Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 10. Психология малых групп.




 Понятие группы в психологии, ее признаки, функции. Специфика социально-психологического подхода. Психологические характеристики группы. Структура группы. Классификация групп.

Понятие малой группы, динамические процессы в малых группах; межличностные отношения в группах, межгрупповые взаимодействия. Классификация малых групп. Феномены группового давления. Феномен групповой сплоченности. Феномен психологической совместимости. Стадии и уровни развития групп.

Цель – дать понятие группы в психологии, ее признаки, функции.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать: определение малой группы, ее признаки, функции, виды групп;

 уметь: анализировать специфику динамических процессов в группе, характер межличностных отношений между членами группы и межгруппового взаимодействия.

Методические рекомендации к изучению темы:

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: понятие группы в психологии, ее признаки, функции; классификация групп; динамические процессы в малых группах; межличностные отношения в группах, межгрупповые взаимодействия.

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы большие и малые, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

 Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью. Выделяются так же и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия). Далее необходимо рассмотреть вопросы раскрывающие виды и структуру малой группы, проблему лидерства в малых группах, конформизм и групповое давление. Феномен групповой сплоченности. Феномен психологической совместимости. Психология межгруппового взаимодействия, психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Литература:[2], [3], [5], [9], [14]

Вопросы для самопроверки:      

  1. Раскройте понятие малой группы, ее основные характеристики.

2. Назовите виды малых групп.

3. Какие стадии проходит группа в процессе своего формирования?

4. Опишите социально-психологические явления, происходящие в группе.

5. Охарактеризуйте виды межличностных отношений в группе.

6. Определите факторы эффективности групповой деятельности и межгруппового взаимодействия.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2.Краткий исторический очерк развития психологии.

3.Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

4.Методы психологических исследований.

5.Основные этапы развития психики у животных.

6.Сравнительная характеристика психики человека и животных.

7.Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

8.Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

9.Специфика человеческой деятельности.

10.Виды деятельности человека.

11.Роль и виды ощущений у человека.

12.Виды и свойства восприятия.

13.Внимание и его психологические свойства.

14.Развитие внимания.

15.Виды памяти у человека.

16.Теории памяти в психологии.

17.Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

18.Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

19.Определение и функции, виды воображения.

20.Воображение и творчество.

21.Природа и виды мышления в психологии.

22.Психология творческого мышления.

23.Развитие мышления.

24.Средства развития мышления.

25.Виды и функции речи.

26.Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

27.Речь как инструмент мышления.

28.История исследований личности.

29.Современные теории личности.

30.Формирование и развитие личности.

31.Природа человеческих способностей.

32.Развитие способностей.

33.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

34.Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

35.Личность и темперамент.

36.Определение характера человека.

37.Типология характеров.

38.Формирование характера.

39.Понятие, признаки и проявления воли у человека.

40.Основные направления и пути развития воли.

41.Функции и виды эмоций у человека.

42.Теории эмоций.

43.Мотив и мотивация.

44.Классификация человеческих потребностей.

45. Вербальное и невербальное общение.

46. Барьеры общения и способы их преодоления.

47. Понятие группы в психологии, ее признаки, функции.

48. Классификация малых групп.

49.Феномены группового давления.

50. Стадии и уровни развития групп.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...