФОС.

Предварительный этап связан с планированием контролирующих мероприятий. Для каждого из них разработчик ФОС должен ответить на вопросы:

1. Что оценивать/ какие результаты обучения и его составляющие?

2. Как обеспечить оценивание этих объектов контроля/ какие способы

деятельности будут наиболее оптимальны для оценивания именно этих

объектов контроля?

3. Какие средства необходимы для осуществления этой деятельности при оценке данных объектов? [2, с. 52].

План оценивания целесообразно структурировать в форме матрицы, в которой каждому объекту контроля (результату обучения или его составляющему) будут поставлены в соответствие: содержание обучения, метод оценивания и учебные задания. Формирование структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения (кодификатора) предполагает выполнение перечисленных ниже действий. [3, с. 72].

1) На основе требований ФГОС, заявленных целей ООП и академических свобод вуза, в ООП устанавливается полный состав требований к выпускнику в форме планируемых результатов обучения и списка формируемых компетенций. В структуре ООП содержится матрица, в которой соотнесен перечень требований к выпускнику с массивом основных образовательных модулей/ дисциплин. Причем, каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь статус необходимого, т.е. формирующего данную способность только в совокупности с другими модулями. При последовательном или параллельном изучении дисциплин, формирующих одинаковые результаты обучения ООП, необходимо учесть уровень развития компетенций и составляющих результатов обучения.

Для каждого результата обучения или его составляющего, которые имеют определенные коды в ООП, определяются поведенческие индикаторы. Основная разница между результатами обучения и индикаторами заключается в том, что результаты обучения представляют общую информацию и непосредственно неизмеримы, в то время как индикаторы отражают однозначно опознаваемую деятельность обучаемого, поддающуюся измерению. [3, с. 74].

Поведенческие индикаторы достижения результатов обучения (объекты оценивания):

1. Являются фокусом оценивания каждого результата обучения и определяют конкретные действия, которые студенты смогут демонстрировать в результате обучения (стандарты эффективного/желательного поведения);

2. Устанавливают минимальный уровень для оценивания;

3. Позволяют описать желательное поведение/режим работы студентов и уменьшить неясность, связанную с демонстрацией ожидаемых способностей.

Разработчику необходимо сформулировать перечень действий студента, которые однозначно показывают достижение необходимого результата обучения. Однозначность формулировки объекта контроля – диагностичность – проводится с использованием таксономии Б. Блума на основе конкретизации результатов обучения на определенном этапе образовательного процесса. Отсюда необходимость разработки разных видов ФОС – текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации. Состоят из глагола, обозначающего действие, и содержания. По сути – это ответы на вопросы «что делает, как делает?». Индикаторы и их проявление в поведении должны быть прописаны простыми словами, понятны и легко измеримы в поведении человека. Каждый индикатор должен быть однозначен и исключать двойное толкование. Важно, чтобы поведенческие индикаторы результатов обучения с одной стороны надежно раскрывали желательное поведение, а с другой – не дублировали друг друга. [5, с. 75].

Обладают свойствами шкалы, то есть существует очевидная прогрессия от низшего уровня исполнения к высшему. Для результата обучения по программе составляется 5-9 индикаторов. Для отдельной дисциплины 3-5 индикаторов. Индикаторы определяют содержание обучения. Точечное обучение под конкретные задачи потребует меньших затрат, чем глобальное обучение всему. В процессе оценивания поведенческие индикаторы являются основой для сравнения того, что было, и как стало (при условии, что перед началом обучения проводилась оценка начального уровня). [5, с. 76].

2) Желательно при конкретизации предметно-деятельностный диагностируемых результатов обучения и содержание обучения. Данное соответствие определяется формирования и оценивания результатов обучения). Для промежуточной аттестации кодификатор содержит итоговые требования к уровню подготовки по дисциплине. А для ФОС текущего оценивания детализация результатов обучения идет до уровня, планируемого на момент проведения оценивания.

3) Для каждого поведенческого индикатора следует подобрать вид учебного задания, по результатам выполнения которого можно судить о степени достижения результата обучения. Возможно, что один индикатор будут контролировать несколько заданий одного вида или разных, относящихся к одному виду контроля или нескольким.

4) Следующий шаг – формирование методики использования учебных заданий – выбор метода и формы контроля, установление критериев оценивания, разработка оценочных схем и/ или шкал. Таким образом, план оценивания в форме кодификатора включает объекты контроля сопряженные с видом заданий и методикой их использования с учетом конкретных условий обучения.

Основной этап. Формирование содержания фонда оценочных средств. [7, с. 59].

1) Разработка и подбор в соответствии с кодификатором контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении студентом определенного соответствии тому или иному предъявляемому требованию. Основное требование – структурирование базы учебных заданий по поведенческим индикаторам и/ или контролирующим мероприятиям. Задание не может существовать само по себе. Оно обязательно связано с определенной целью использования, т.е. с объектом и определенной процедурой контроля.

2) Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль, экзамен и т. п.). Разработка спецификации (плана) контролирующего мероприятия, в которой указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели), структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля. Спецификация / план контроля дает возможность разработки нескольких вариантов заданий. Это открытая информация для всех участников образовательного процесса. Спецификация необходима для обоснования надежности, объективности, валидности контролирующих мероприятий.

3) Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях. Уровень подготовленности студента считается соответствующим требованиям ФГОС, если он демонстрирует способности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. В этом случае уровень подготовленности студента может быть оценен баллами «хорошо» или «отлично». Для более точного и объективного оценивания устанавливаются конкретные пороговые значения для оценки заданий как в целом, так и каждого в отдельности. С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответов, отсутствие которых есть «погрешность принципиального характера». Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна студенту. В результате оценивания студент должен четко осознавать что, как и когда оценивалось, за что ему начислен или не начислен балл/ кредит. [7, с. 66].

Завершающий этап. Разработка методических материалов для каждого участника контролирующего мероприятия. В различных формах контроля это:

1. Инструкции (методические указания) для студентов, преподавателей, методистов, наблюдателей, членов ГАК, рецензентов и т. п.;

2. Сценарии контролирующих мероприятий;

3. Нормативно-методические документы;

4. Инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

5. Формы бланков ответов (опросные листы), рецензий, оценочных листов и т. п.

Фонды оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации разрабатываются по каждой дисциплине /модулю, практике и входят в рабочую программу дисциплины. [11, с. 99].

Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:

1. Валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

2. Надежность (нацеленность используемых методов объективность оценивания);

3. Эффективность (оптимальность выбора для использования целей, методов и средств контроля).

Фонд оценочных средств по специальности/профессии состоит из программы государственной итоговой аттестации и ФОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с учебным планом.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине состоит из КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся и КОС для промежуточной аттестации обучающихся. [12, с. 12].

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю состоит из:

1. КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и темам профессионального модуля;

2. КОС для промежуточной аттестации обучающихся по междисциплинарному курсу(ам), учебной и производственной практикам (по профилю специальности);

3. КОС для экзамена (квалификационного).

Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС СПО. [13, с. 18].

Структурными элементами фонда оценочных средств по учебной дисциплине являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств

2. Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний в ходе освоения учебной дисциплины

3. Комплект материалов для проведения контрольных работ

4. Комплект материалов для проведения тестового контроля

5. Комплект материалов для проведения лабораторных работ и практических занятий

6. Комплект материалов по оценке результатов самостоятельной работы

7. Комплект материалов для промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины

Структурными элементами фонда оценочных средств по профессиональному модулю являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств.

2. Комплект материалов для текущего контроля.

3. Комплект материалов для промежуточной аттестации.

4. Контрольно-оценочные средства для экзамена (квалификационного).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...