Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 10. Психология малых групп.
Понятие группы в психологии, ее признаки, функции. Специфика социально-психологического подхода. Психологические характеристики группы. Структура группы. Классификация групп. Понятие малой группы, динамические процессы в малых группах; межличностные отношения в группах, межгрупповые взаимодействия. Классификация малых групп. Феномены группового давления. Феномен групповой сплоченности. Феномен психологической совместимости. Стадии и уровни развития групп. Цель – дать понятие группы в психологии, ее признаки, функции. В результате изучения данной темы студент должен: знать: определение малой группы, ее признаки, функции, виды групп; уметь: анализировать специфику динамических процессов в группе, характер межличностных отношений между членами группы и межгруппового взаимодействия. Методические рекомендации к изучению темы: Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: понятие группы в психологии, ее признаки, функции; классификация групп; динамические процессы в малых группах; межличностные отношения в группах, межгрупповые взаимодействия. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы большие и малые, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы. Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью. Выделяются так же и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия). Далее необходимо рассмотреть вопросы раскрывающие виды и структуру малой группы, проблему лидерства в малых группах, конформизм и групповое давление. Феномен групповой сплоченности. Феномен психологической совместимости. Психология межгруппового взаимодействия, психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Литература:[2], [3], [5], [9], [14] Вопросы для самопроверки:
2. Назовите виды малых групп. 3. Какие стадии проходит группа в процессе своего формирования? 4. Опишите социально-психологические явления, происходящие в группе. 5. Охарактеризуйте виды межличностных отношений в группе. 6. Определите факторы эффективности групповой деятельности и межгруппового взаимодействия. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1.Система явлений, изучаемых в современной психологии. 2.Краткий исторический очерк развития психологии. 3.Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 4.Методы психологических исследований. 5.Основные этапы развития психики у животных. 6.Сравнительная характеристика психики человека и животных. 7.Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека. 8.Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека. 9.Специфика человеческой деятельности. 10.Виды деятельности человека. 11.Роль и виды ощущений у человека. 12.Виды и свойства восприятия. 13.Внимание и его психологические свойства. 14.Развитие внимания. 15.Виды памяти у человека. 16.Теории памяти в психологии. 17.Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. 18.Индивидуальные особенности и нарушения памяти. 19.Определение и функции, виды воображения. 20.Воображение и творчество. 21.Природа и виды мышления в психологии. 22.Психология творческого мышления. 23.Развитие мышления. 24.Средства развития мышления. 25.Виды и функции речи. 26.Отличие речи человека как средства общения от речи животных. 27.Речь как инструмент мышления. 28.История исследований личности. 29.Современные теории личности. 30.Формирование и развитие личности. 31.Природа человеческих способностей. 32.Развитие способностей. 33.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях. 34.Типы темпераментов, их психологическая характеристика. 35.Личность и темперамент. 36.Определение характера человека. 37.Типология характеров. 38.Формирование характера. 39.Понятие, признаки и проявления воли у человека. 40.Основные направления и пути развития воли. 41.Функции и виды эмоций у человека. 42.Теории эмоций. 43.Мотив и мотивация. 44.Классификация человеческих потребностей. 45. Вербальное и невербальное общение. 46. Барьеры общения и способы их преодоления. 47. Понятие группы в психологии, ее признаки, функции. 48. Классификация малых групп. 49.Феномены группового давления. 50. Стадии и уровни развития групп.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |