Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.




 

 

34.Проблема ценностей в философии и медицине

Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, дляудовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по ихзначимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся длячеловека все, что имеет для него определенную значимость, личностный илиобщественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном,святом, предпочтительном, дорогом.В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило ктому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов. Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина,как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античностифилософствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от другадостаточно строго.2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имяБога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главнуючерту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истинезатемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину,красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчиталипоследователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв. Сложились все условиядля развития учения о ценности. Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план.Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой оценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает своипредпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретаетпо наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения.Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация всегдаесть переплавка старых ценностей в новые установки. Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-этоинтерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

 

35, Оценки.диагноз как оценочный процесс

Оценка- (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при к-ром оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности общественного образа жизни определенным моральным требованиям. Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от, требований, выраженных в виде норм, к-рые в форме общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение: «Этот поступок-зло» -можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки. Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такого, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе -зло»). Прибегая к данной форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтоб совершить правильный выбор. В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «Незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм). Маркеи-стско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или опровергать) посредством более общих моральных представлений-нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к-к-рам приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика).

Ценности и оценки

Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценки выражают отношение человека к объеюу, его свойствам. Они неразрывно связаны с ценностями человека, с ценностным отношением человека к объекту'.

Поясним смысл понятия «ценность». «Ценность» — это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную зна­чимость какого-либо объекта, в отличие отего экзистенциальных

Оценка, так или иначе, связана с практикой в широком понимании этого слова (как общественно-исторической практикой человечества). Но практика в любой своей форме и на любом уровне тоже предпо­лагает оценку и порождает оценку. Практика, будучи опосредована через потребности, интересы и цели, направляет внимание на то.что полезно для удовлетворения интересов субъекта.

Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка организует практическую деятельность.

и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписагельно-оценочную сторону’ явлений обществен­ного сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; социальные благо и зло.содер­жащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства. Субъектные ценности: обществен­ные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы, принципы действия).

Ценность есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Многие ценности зависят от познавательной и практической деятель­ности.обусловливаются ею. Если тог или иной предмет нужен, полезен для практики, то очевидно он ценен, представляет собой некоторую ценность. Явления действительности, материальные или духовные, оцениваются в этом аспекте либо со знаком плюс, либо со знаком минус, становясь ценностями тогда, когда они тем или иным способом включаются в деятельность субъекта.

Итак, ценность — это не любая значимость явления, а его положи­тельная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы. Самой главной ценностью для человека является его жизнь, такое особое универсальное качество, которое обнимает собой все области качеств.

Ценности, каков бы ни был их характер, — это и то, на что ориенти­руется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то.что достигается в ходе такой деятельности.

Оценка складывается из акта сравнения (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбору) того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности, необходимости или ненужности того, что оценивается.

Оценка, так или иначе, связана с практикой в широком понимании этого слова (как общественно-исторической практикой человечества). Но практика в любой своей форме и на любом уровне тоже предпо­лагает оценку и порождает оценку. Практика, будучи опосредована через потребности, интересы и цели, направляет внимание на то.что полезно для удовлетворения интересов субъекта.

Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка организует практическую деятельность.

 

 

36, ВАРИАНТЫ СООТНОШЕНИЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОК В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».

ЗНАНИЯ ОЦЕНКИ
I истинные правильные
II истинные неправильные
III ложные правильные
IV ложные неправильные

1. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение)

2.!Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение 9действия неэффективны, мало опыта)

3. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний

4. Отчень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки.

 

 

37, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЕДИНСТВО ПОЗНАНИЯ, ОЦЕНОК,И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНК В МЕДИЦИНЕ

 

 Деятельность как преобразование мира и человека

Все живые существа являются активными, они движутся и взаимо­действуют с окружающей средой. В своей жизнедеятельности животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек же не только приспосабливается к среде, но и активно преобразует ее. В современном мире человек во многом живет уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Все это говорит о том, сколь важное значение имеет деятельность человека.

Деятельность — это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуаль­ную, трудовую и нетрудовую (например, игра — это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую.

Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности:

человек обеспечивает себя средствами существования — пи­щей, одеждой, жильем и т. п. — это хозяйственная, экономическая деятельность;

посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество — это социальная деятельность;

- своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры — «вторую природу».

Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определен­ного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель — это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбира­ются и средства деятельности.

Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. Потребности и мотивы деятельности — это то, что побуждает чело­века к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удов­летворение многочисленных потребностей.

Потребность — это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь человека фак­тически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя ^ свое сознание.

 

 

38. РОЛЬ ОЦЕНОК В ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ  

Ò Часть медицины, целью которой является доказательство чего-то, что впоследствии может быть использовано в других областях медицины.

Ò Эмпирическая часть медицины, ибо только она представляет неоспоримые данные.

Ò Медицина, основанная на доказательствах. Именно в этом значении, как правило, употребляется рассматриваемый термин.

Ò Доказательство – это процесс установления объективной истины путем теоретических и практических действий (средств)»

Структура доказательства всегда одна:

из исходных суждений

(аргументов)

выводятся общепринятыми способами

(демонстрация)

 суждения,

обоснование истинности которых и было целью доказывания

(тезисы)

Аргументы должны быть уже известны, признаны, очевидны или доказаны ранее.
Это могут быть

Ò положения об удостоверенных ранее единичных фактах («N выпил раствор цианида и умер»),

Ò определения («сердце – это мышца»),

Ò аксиомы («сокращение сердечной мышцы – источник кровотока»),

доказанные раньше данной наукой (или мета наукой, или наукой-лидером) положения («никотин является канцерогеном

 


Оценка уровня доказательности является основным рабочим инструментом в доказательной медицине (рис. 3.1). Поэтому важнейшим механизмом, позволяющим врачу ориентироваться в огромном количестве публикуемых медицинских данных, является рейтинговая система оценки научных исследований.

39. Антропогенез — это процесс историко-эволюционного формиро­вания физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, общества

Биологический подход










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...