Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 6. Личность. Деятельность.




Общее понятие о личности. Феномен личности в российской психологии, содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», зарубежные теории личности. Психологическая структура личности. Личность в контексте межличностных отношений. Формирование, развитие, социализация личности. Стадии развития личности в онтогенезе. Экспериментальные исследования личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности; сущность и специфика видов деятельности человека.

Цель- составить представление о направленности личности и мотивации деятельности; сущности и специфики видов деятельности человека.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать: историю исследований личности в российской психологии, содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», структуру личности, подходы к решению проблемы формирования личности; сущность понятия «деятельность»;

уметь: определять общепсихологический смысл понятия «личность», объяснять структурные компоненты личности

Методические рекомендации к изучению темы:

По данной теме необходимо изучить периоды научного исследования феномена личности в российской психологии, определить соотношение объема и содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», рассмотреть модели структуры личности, подходы к решению проблемы развития личности, теории личности.

Среди теорий личности необходимо рассмотреть: психодинамическую теорию личности (З.Фрейд), аналитическую теорию личности (К.Юнг), гуманистическую теорию личности (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивную теорию личности (Дж. Келли), поведенческую теорию личности (Дж.Уотсон, Б.Скиннер), диспозициональную теорию личности (Г. Оллпорт), деятельностную  теорию личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский).

Рассмотрите личность в контексте межличностных отношений. Остановитесь на психологической структуре личности. Изучая данную тему, нужно обратить внимание на формирование, развитие, социализацию личности.

Данная тема включает в себя изучение вопроса о направленности личности и мотивации деятельности. Проблема направленности – это прежде всего вопрос о о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Направленность включает в себя: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает. Необходимо рассмотреть психологические теории мотивации: в рамках бихевиоризма, психоаналитические, гуманистические, когнитивные; основные закономерности развития мотивационной сферы, мотивационный контроль действий.

Литература: [2], [4], [6], [7], [11], [14].

Вопросы для самопроверки:                                                                                        

  1. Каковы критерии выделения в российской психологии периодов изучения личности?
  2. Чем обусловлено многообразие определений личности в психологии?
  3. Назовите условия и факторы нормального и аномального развития личности.
  4. Охарактеризуйте этапы развития личности.
  5. Какие критерии сформированности личности выделяются в отечественной психологии?
  6. Проведите сравнительный анализ зарубежных теорий личности, назовите ключевые идеи каждой из них
  7. Назовите отличия деятельности человека от активности животных.
  8. В чем заключается специфика различных видов деятельности человека?

Тема № 7. Темперамент и характер.

Понятие о темпераменте. История развития учения о темпераменте. Гуморальная теория Гиппократа и Галена. Физиологические основы темперамента. Учение Павлова И.П. о свойствах нервной системы и типы темперамента. Современное состояние проблемы темперамента. Темперамент и стиль деятельности.

Понятие о характере. Основные теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Учение К. Леонгарда, Кречмера, А.Е. Личко, Э. Фромма об акцентуациях характера. Типология характера. Структура характера. Формирование и развитие характера.

Цель– составить представление о физиологической основе темперамента, типологии и структуре характера.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:определения темперамента и характера, историю исследования темперамента, типологию характеров и темперамента;

уметь: анализировать психологические особенности типов темперамента и характера.

Методические рекомендации к изучению темы:

Для успешного освоения материала следует проработать следующие вопросы: понятие о темпераменте, сферы его проявления. Для этого рассмотрите историю учения о темпераменте, гуморальную теорию Гиппократа и Галена, охарактеризуйте физиологические основы темперамента, учение Павлова И.П. о свойствах нервной системы и типы темперамента. Остановитесь на современном состоянии проблемы темперамента. Рассмотрите вопросы, раскрывающие проявления темперамента в общении, выявите взаимосвязь темперамента и стиля деятельности.

Самостоятельное изучение данной темы предполагает знание понятия характер. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Для уяснения понятия характера необходимо рассмотреть основные теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Остановиться на учениях К. Леонгарда, Э.Фромма, А.Е. Личко об акцентуациях характера. Проанализировать типологию, структуру характера, рассмотреть вопросы формирования и развития характера.

Литература: [2], [3], [6], [7], [9].

Вопросы для самопроверки:      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...