Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ




 Тема № 1. Общее представление о психологии как науке

История развития психологического знания и основные направления современной психологии. Представления античных философов о душе. Развитие психологии в рамках философских знаний. Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и их представления о душе. Взгляды на предмет психологии средневековых мыслителей. Открытие рефлекторной дуги психики. Теологическая ветвь истории психологии. Взгляды Ф.Аквинского на ее предмет. Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины. Введение в науку эксперимента. Взгляды Вундта на предмет психологии. Развитие отечественной психологии. Основные школы и направления психологии. Взгляды Дж. Уотсона, З. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Роджерса. Место психологии в системе наук. Разделы психологии. Фундаментальная область психологии и основные ее разделы. Прикладные направления.Задачи, объект, предмет, методы психологии.Методы психологии. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии. Наблюдение внешнее и включенное, прямое и косвенное. Эксперимент лабораторный и естественный. Генетический метод. Интервью, опрос, анкетирование, тестирование. Моделирование. Контент – анализ. Метод изучения продуктов деятельности. Экспертный метод.

Цель– составить представление о предмете, основных направлениях, задачах и методах психологии.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:историю развития психологии и ее современное состояние, ключевые положения методологии науки,возможности использования психологических знаний для оптимизации деятельности, общения и психического состояния человека;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Методические рекомендации к изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы, связанные с историей развития психологического знания и основных направлений современной психологии, изучить методологические основы психологии, выявить специфику психологии как науки, определить ее место в системе наук, уметь пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Самостоятельное изучение данной темы необходимо начинать с уяснения основных этапов развития психологии, их характеристики. В рамках философских знаний следует проанализировать представления античных философов о душе – Демокрита, Аристотеля, Сократа, Платона. Теологическая ветвь истории психологии представлена взглядами средневековых мыслителей, в том числе Фомы Аквинского. Среди основных школ и направлений - бихевиоризм, функционализм, фрейдизм, гуманистическая психология, гештальтпсихология.

При изучении вопроса о месте психологии в системе наук, необходимо исходить из того, что современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Ее разделами являются: общая психология, дифференциальная, история психологии, психология личности, психофизиология, история психологии. Прикладные направления: социальная психология, политическая, клиническая, педагогическая, возрастная, юридическая, инженерная, экономическая, психодиагностика, психологическая экспертиза, психотерапия, консультирование. В заключение обратите внимание на методы психологии. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение внешнее и включенное, прямое и косвенное. Эксперимент лабораторный и естественный. Генетический метод. Интервью, опрос, анкетирование, тестирование. Моделирование. Контент – анализ. Метод изучения продуктов деятельности. Экспертный метод.

Литература: [2], [3], [6], [7], [13], [14].

Вопросы для самопроверки:

  1. В каких формах с древности и до Нового времени шло в мире накопление знаний о душе?
  2. Когда начала складываться психология как отдельная область научных исследований?
  3. Почему путь развития психологии был таким долгим?
  4. Назовите имена наиболее известных зарубежных и российских мыслителей 19-20 в.в., внесших заметный вклад в разработку психологии.
  5. Почему в психологии в начале 20 века возник кризис?
  6. Чем определяется возросший интерес к психологической теории и практике в         современной России?
  7. Что является объектом и предметом исследования психологии? Каковы ее задачи?
  8. Назовите разновидности методов психологического исследования, определите их достоинства и недостатки.

Тема № 2. Психика.

Психическое отражение, его проявление в развитии живых организмов. Раздражимость. Чувствительность и ее роль в возникновении психики. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Инстинкт и разум. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта. Развитие психики человека. Отличительные особенности психики человека и животных. Психика и организм. Психосоматика. Физиологические основы психической деятельности. Мозг и психика. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Локализация функций в коре больших полушарий. Парная работа полушарий головного мозга. Специализация полушарий в отношении различных психологических функций.

Структура психики. Принцип системности в изучении психических явлений. Психические процессы, психические свойства, психические состояния. Первичные и вторичные образы. Образная и символическая форма отражения действительности. Сознание – высший уровень психики. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное и его проявление. Соотношение сознания и бессознательного.

Цель –составить представление о структуре психики, структуре сознания, соотношения сознания и бессознательного.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:сущность, функции, основные формы проявления психики,развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, понятия сознания, самосознания, бессознательного; взаимосвязь психики, поведения и деятельности.

уметь: выявлять эмпирические характеристики сознания, самосознания и бессознательного.

Методические рекомендации к изучению темы:

По данной теме необходимо изучить сущность, функции и формы проявления психики, физиологические основы психики; рассмотреть специфику сознания, самосознания – их функции, свойства, структуру; выявить природу бессознательного.

Необходимо рассмотреть иерархию форм отражения мира, понятия раздражимости и чувствительности и ее роль в возникновении психики. Дайте характеристику инстинкту и разуму, стадии элементарной сенсорной психики, стадии перцептивной психики, стадии интеллекта. Рассмотрите развитие психики человека, определите отличительные особенности психики человека и животных. Рассмотрите физиологические основы психической деятельности; мозг и психика. Исходить необходимо из понимания того, что психическая деятельность – это деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия.

Определите структуру и проанализируйте принцип системности в изучении психических процессов. Дайте характеристику понятиям «психические процессы», «психические свойства», «психические состояния». Рассмотрите уровни психического, отмечая при этом, что сознание – высший уровень психики. Проанализируйте структуру сознания. Самосознание. Бессознательное и его проявление. Соотношение сознания и бессознательного. Необходимо уяснить, что бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Литература: [3], [5], [7], [9].

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит отличие психики от других явлений, существующих в мире?

2. Приведите аргументы, свидетельствующие о биосоциальной природе психики.

3. Охарактеризуйте факторы, обуславливающие процесс развития психики человека.

4. Какова последовательность и специфика стадий и уровней развития психики у животных?

5. Определите сходство и различия между психикой человека и животных.

6. В чем заключается сущность сознания, каковы его проявления в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях?

7. Назовите основные функции самосознания и структурные компоненты.

8. Приведите примеры проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...