Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.




Психология и педагогика

 

Методические указания и контрольные задания

для студентов всех направлений

заочной формы обучения

 

 

Мурманск

2012

 

 

Составитель – Брик Лариса Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Истории и социологии»

 

Методические указания и контрольные  задания для студентов по дисциплине «Психология» всех направлений  заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры-разработчика «Истории и социологии» 14 сентября

2012 г., протокол №  8.

 

 

Рецензент – Лях Константин Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и социологии  МГТУ



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………6

 

3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……….8

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….……..9

5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ  КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ….…….……………………………………19

6. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………..20

 

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.....…………………………..……………………………….21

 

 



ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

    

Соответствие ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра.

1. Методические указания по дисциплине «Психология» составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 183 от 09.02.2011г.  и рабочих программ всех направлений и специальностей заочной формы обучения.

2. Целью дисциплины «Психология» является подготовка в соответствии с квалификационной характеристикой студентов и рабочим учебным планом для всех направлений  и предполагает повышение образованности студентов по вопросам научной психологии и их практической подготовленности к пониманию и правильному решению психологических проблем жизни и профессиональной деятельности.

 

Задачи изложения и изучения дисциплины:

- познакомить студентов с основами психологии в ее различных раздлах;

- изучить общие закономерности психических явлений, основных психических процессов, свойств и состояний;

- дать представления о психологии личности, межличностных и межгрупповых взаимодействиях и отношениях.

3. Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Психология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по всем направлениям:

а) общекультурных (ОК):

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК- 1);

– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

– способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

– способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

– способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

 

б) профессиональных (ПК):

– способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

– способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

           

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные категории, понятия и современные проблемы психологии: предмета и методов психологии, места психологии в системе наук, ее основных отраслях;

- понятийный аппарат современной психологии, описывающего познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности;

- закономерности развития и функционирования психики;

- мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- психологические проблемы адаптации специалиста;

- потребности общества, личности и возможности психолого-педагогического знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Уметь:

- учитывать индивидуально-личностные особенности людей в общении; классифицировать, систематизировать, дифференцировать факты, явления, объекты, методы;

- обобщать, интерпретировать результаты по заданным или отбираемым критериям; применять на практике методы самопознания и самосовершенствования;

- оформлять, представлять, интерпретировать полученные психологические данные, сведения, факты.

Владеть:

- понятийным аппаратом современной психологии, работой с психологической литературой;

- методами социально-психологического анализа социальных явлений и процессов; основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной работы.

 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Таблица 1

п\п

Содержание разделов (модулей), тем дисциплины

Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки

Компетен-ции

раздела (модуля)

Лек-ции ПР ЛР СР ИР
1 2 3 4 5 6 7 8

Раздел 1. Общая психология.

1. Общее представление о психологии как науке. Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 1 - - 9 - ОК-1
2. Психика.Основные функции психики. Психика и организм. Мозг и психика. Структура психики. Самосознание - высшая форма сознания. Бессознательное и его проявления. Соотношение сознания и бессознательного.   1 - - 9 - ОК-1,ОК – 9, ОК-10

Раздел II. Основные психические процессы. (Познавательные процессы).

3. Ощущение. Восприятие. Представления. Понятие об ощущении и восприятии, их физиологическая основа. Классификация ощущений, их свойства. Особенности восприятия, его качества, виды. Понятие о представлении как о психическом процессе.                                                                                        1 - - 9 - ОК-1
4. Память. Внимание. Воображение. Общая характеристика памяти. Виды и особенности памяти. Законы памяти.  Виды и функции внимания. Развитие внимания. Понятие о воображении. Его виды и формы проявления. Функции воображения. Воображение и творчество.   1 - - 9 - ОК-10
5.  Мышление. Интеллект. Речь. Сущность мышления как познавательного процесса. Типы и виды мышления. Операции мышления. Интеллект. Речь как инструмент мышления и средство общения.   1 - - 10 - ОК-1,ОК – 8, ОК-7, ПК -13

Раздел III. Психология личности и деятельности.

6.  Личность. Деятельность. Структура личности. Социализация личности, ее этапы. Основные виды деятельности человека. Поведение. Психическая регуляция поведения и деятельности. Способности. Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Структура и виды способностей. Развитие способностей. 1 - - 11 - ОК -11, ПК-12
7. Темперамент и характер. Понятие о темпераменте, сферы его проявления. История изучения темперамента. Темперамент и деятельность. Понятие о характере. Структура характера. Типология характера.                                                 1 - - 6 - ОК-7,ОК-10
8.  Эмоционально-волевая сфера личности.Эмоции и чувства: содержание понятий. Качество эмоций и чувств. Эмоциональные особенности личности. Формы и виды эмоциональных состояний. Общее понятие о воле. Теории воли. Волевой процесс и волевые качества личности.                                              1 - - 10 - ОК-1,ОК – 7, ОК-8
9. Общение.Понятие общения. Его содержание, функции. Средства общения. Уровни, виды общения. Психологическая структура общения.                                            1 - - 11 - ОК-7,ОК – 8, ОК-9, ПК -12
10.  Психология малых групп. Понятие группы в  психологии, ее признаки. Феноменология и классификация групп. Динамические процессы в малых группах. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Проблемы руководства и лидерства.                                              1 - - 10 - ОК-7,ОК – 11, ПК-11, ПК -12
                                         Итого      10 - - 98 -  

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ:

1. Кроль, В.М. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов
/ В.М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2004. – 325 с.

2. Немов, Р.С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов.
– М. : Владос, 2000. – 400 с.

3. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов техн. вузов
/ А.И. Волкова [и др.] под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д : МарТ, 2005.
– 620 с.

4. Реан, А.А. Психология и педагогика : учебник для вузов / А.А. Реан,
Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб. : Питер, 2007.
– 432 с.

5. Реан, А.А. Психология личности : Социализация, поведение, общение
/ А.А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак; М. : Сила-пресс, 2009. – 325 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник для вузов
/ С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер Коц, 2007. – 720 с.

7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие для вузов
/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 671 с.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

8.  Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для вузов
/ Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2006. – 511 с.

9.  Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А В. Брушлинский; отв. ред.
В.В. Знаков. – СПб. : Алетейя, 2003. – 270 с.

10.  Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи; пер. с англ.
Н. Зуева, И. Малкова. – СПб. : Питер, 2003. – 448 с.

11.  Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – СПб. : Питер, 2003. – 352 с.

12.  Морозов, А.В. История психологии : учеб. пособие для вузов
/ А.В. Морозов. – М. : Академ. Проект, 2003. – 288 с.

13.  Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; науч. ред. пер. А.А. Алексеева. – СПб. : Питер, 2003. – 1096 с.

14.  Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии : учебник для вузов
/ Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2003. – 685 с.

15.  Шадриков, В.Д. Введение в психологию : мотивация поведения
/ В.Д. Шадриков. – М. : Логос, 2003. – 134 с.  

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...