Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 8. Эмоционально-волевая сфера личности.




Понятие об эмоциях и чувствах, их функции, эмпирические характеристики эмоций и чувств, классификация эмоциональных явлений, механизмы эмоций, способы управления эмоциями. Теории эмоций. Чувства. Классификация чувств, их отличие от эмоций.  Понятие о воле, ее признаки, функции. Психическая регуляция непроизвольного поведения. Условный рефлекс, как физиологический принцип организации поведения и принцип уравновешивания организма и среды. Модели регуляции поведения и деятельности по Н.А.Бернштейну и П.К. Анохину. Психологическая регуляция произвольного поведения. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Этапы волевого действия. Теории воли.

Цель – дать понятие об эмоциях и чувствах, их функции, эмпирические характеристики эмоций и чувств, классификация эмоциональных явлений, механизмы эмоций, способы управления эмоциями.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать: определения эмоций, чувств, воли; отличительные признаки эмоциональной и волевой сфер, их функции; теории воли;

уметь: анализировать способы управления эмоциями и специфику процесса развития воли.

Методические рекомендации к изучению темы:

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: понятие об эмоциях и чувствах, их функции, эмпирические характеристики эмоций и чувств, классификация эмоциональных явлений, способы управления эмоциями и чувствами.

В описательном феноменологическом плане эмоции можно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль. Далее рассмотрите классификацию эмоций и эмоциональных состояний. Определите связь эмоций с потребностями. Рассмотрите основные функции эмоций. Изучите теории эмоций: эволюционная теория Ч.Дарвина, рудиментная теория, теория У.Джеймса и Н.Н. Ланге, активационная теория Линдсея-Хебба, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер, информационная теория П.В.Симонова.

Изучая данную тему необходимо выявить отличие эмоций и чувств. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Определите виды чувств. Изучите способы управления эмоциями и чувствами.

 Ознакомьтесь с материалом, раскрывающим следующие понятия: воля, ее признаки, функции, теории воли, развитие воли. Рассмотрите волю как процесс сознательного регулирования поведения. Необходимо обратить внимание на тот факт, что всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова - все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью. Рассмотреть этапы волевого действия, основные теории воли.

Литература:[2], [3], [6], [7], [9], [10], [13].

Вопросы для самопроверки:      

  1. Что такое эмоции, чем они отличаются от чувств?
  2. Чем отличаются и чем схожи эмоциональные проявления у человека и животных?
  3. Как в психологии классифицируются эмоциональные явления?
  4. Какие способы управления эмоциями вы знаете?
  5. Назовите основные признаки воли как психологического явления.
  6. Раскройте значение воли в организации деятельности, общения и саморегуляции психических состояний.
  7. В чем состоит специфика теоретических подходов к изучению воли в отечественной психологии?
  8. Определите основные направления и пути развития воли.

 

Тема № 9. Общение.

Понятие общения в психологии, его функции, средства, виды общения, психологическая структура общения; барьеры общения и способы их преодоления. Функции и структура общения. Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Уровни общения. Диалогическая речь и ее роль в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии. Точность межличностной перцепции. Фундаментальная ошибка атрибуции, эффект ореола, стереотипы и иллюзорные корреляции.

Цель– составить представление об общении в психологии, его функциях, средства, видах общения, психологической структуре общения.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать: определение общения, его функции, виды, структуру;

уметь: выделять специфику используемых человеком средств общения и способов преодоления барьеров общения.

Методические рекомендации к изучению темы:

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: понятие общения в психологии, его функции, средства, виды общения, психологическая структура общения; барьеры общения и способы их преодоления.

Приступая к изучению общения, следует исходить из того, что общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие обучающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения условно можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), и перцептивную (взаимовосприятие). Следует остановиться на функциях и структуре общения, видах общения, рассмотреть барьеры общения.

При изучении теоретического материала необходимо проанализировать эффекты межличностного восприятия, атрибутивные процессы в межличностном восприятии, понятие точности межличностной перцепции. Рассмотреть фундаментальную ошибку атрибуции, эффект ореола, стереотипы и иллюзорные корреляции.

Литература:[2], [3], [5], [7], [9], [11], [14].

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте содержание понятия «общение» и функций, которые оно выполняет?
  2. В чем заключаются отличия общения человека от общения животных?
  3. Какова специфика видов человеческого общения?
  4. Какую роль играет общение в психическом развитии человека?
  5. Определите специфические особенности невербальных средств общения.
  6. Какие функции выполняет речь в процессе общения?
  7. Охарактеризуйте механизмы межличностного восприятия.
  8. Сформулируйте правила успешной коммуникации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...