Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции политической системы общества разнообразны:




1) определение целей, задач, путей развития общества;   

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;  

3) распределение материальных и духовных ресурсов;   

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;  

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;   

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;   

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;   

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.   

 

 

под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм:

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд - некоммерческий фонд, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

 

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

 

Партии преследуют определенной цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в проведении именно своей политики.

 

Государство как элемент политической системы общества

 

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

 

Эти два понятия можно рассматривать как общее и частное. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества.

 

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

Исходя из социально-экономических условий и других факторов выделяют пять типов государств:

 

» традиционные примитивные,

 

» традиционные цивилизованные,

 

» государства переходных обществ,

 

» государства периода промышленных революций,

 

» государства общества высокого массового потребления.

 

Государство взаимодействует с разными элементами политической системы:

 

~ с политическими партиями,

 

~ с национальными движениями и организациями,

 

~ с церковью,

 

~ с органами местного самоуправления,

 

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

 

49, ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ХАРАКЕРИСТИКА РФ КАК ГОСУДАРСТВА

49.
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

 

 

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

 

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

 

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

 

Признаки государства

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Суверените́т (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.


Реальная власть – способность верховной власти распространять свое влияние на территории страны и все население и решать любые вопросы.

 

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

 

Атрибуты государства

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.


Характеристика государств
1. Форма правления: а) монархия (единоличная власть) б) республика (избирательная власть, разделение власти)

2. Формы государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Виды

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Простая форма (унитарное государство);

Сложная форма (федерация, конфедерация).

а) Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Основные признаки унитарного государства:
1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3.Единая система законодательства;

4.Единое гражданство;

5.Единая денежная единица;

6.Единый государственный язык;

7.Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
      Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

 

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

 

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

б) Федерация(от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
 Отличительные признаки федеративного государства
    
Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

 

в) Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

 












Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2.Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3.Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4.Нет единого гражданства конфедерации;

5.Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

3. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

А) Демократический режим

 

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Б) Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан.

В) Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционноправовой статус. К ним относятся суверенитет, территория, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопасности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, международная правосубъектность, государственный язык и государственные символы.

 

50, Политические партии.основные полит. партии в РФ

 

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

 

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

 

Признаками партии являются:

функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

наличие народной поддержки, добровольность членства;

наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

 

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

 

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

 

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; оинтеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

создание возможностей для политической социализации личности;

подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

организация избирательных кампаний и участие в них;

борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

 

Предложено несколько типологий политических партий:

по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

 

Признаки политической партии:

наличие организационной структуры;

программа и устав;

уплата членских взносов;

партийная дисциплина;

организационная связь между членами партии;

формирование общественного мнения;

участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

 

Роль политической партии в жизни общества:

связующее звено народных масс и государства;

регулятор социально-политической жизни общества;

руководитель классовой борьбы в обществе.

 

Главная задача политической партии — захват и участие во власти.

Функции политической партии

 

1. Теоретическая функция:

анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

выявление интересов разных социальных групп общества;

разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

 

2. Идеологическая функция:

распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

пропаганда своих целей и политики;

привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

 

3. Политическая функция:

борьба за власть;

участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

выполнение предвыборных программ

 

4. Организаторская функция:

реализация программных установок и решений;

проведение избирательных кампаний;

подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

 

Основные партии рф

 

Единая Россия

КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации

ЛДПР - Либерально-демократическая партия России

Патриоты России

Правое дело

Справедливая Россия

Российская объединенная демократическая партия Яблоко

 

51, УЧАСТИЕ ВРАЧЕЙ В ПОЛИТ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гocудapствeнных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов дaннoгo общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в opганы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные opгaнизации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные оpгaны.

 

 

52, ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.

 Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

 В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.

 Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.

 Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

 Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная цель и главная функциядуховной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

 При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.

 Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

 

 

53, СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Человек, индивид, личность. Специфика трактовки личности в философии и медицине.

 

ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви:одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homohabilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке "человеком прямоходящим" (Homoerectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homosapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

ИНДИВИД (от лат.неделимое) — человек, как единичное природное существо, представитель вида homosapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. Само понятие *индивид* отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Понятие *индивид*не следует смешивать с понятием *индивидуальность*, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей как личность и как индивид. Индивидные свойства не являются личностно формируемыми, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личностным и профессиональным качествам, поскольку они составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Личностьпонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

 

. 54, Этапы становления личности в онтогенезе.Фиилогенезе

 

Оформившаяся стратегия «борьбы» за идею личности с «внешним противником» фактически отражала борьбу против идеи личности как таковой, так как происходила подмена реального изучения феномена «личность», замещающим и активно принимаемым «образом личности», скроенным по чертежам и эскизам господствующей идеологии. Идея личности, разрабатываемая в эти годы, выступает в своих превращенных формах: в проявлениях политико-идеологического редукционизма (в выдвижении лозунгов вместо прояснения сущности, в поиске признаков «советского человека», в конструировании «советского менталитета»); в проявлениях физиологического редукционизма. Личностный принцип, отстаиваемый и внедряемый Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, К.К. Платоновым, постепенно приобрел (при всей его декларативности) характер традиции. Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Б.Г. Ананьева, который репрезентировал себя в психологии именно как автор разносторонних идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза. В его работах дана развернутая характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», которая дала возможность сделать вывод о том, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека в обществе, создавая его биографию. Третий период – середина 60 – конец 80-х годов ХХ в.Это период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом правящей партии – КПСС. Данный период построения психологии личности характеризуется логикой «возрождения» идеи личности в ситуации амбивалентного отношения общества к «личностному» в человеке. В течение всех лет советского периода тщательно разрабатывалась идея «нового человека», идея его исключительности и образцовости. Это не случайно, так как везде, где торжествовал тоталитаризм, идея абсолютной образцовости, нормированного превосходства занимала ведущее место в системе провозглашавшихся ценностей. Л.А. Радзиховскийязвительно заметил, что в соответствии с этой идеей человеку «меняли кожу, закаляли его как сталь, поднимали как целину, т. е. перековывали, переплавляли, перевоспитывали». Это было сущностью и назначением «тоталитарной психотерапии», которая имела своей целью перевоспитание личности и использовала для этого различные психологические механизмы. К концу 60–х годов многие достижения отечественных ученых в области психологии личности были кардинально трансформированы и напрочь потеряны. Эта мысль была подтверждена Б.Г. Ананьевым, который считал, что «область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки». Психологи 60–70-х годов ХХ в., вслед за Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном, начали поиск субъектных характеристик личности. «Субъектное» в личности вновь стало желанным тем, что следует учитывать, взращивать и лелеять. Экспериментальные исследования развития личности широко развернулись в отечественной психологии лишь с 70 – 80-х годов ХХ столетия (Л.И. Божович, А.В. Петровский, Б.С. Братусь, В.А. Петровский, А.И. Липкина, В.С. Мерлин, В.С. Мухина и мн. др.). Однако задача изучения закономерностей, движущих сил и механизмов развития личности на различных этапах онтогенетического развития была сформулирована намного раньше М.М. Троицким, Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др. Их идеи легли в основу исследований, позволивших выявить темп, ритм, содержание и качественное своеобразие возникающих новообразований личности в отдельные возрастные периоды.

Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения.Формирование эгоиндентичностидлительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчестваглавную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детствасвязана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия)ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия)формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость)для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать «расширительное» понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и «вершинное» понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

 3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А.Н. Леонтьев).

4. Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

 

Филогене́з, или Филоген́ия — историческое развитие организмов[1]. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени

 

Развитие личности в филогенезе и о нтогенез личности с точки зрения социальной

педагогики

Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека.

Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую;

необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.

Развитие личности – это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и

структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий,

главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая

культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень

познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования.

Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно [19] .

Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от егорождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта:

филогенетический и онтогенетический.

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе

исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся

в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и

в различных обществах [20] .

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и

представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих

изменений.

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие

человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные

социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества,

которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности

культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в

формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначальнозапрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что

социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую

природу.

По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора:

христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в

человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде

были глубоко затаены. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном

достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и

всестороннее его развитие[21] .

Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин [22] прослеживает посредством сравнительного

анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей

личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения счужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и

опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует

противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив,

слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные,

лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины

германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым

вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено

начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как

биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез

(жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей

предшествующей всемирной истории.

 

55. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

Социализация — это приобщение новорожденного к той системе ценностей, которая существует в обществе.

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

 

1. дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения), включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на раннюю социализацию (0-7 лет), детско-подростковую социализацию (7-15), юношескую социализацию (16-21) и т.д.;

 

2. трудовую охватывает период зрелости человека. Но демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

 

3. послетрудовую наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).

 

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

 

семья и дошкольные образовательные учреждения;

 

школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

 

трудовой коллектив.

ПО Жану Пиаже

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

 

Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

 

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

 

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

 

В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, ещё не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

 

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

Кризисы развития личности

0 - 1.5 годаНет самосознанияне умеет говорить, ходить, общаться

 

5-6 летфизиологический скачокФормирование абстрактного мышления

13-14 летПубертатный период

17 - 18 лет

Закрепление системы моральных принципов

Заканчивается период биологической зависимости от родителей

Закрепляется мировоззрение

24 - 25 летЧеловек перестает расти

Люди превращаются из объектов деятель­ности (объектов воспитания, обучения, содержания) в субъекты деятельности — начинается период активной отдачи, производства ценностей

40 летПерестают задействоваться новые клетки головного мозга

"Усталость" от жизни, может наступить стагнация, либо наоборот - взлет

55 - 60 летУгасание физиологических свойств

Процесс обучения, практи­чески, заканчивается, зато процесс передачи знаний и ценностей другим поколениям продолжается.

 

Социализация как ответ на кризис

 

 

Некоторые социологи утверждают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть. Например, ожидаемым кризисом можно считать потерю физической подвижности с возрастом; неожиданным кризисом может стать смерть одного из супругов.

 

Джон Клаузен (1972) отметил ряд критических моментов в жизни взрослых. Взрослые должны выбрать профессию, выдержать связанный с этим стресс, они вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в семье. Им также преодолевать так называемый «кризис сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучней, а семья напоминает «опустевшее гнездо». Время наступления этого кризиса значительно варьируется у разных людей. Он может разразиться, когда дети покидают родной дом, а также в связи с уходом на пенсию. Кризис может проявляться по-разному: люди чувствуют глубокую тревогу от сознания наступающей старости, испытывают страх смерти или отчаянно стремятся снова почувствовать себя молодыми.

56. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ. СТАОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЦЕСС ОБРЕТЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОБОДЫ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...