Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЧИЩЕНИЕ. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТ ЭТОМУ ИСЛАМ?




Религия ислам уделяет большое внимание чистоте. Аллах сказал в Коране:

إنَّ اللهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ

«Инна Лла́hаюхи́ббу-т-таўўаби́на ўаюхи́ббу-ль-мутатаhhири́н».

«Воистину, Аллах любит кающихся и очищающихся» (сура «Аль-Бакара», аят222).

Аллах Всевышний говорит в Коране (сура «Аль-Маида», аят6):

«О, верующие! Когда вы встаёте на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь; и если вы больны или в пути, или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места, или вы касались женщин и не найдёте воды, то омывайтесь хорошо песком, – обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас, и чтобы завершить Свою милость вам, – может быть, вы будете благодарны!»

 

Чтобы быть в числе тех, кого Аллах любит, надо обращать внимание на чистоту.

Сказал Пророк Мухаммад, мир ему: «Чистота – половина веры».

Сказав это, он подчеркнул, какое большое значение чистоте придает наша религия.

Мусульманин, совершающий намаз, предстает перед Аллахом. Для этого требуется чистота тела, одежды и места молитвы.

Наша религия придает значение также внутренней чистоте. Мусульманин должен быть чист душой и сердцем так же, как он чист внешне.

 

ВИДЫ ВОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОЧИЩЕНИЕМ

 

Вода делится на два вида:

1. Му́тлак – любая вода. Это дождевая вода, талая, озерная, речная, морская, ключевая и колодезная вода. Эта вода не должна быть смешана ни с чем.

2. Мука́йяд – чистая, но не очищающая вода. Это, например, арбузный, виноградный сок, ее еще называютли-ՙа́йнихи. Вода, смешанная с разного рода чистыми веществами, как молоко, чай, кофе, называется ли-га́йри-ՙа́йнихи.Такими видами воды не совершается ни гусль (мытье всего тела), ни омовение.

Мутлак может быть пяти видов:

1) Чистая и очищающая. Это вода, которая не изменила ни цвета, ни вкуса и ранее не использовалась ни для чего. Ее можно использовать для различных видов омовений, для гусля, вуду́՚[21], для питья, для приготовления пищи и тому подобного.

2) Вода чистая и очищающая, но использование которой нежелательно. Считается макрухом использовать эту воду для гусля и вуду, если есть другая чистая вода. Если нет чистой, то использование такой воды не считается макрухом. К такой ней относится малое количество воды, из которой пили такие домашние животные, как кошка, курица или хищные птицы, как сокол, коршун и ястреб.

3) Вода чистая сама по себе, но не очищающая – это вода, которая ранее была использована для гусля или вуду (омовения). Такой водой не совершают ни гусль, ни омовение.

4) Нечистая вода. Это малый объем воды, в которую попали нечистоты. Эта вода считается нечистой и непригодной ни для какого очищения, но если объем воды больше двухгы́ллей(приблизительно 60 см3), то вода считается чистой и пригодной.

5) Сомнительная вода. Это вода, из которой пили осел или мул. Эта вода пригодна для очищения от нечистот; ею не делается гусль и вуду, если есть чистая вода, но если нет другой чистой воды, то ею можно сделать омовение, а затем делается таяммум, из-за сомнения, является ли эта вода чистой.

ИСТИНДЖА

Лексическое значение слова «истинджа́»–освобождение от чего-либо. В фикхе этот термин означает «очищение области естественных проходов, через которые произошло выделение крови, семенной жидкости, мочи, кала».

По мазхабу Абу Ханифы:

– если выделившиеся экскременты загрязнили исключительно область естественного прохода, т.е. если кто-либо совершает намаз без выполнения истинджа, его действия допустимы,[22] но являются макрухом.

– если экскременты загрязнили область, равную площади одного дирхема, то истинджа водой – это важиб;

– если экскременты загрязнили область, превосходящую площадь одного дирхема, то истинджа является фардом.

Кроме того, для женщин удаление остатков нечистот в области половых органов является фардом независимо от площади загрязнения.

Правила совершения истинджа

1. Истинджа делают водой, а при ее отсутствии – плотным предметом (туалетной бумагой, листьями, камнем и т.п.). Использовать для этого кости, известь, уголь, сухой навоз животных, кусок ткани, вату, писчую бумагу – крайне нежелательно.

2. Использование таких предметов как листья и камни для истинджа является сунной, однако использование воды предпочтительнее (и полезнее с точки зрения медицины). Лучшим способом является использование одновременно и твердых предметов, и воды, т.е. вначале остатки экскрементов удаляются, например, туалетной бумагой, затем загрязненное место обмывается водой.

3. Желательно при обмывании натужиться, для более полного отделения экскрементов, затем начисто обмыть область естественного прохода.

4.После совершения истинджа, обмытые участки желательно протереть сухой бумагой или полотенцем.

4. Истинджа следует совершать левой рукой, а правой рукой – лить воду.

ИСТИБРА

Термин «истибра» также означает «освобождение от чего-либо». Истибра совершают мужчины. Для его выполнения им следует дождаться окончания выделения мочи. Последовательность выполнения истибра зависит от особенностей организма мужчины. Для совершения истибра может быть достаточным вставание, покашливание, приседание несколько раз, ходьба до 40 шагов, выжимание остатков мочи из мочеиспускательного канала и т.п. Не допускается совершение вуду без уверенности в завершении истечения мочи. Если размер следов мочи на нижнем белье превышает размер углубления ладони, эта одежда считается грязной и ее следует постирать или сменить.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Однажды Посланник Аллаха проходя мимо двух могил сказал о них: «Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов, один из них сплетничал, а другой не делал очищение от мочи, как следует».После этого он попросил свежую пальмовую ветвь и, разделив ее на две части, воткнул у изголовья могил и добавил: «Они облегчат их мучения пока не засохнут».[23]

ПРАВИЛАПОСЕЩЕНИЯТУАЛЕТА

1. Перед посещением туалета нельзя иметь при себе записи, содержащие аяты или молитвы[24].

2. Желательно подвернуть нижнюю часть брюк и снять носки во избежание попадания капель нечистот.

3. В туалете нельзя произносить что-либо вслух (без необходимости), читать Коран, есть, пить, плеваться, разрисовать стены. Даже если дают салям, то на него в туалете не отвечают.

4. В туалет следует заходить с левой ноги, до этого прочитав ду՚а:

 

اَللَّهُمَّ اِنِّى اَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَالْخَبَائِثِ

«Алла́hу́мма, инни́ ау́зу-бикя ми́наль-ху́бси ўаль-хаба́ис»

Значение: «О Аллах! Ищу у Тебя защиты от всякого рода нечистот»[25].

5. Не следует (макрух) справлять малую нужду стоя. Рекомендуется сесть, больше опираясь на левую ногу, что способствует более естественному освобождению мочевого пузыря.

6. Обращаться лицом или спиной в сторону кыблы с открытым ауратом[26], пребывая в закрытом помещении или же в открытом месте, – тахриман-макрух.

7. Является макрухом справлять нужду (малую и большую) на естественные источники воды (проточные и непроточные – как река, ручей, озеро и т.д.), в затененных местах,[27] на трещины в почве,[28] на дорогах и под плодовыми растениями.

8. После опорожнения следует совершить истинджа.

9. Из туалета следует выходить с правой ноги, затем прочитать следующее ду՚а:

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِى اَذْهَبَ عَنِّى اْلاَذَى وَ عَافَانِى

«Альхамдули-Лляхил-лязи азхаба анниль-аза ўа áфáни»

Значение: «Хвала Аллаху, который избавил меня от неудобства и дал мне облегчение».

10. Затем необходимо тщательно помыть руки с мылом или же заменяющим его средством и обновить омовение (вуду).

ПОЛЬЗА ОМОВЕНИЯ

Вуду́ (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. О пользе совершения омовения наш Пророк, мир ему, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками; когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе».[29]

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал: «Я слышал, как мой любимейший друг (Пророк Мухаммад, мир ему), сказал: «(В Раю) украшения верующего (покроют собой) те места, которые он омывал».[30]

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), передал, что как-то раз Посланник Божий, мир ему,придя на кладбище (мизар), сказал: «Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если пожелает Аллах, присоединимся к вам/Ас-саля́му ‘але́йкум, да́ра ка́ўмин му՚мини́н, ўа инна́ ин ша́՚а-Лла́hу би-кум ляхыку́н/, и я бы хотел, чтобы мы увидели наших братьев!». Люди спросили:

«А разве не мы твои братья, о посланник Аллаха?» В ответ Пророк, мир ему, сказал:«Вы – мои сподвижники, а моими братьями являются те, кто ещё не пришёл в мир (этот)». Они спросили:

«Как же мы узнаем тех (членов) твоей общины, которые ещё не пришли (в мир этот), о посланник Аллаха?» Пророк, мир ему сказал:

«Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звёздочками во лбу и белыми кольцами на ногах, которые находятся среди лошадей тёмной масти безо всяких примесей, разве не узнает он своих лошадей?»

Они сказали: «Конечно, узнает, о посланник Аллаха!»

Тогда Пророк, мир ему сказал: «Поистине, благодаря омовению они придут, сияя белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах, а я буду ожидать их у своего водоёма».[31]

 

ФАРДЫ ОМОВЕНИЯ

1. Мыть лицо 1 раз.

2. Мыть руки, включая локти, 1 раз.

3. Протереть 1/4 часть головы.

4. Мыть ноги, включая щиколотки, 1 раз.

При отсутствии одного из фардов омовение считается недействительным.

 

СУННАТЫ ОМОВЕНИЯ

1. Намерение для совершения омовения.

2. Начинать с «А՚узу…», «Бисми-Ллях…».

3. Сначала вымыть кисти рук.

4. Почистить зубы, используя мисвак (палочки из веток дерева арак)[32], щетку или палец.

5. Совершить омовение частей тела без пауз, так, чтобы, омывая одну часть, не допустить высыхания другой.

6. Хорошо протереть все омываемые части тела.

7. Полоскать рот 3 раза,

8. Не постящемуся тщательно полоскать рот (постящемуся – полоскать рот умеренно, чтобы вода не попала в глотку).

9. Набрать в нос воды 3 раза, правой рукой набирать воду в нос, а левой высморкаться.

10. Соблюдать последовательность.

11. Мыть каждую часть тела трижды.

12. Начинать омовение с правой стороны.

13. Начинать мытье рук и ног с пальцев.

14. У кого густая борода, мыть ее, протирая пальцами.

15. Сдвинуть кольцо с пальца.

16. Протереть ушные раковины.

17. Протереть шею.

18. Протереть всю голову.

19. Мыть между пальцами.

 

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ОМОВЕНИЕ

Сначала засучить рукава,по возможности повернуться к кыбле,вознамериться совершить омовение ради Аллаха и произнести: «А՚узубилляхи минаш-шайтани-р-раджим», «Бисми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим».

Вымыть кисти рук трижды.Если есть кольцо, то сдвинуть его для того, чтобы вода попала на это место. Затем правой ладонью набрать в рот воды и тщательно прополоскать его. Потом правой рукой набрать в нос воды, а левой высморкаться. Повторить это трижды. Затем три раза вымыть лицо, потом вымыть правую и левую руку, включая локти, по три раза. После этого намочить ладони и внутренней стороной ладоней протереть голову. Намочить руки вновь и указательными пальцами протереть внутри ушей, а остальными пальцами каждой руки протереть шею. После этого мыть ноги, включая щиколотки, начиная с правой ноги. Обращать внимание на то, чтобы вода протекала между пальцами. После завершения омовения повернуться к кыбле и произнести исламские свидетельства.

Так совершается омовение. Есть дуа, которые читаются при совершении омовения. Но омовение считается полным, даже если эти дуа не были прочитаны.

Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему, сказал: «Перед любым из вас, кто сначала будет совершать омовение должным образом, а потом говорить:

 

أَشْهَدُ اَنْ لا اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهٌ ، وَأَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُه وَ رَسُولُهُ ُ

«А́шhаду алля́ иля́hаилля-Лла́х, ўахдаху́ ля́ шари́кялях, ўаа́шhаду аннаМуха́ммадан ‘а́бдуху́ ўа расу́люх»(«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»), обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он через какие пожелает» (Муслим).

Имам Тирмизи приводит этодуа с добавлением таких слов:

اَللهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَاجعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

«Алла́hу́ммадж՚альни́ минат-таўўа́би́на ўадж՚альни́ миналь-мутатаhhири́н»– «О, Аллах, сделай меня в числе кающихся в своих прегрешениях, и в числе тех, кто очищается [от нечистот души и тела]».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...