Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений




К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:

· идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)

· понятия единого, первопричины, которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.

· экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)

12 Русская ФИЛОСОФИЯ

Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии

 

Русская философия XIX века характеризуется наличием борьбы двух противоположных направлений: западничества и славянофильства.

 

Западники стремились к европеизации России, к переходу русской жизни на западно-европейские образцы, а славянофилы отстаивали традиционные формы национальной жизни России и боролись за ограждение их от иностранного влияния.

 

Западники считали, что Россия должна повторить исторический путь стран Западной Европы, а славянофилы, наоборот, полагали, что исторический путь России самобытен и неповторим.

 

Проблему национальной самобытности России поставил в 20–30-х годах XIX века Петр ЧААДАЕВ.

 

Россия была определена Чаадаевым в качестве страны, не имеющей достойного прошлого, а ее нынешняя самобытность состоит только в том, что она отчуждена сразу и от прогрессивной Европы, и от дикой Азии, являясь государством-отшельником

Россия не только не смогла дать что-либо полезное другим народам, но и оказалась неспособной приобрести у них что-либо полезное для себя.

Кроме того, западное христианство всегда преобразовывало вещественные выгоды прогресса в идейные ценности христианской нравственности и духа, чем вновь стимулировало и продолжает стимулировать Европу на правильное движение в сторону развития. А русское Православие бесплодно, и поэтому Россия превратилась в отсталую, архаичную и мертвенную страну без государственных и духовных достижений.

 

Эту идеологию поддержали Герцен, Грановский, Огарев, Белинский и Чернышевский.

По мнению Герцена, мировая история человечества развивается определенными этапами, и на каждом этапе мировую историю двигает тот или иной народ. Герцен считал, что в настоящее ему время таким народом являются пруссы, но в ближайшем будущем германское лидерство в истории сменится славянским.

 

Тимофей ГРАНОВСКИЙ  был поклонником Петра I и считал Россию духовно единой с Западной Европой.

 

Главным же направлением развития России Грановский полагал движение по пути, указанному Петром I: реформы, приближающие страну к Западу, для чего, соответственно, необходимы пропаганда либеральных идей в обществе и просвещение народа.

 

Герцен и Грановский были представителями направления русского западничества, которое пыталось разместить русское самосознание в системе западноевропейских ценностей.

 

Их позиция отличалась от антирусской чаадаевской тем, что была формой русского национального самосознания, признающей необходимость перенимания всего лучшего у Европы, но без отрицания значения России и русской культуры для общей истории, как прошлого, так и будущего человечества.

 

Николай ОГАРЁВ, который прокламировал крестьянскую революцию, как средство, способное, при правильной организации, изменить существующий политический строй в России.

 

По замыслу Огарёва, для России наибольшую перспективу имел бы путь общинного социализма, основанного на коренных традициях русской крестьянской жизни. Каждая из общин, по этому плану, управляется самостоятельно и вступает в договорные отношения с другими общинами, формируя, таким образом, административно-территориальные образования (волости, области), которые вместе составляют государственное устройство на принципах республики. Частная собственность на землю в будущей республике должна быть запрещена, а крепостничество отменено.

 

Виссарион БЕЛИНСКИЙ, но он был сторонником реформаторского пути, противником революционного насилия.

 

Белинский не был и сторонником огульного поклонения всему западному. Приветствуя идею социализма, Белинский видел в социализме конечную цель истории, но не видел бескровных путей к этому ни в программах западных реформаторов, ни в бунтарских программах русского народничества.

 

Единственное, что Белинский отстаивал последовательно и уверенно — это отрицание ценности русского патриархального уклада и понимание вредности попыток славянофилов вырвать Россию из общего хода человеческой истории.

Николай ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,

 

так же, как и другие западники, желал движения России к социализму на основе крестьянской общинности, которую следует сохранить и сделать основным способом производства, отменив крепостничество.

 

Крестьянская революция, по мнению Чернышевского, не должна иметь форму стихийного бунта, она должна быть тщательно подготовлена и осуществлена по всей стране, и начаться по общему сигналу.

 

Чернышевский считал крестьянскую революцию необходимым условием перехода от феодализма сразу к социализму, минуя капитализм. Именно для этого после революции должна восторжествовать крестьянская общинность, которая избавит Россию от появления класса пролетариата.

 

 

В отличие от западников СЛАВЯНОФИЛЫ исходили из тезиса о недейственности в России европейских способов решения политических и социальных проблем из-за самобытности России.

 

Самобытность России славянофилами выводилась из её особой истории (отсутствие классовой борьбы, наличие общинного уклада) и из её особой религии — Православия.

 

Православие славянофилы считали единственно истинной религией и поэтому исторический путь России не просто уникален, он единственно правильный и единственно ведущий к успеху. Все же остальные государства и народы будут успешны в истории настолько, насколько смогут приобщиться к Православию.

 

Богословские основы славянофильства заложил Алексей ХОМЯКОВ. Центральным местом философии Хомякова является понятие «соборности».

 

Соборность у Хомякова — это всеобщий принцип бытия, поскольку всё бытие есть множество, собранное в единство.

 

Наилучшим практическим средством реализации соборности, как метафизического принципа бытия, таким образом, является Православие и соборная Церковь.

 

Следовательно, исторический путь России состоит в самодержавии и в Православии, поскольку развитие человеческого общества и его история определяются Богом (провиденциализм), и залогом исторического успеха народа является только исповедание единственно правильной религии, то есть Православия.

 

Именно отсутствием Православия в западном обществе обосновывал тезис о разложении Европы

 

Иван КИРЕЕВСКИЙ.

 

Запад, по мнению Киреевского, распадается, теряя свою духовную цельность. Этот распад происходит вследствие отпадения Запада от истинной религии, от Православия.

 

В отличие от Запада, Православие сохраняет человеку целостность его духа, его внутреннее состояние, направленное на собирание духовных сил в одно цельное стремление любить Бога, помогать ближним, сострадать, видеть красоту и слышать свою совесть. Таков каждый «внутренний человек» в составе каждого человека, но есть еще и «внешний человек», который вступает в резкое противоречие с «внутренним человеком».

 

Общим для всех славянофилов являлась мысль о великом будущем России, в котором воплотится счастливое завершение всей человеческой истории. Россию они понимали, как страну, несущую особую духовную миссию в истории по сохранению истинной веры.

 

Вся философия славянофилов базировалась на примате религиозного начала в истории народов, а высшим идеалом для них в этом являлась Православная Церковь,

 

 

В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» — направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

 

Истоки русского космизма, как и сама его логика, находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной:

 

1. Существует фундаментальный принцип бытия — микромир подобен макромиру. Микромир — есть человек, а макромир — вся Вселенная.

 

2. Согласно этому принципу, каждый человек подобен всей Вселенной, и, следовательно, любые, даже самые глобальные процессы во Вселенной, полностью тождественны локальным переменам, происходящим с одним человеком.

 

5. Таким образом, центральные вопросы бытия, которые необходимо осмыслить:

 

— выявление и исследование единой природы человека и космоса;

 

— выявление и исследование характера зависимости человека от глобальных процессов Вселенной;

 

— выявление и исследование космического масштаба деятельности самого человека.

 

Таким образом:

 

— основным принципом русского космизма стал антропокосмизм, то есть признание нерасторжимой связи между космическими явлениями и человеческой жизнью;

 

— основной целью философии русского космизма стало выявление смысла вселенского предназначения человека и поиск путей к его естественному соединению с космосом.

 

 

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ впервые высказал идею о возможности освоения человеком космического пространства и о расселении человека в космосе. Он разработал теорию движения ракет, теорию многоступенчатых ракет, теорию межпланетных сообщений и теорию орбитальных станций.

 

Философия Циолковского исходила из убеждения, что не только Земля, но и весь космос — это дом человечества. Для жизни в космосе человек должен создать такую науку, которая позволила бы ему овладеть биохимическими процессами и перестроить свою биохимическую природу.

 

Главная цель процесса биохимических изменений в организме человека — это превращение человечества в мыслящую и вечную «лучистую энергию». Таким образом, человек станет бессмертным и сольется с космосом.

 

13, ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА- ИСТОРИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации.Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья. В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.) Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.)

 

 

14.. ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ПОДХОДОВ

 

Проблема бытия в философии

Онтология (с трем, учение о сущем) — учение о бытии, о прин­ципах его строения, законах и формах. Понятие «бытие» в самом широком смысле — это все, о чем можно сказать «это есть» или «это существует». Оно сходно с такими понятиями, как «действитель­ность», «реальность», «существование». «Бытие» как понятие вве­дено в философию Парменидом, хотя характер термина оно приобрело значительно позже

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

В этой категории фиксируется убеждение человека в существо­вании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир существует и сохраняется. Понятие бытия отличается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты — их существования. Это задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Основные формы бытия. Понятие «бытие» содержит в себе все богатство философской проблематики. С помощью категории бытия интегрируются самые общие мировоззренческие принципы сущего,

материального и духовного. Оно содержит в себе следующие кате­гориальные противопозиции: бытие и небытие, бытие как организация и небытие как хаос, бытие как жизнь и небытие как смерть. Бытие имеет сложную структуру, сущность и обусловливает сложную диа­лектику процессов в его пределах. В составе бытия есть конечное и бесконечное, простое и сложное, временное и вечное, гармоничное и дисгармоничное. Бытие можно структурировать следующим образом:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на природное бытие во всем его многообразии и материаль­ное бытие, созданное человеком.

2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существо­вание человека как мыслящего и одновременно социально-истори­ческого существа.

3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

4. Бытие общества или социальное бытие.

По способу существования бытие разделяется на две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Материальный, или природный мир, мир вещей существует объек­тивно, независимо от воли и сознания людей; психический мир.мир человеческого сознания существует субъективно, так как зави­сим от воли и желания людей. Обе стороны бытия (материальная и идеальная) тесно связаны между собой, так как без одной из них бытие не является завершенным, целостным, оно не проявляется в своей полноте.

.

Философское осмысление бытия человека продуцировало реле­вантное медицинское понимание: античной завершенной целостности

человека соответствовала гиппократовская медицина; при средне­вековом установлении иерархии уровней человеческой природы медицине отводилась прикладная функция; механицизм Нового и Новей­шего времени привел к доминированию аналитической медицины. Современное понимание человека как открытой целостной системы ста­вит задачу формирования соответствующей медицинской парадигмы.

Человек в подлинном смысле становится человеком, только ког­да он ставит перед собой вопрос о бытии. Философы по-разному задавали и решали вопрос, что такое человек, стремясь выяснить место человека в мире и обществе, смысл его существования. Проблема бытия человека — самая основная, все представители ан­тропологической философии ставили ее в центр своих учений. И дей­ствительно: ведь человек единственный, кто обладает двумя видами бытия — материальным и духовным, телом и духом. Человек — един­ственное существо, ищущее свое бытие, задающее ему вопросы и ста­вящее перед собой неразрешимую загадку собственного бытия.

Бытие человека в медицине понимается как жизнь человека. Философская мысль рассматривает «жизнь» и «смерть» как есте­ственные феномены человеческого бытия. Человек обладает бытием, только когда он жив. До его рождения и после его смерти это небытие. Человек — единственное существо, ищущее свое бытие, задающее ему вопросы и ставящее перед собой задачу его разгадать. Фило­софская мысль рассматривает жизнь, смерть и бессмертие как естественные феномены человеческого бытия.

Таким образом, понятия «бытие человека» и «жизнь человека» эквивалентны в отношении их содержания и объема. А такие поня­тия, как «болезнь» и «здоровье», «эвтаназия» и «самоубийство» философия может рассматривать только вместе с медициной.

В философии бытие понимается как нечто фундаментальное, абстрактное и гуманистическое, а в медицине бытие — это всегда жизнь конкретного человека. Именно для того, чтобы лучше проникнуть в суть таких понятий, как жизнь и смерть, здоровье и болезнь, бытиес помощью лекарств, эвтаназия как самоубийство больного с врачеб­ной помощью, медицина нуждается в философском осмыслении.

Постигнуть тайну бытия

способны две категории

людей — врачи и философы,

для них предметом

профессионального и

научного интереса

выступает «точка

пересечения» двух

субстанций — человек.

Только единство двух

субстанций, воплощенное в

данном случае в человеке,

дает бытие — и в

медицинском, и в

философском смысле

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...