Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура сознания. Источники сознания




Сознание имеет следующие уровни: 1) подсознание или бес­сознательное; 2) сознание и самосознание; 3) сверхсознание.

Философия XX века, в особенности, психоанализ и его осново­положник 3. Фрейд уделяли большое внимание проблеме бессозна-

Теоретическая философия

тельного. 3. Фрейд считал, что причинами невроза являются пугающие образы, вытесненные в сферу бессознательного. Последователь Фрейда К. Г. Юнг исследовал коллективное бессознательное, полагая, что у человека наряду с личностным бессознательным существуют более глубокие слои психики, в которых фиксируется коллективный опыт общественной жизни.

Таким образом, подсознание это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия созна­ния. В сфере подсознания находятся определенные базовые эмоции. Это так называемые эмоции-стимулы, направляющие активность личности, и эмоции-контролеры, отражающие состояние организма в связи с достижением промежуточных результатов, фиксирующие факт достижения цели.

В подсознании нет хронологической последовательности событий, нет произвольного контроля над впечатлениями: они сливаются с пере­живаниями субъекта. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, инстинкты и пр. Бессознательное и со­знательное являются двумя относительно самостоятельными сторо­нами психической реальности человека, между ними часты противо­речия, конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой. Многие идеи, сформулированные сознанием, могут быть затем вытеснены в сферу подсознания, где они получают сильную эмоциональную окраску и активно влияют на поведение индивида.

Самосознание — это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Сознание как самосознание—это такое состояние, когда человеку доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самознания человек определяет мир.говоря: я знаю, я вижу, я мыслю. Выйти на уровень самосозна­ния — значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предме­те и свое же знание об этом знании.

Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества. Лишь относясь к другому человеку как к себе подобному, сам человек начинает относиться к себе как к человеку.

Сверхсознание — это надсознательный уровень, самый высший уровень сознания. Сверхсознание — это производство качественно нового знания, создающего совершенно новые материальные и духов­ные ценности. С точки зрения материализма и научного знания, это способность к целевой интеграции всей информации, имеющейся как в сознании, так и в подсознании, ^о принято называть интуицией, озарением. В ряде религиозно-мистических доктрин и во многих философских системах доказывается, что высшее знание открыва­ется сознанию лишь в моменты надсознательного озарения, когда человек сливается с божеством или космическим разумом, приоб­щаясь к индивидуальной истине.

Сознание имеет несколько источников: это, во-первых, внешний материальный и духовный мир. Природные социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде чувственных и понятийных образов. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная систе­ма, обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Еще одним источником выс­тупает, вероятно, космическое информационное поле, одним из звеньев которого является сознание индивида.

 

                                   

Структура сознания глазами философов

Сверхсоознание

Самосознание(идеальное отражения я)

Сознание знание которое может быть передано другому

Подсознание автоматизированные навыки и инстинкты

Психика возможность создания идеальных образов

 

Роль коры больших полушарий в

структурировании сознания

Кора больших полушарий

головного мозга в равной

степени выступает субстратом

и сознания, и подсознания, и

самосознания, и интуиции.

На стадии так называемого

первичного ответа работает

подсознание, но если

информация имеет жизненно

важный смысл или высокую

степень сложности,

происходит «за-прос» к

ретикулярной формации,

которая резко активизирует

процессы в коре, анализ

информации пе-реходит на

уровень сознания — она

фиксируется в словах

 Функции и свойства сознания

Отражение

 Активность

 Интенциональность

 Разгрузка*

* При помощи сознания человек постигает

сущность вещей, отвлекаясь от их

конкретности.

основную операцию разгрузки выполняет

язык

23, ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

СОЗНАНИЕ человека —

это способность отделять себя (Я) от других

людей и окружающей среды (не-Я),

адекватно отражать действи­тельность и

возможность регуляции отношений между

личностью и окру­жающей средой

Умственная деятельность — это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.

 

В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:

 

1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире).

 

2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).

 

Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением.

 

В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия.

Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания — это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать.

Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок.

 

Рассудок — это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу.

Преобразует устойчивые понятия в новое, и синтезирует их в систему знания — разум. Таким образом, разум — это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

 

Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум — это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

 

Деятельность мышления осуществляется в различных формах:

ПОНЯТИЕ — это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т. д.).

СУЖДЕНИЕ — это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» — истинное, «Вода горит» — ложное).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например:

 

Все преступления наказуемы законом

Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка.

 

ЯЗЫК — это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т. д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними

Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные:

 

— языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка,

— а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания.

 

Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено:

 

1. Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена.

2. Коммуникация мыслей и результатов мышления.

 

Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.

Мыш­ление — это способ, каким существует

сознание..

 Язык — это человеческий способ отыскания

кратчай­ших путей к цели, способ получения

нового знания и создания культуры, он еще несет и

психоэмоциональную нагрузку, так как способен

передать пере­живания человека..

 В слове человек владеет миром, может быть,

поэтому Хайдеггер назвал язык домом бытия..

 Только при помощи языка и мышления человек

способен создать культуру или, что то же самое,

сохранить свою биологическую природу

 

 

24, Сознание как субстанция. Роль философских представлений о сознании в медицине

 

Сознание — это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

 

Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:

— онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и

— гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

 

Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:

 

1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).

2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т. д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).

3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).

 

4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).

 

Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:

 

1. Мир познаваем.

2. Мир не познаваем.

 

Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.

 

Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека.

 

Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека.

 

Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека.

 

Умственная деятельность — это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.

 

В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:

 

1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире).

2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).

 

Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением.

 

В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия.

 

Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания — это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т. д.

      Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом, или абстрактные образы реальных объектов действительности.

Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок.

 

Рассудок — это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу. Специфика рассудка состоит в том, что рассудок работает только с готовыми, единожды и навсегда выработанными мышлением понятиями, не преобразуя их во что-либо новое, и не синтезируя между собой.

 

Преобразует устойчивые понятия в новое, и синтезирует их в систему знания — разум. Таким образом, разум — это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

 

Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум — это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

 

Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными из которых являются: понятие, суждение и умозаключение.

 

ПОНЯТИЕ — это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т. д.).

 

Отличительным свойством Понятия является его способность собирать в себя различные объекты и объединять их в некие классы по существенным общим признакам (например, понятия вода, вино и кровь могут выражаться по общему признаку текучести единым понятием «жидкость»). Наиболее общими понятиями, вбирающими в себя не только существенные, но и всеобщие свойства действительности, являются категории (материя, причина, качество, движение и т. д.). Таким образом,

в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.

 

СУЖДЕНИЕ — это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» — истинное, «Вода горит» — ложное).

 

Суждение может выражаться не только в предложениях языка, но и в символах (2 + 2 = 4 — истинное суждение, 2 + 2 = 6 — ложное).

 

Всё, что не может оцениваться с точки зрения истинности или ложности, не является суждением, и относится к другим формам мысли (Принесите мне воды! Вода холодная? Вода — сколько смысла в этом слове… 2 + 3; 4, 5, 6, 9, 48).

 

Таким образом, структура суждения должна содержать в себе такие понятия и смысловые связки между ними, которые могут быть доказаны или опровергнуты с точки зрения объективности. Исходя из этого,

 

суждение — это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например:

 

Все преступления наказуемы законом (1-я посылка).

Воровство есть преступление (2-я посылка).

Воровство наказуемо законом (заключение из двух посылок).

 

Все умозаключения подчиняются одному условию: если истинны исходные посылки, то истинно и выводимое из них заключение. Истинное заключение делает умозаключение правильным. Правильное умозаключение, таким образом, представляет собой истинное (или правдоподобное) выводное знание о действительности. Исходя из этого,

 

умозаключение — это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности.

 

Таким образом, мышление объективирует сознание, воплощая и представляя его содержание в различных результатах своей работы.

 

Но сами результаты работы мышления требуют, в свою очередь, дополнительной собственной объективации для того, чтобы стать продуктом информационного обмена между людьми. Без этой объективации все результаты мышления оставались бы субъективным достоянием отдельных личностей (субъектов), неведомым для других субъектов.

 

Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка.

 

25 ..История взглядов на познание в мировой философии

 

.ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПОЗНАНИЕ

Парменид, когда обнаружил различие между истиной и мнением.

Сократ разработал один из первых методов познания — майевтику.

Аристотель первый разработал внятную теорию познания,

Схоласты-концепция дедуктивного способа получения знания

Новое время-гносеологический поворот, то есть вопросы познания стали центральной темой философии.

Кант- поставил вопрос о предпосылках знания, его «Логика» - это классическая модель процесса познания

Неокантианство- дефиниция понятий «теория познания» и «гносеология»

Марксизм - логика тождественна теории познания, практика – критерий истины.

РАЦИОНАЛИЗМ: познание есть поиск объективной истины. Рационализм всегда исходит из того, что целью познания всегда является получение новых знаний.

АГНОСТИЦИЗМ— учение о принципиальной непознаваемости мира

Вывод: нельзя познать мир и человека до конца, целиком, но его можно и нужно познавать.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ связан с верой и отсутствием возможности логической аргументации. Чаще всего методы иррационального, интуитивного познания применяются к тем вещам, которым не дано рационального объяснения.

 

26. ЧТО ТАКОЕ ЗНАНИЕ И КАКОВА ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно (см. Непосредственное знание), либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами.. Введённое схоластикой различение априорного (см. Априори) и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (И.Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания).

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

По М.Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия (Sosein) и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления - практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия

 

27. ЧУВСТВЕНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ В МЕД ПРАКТИКЕ

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вовобще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не бы изготовить и применять орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...