Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В52.Концепция антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.




Существуют различные взгляды на проблему возникновения человека: Теория творения. Человек создан Богом. Он самостоятельной сущностью не обладает. Эволюционная теория . Человек возник как результат эволюции, является представителем живого, а, следовательно, ничем от животного не отличается. Трудовая теория, согласно которой, труд из обезьяны сделал человека. В основе лежит принцип эволюции. С точки зрения трудовой теории появление человека связанно с изменениями: а) биологическими б) социальныеми. Мутационная теория: человек результат мутации. Отвергает принцип эволюции, заявляет, что природные изменения произошли в результате мутации и позволили сформировать социальные признаки. Современная наука говорит о соединении социального и биологического в человеке: «человек - это биосоциальное существо». Биологическое и социальное в человеке находятся в диалектической взаимосвязи.

 

53. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Наиболее общим является понятие «человек». Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. Индивид — отдельный представитель человеческого рода. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

 

В54.Жизнь и смерть, смысл жизни и бессмертие как философские проблемы. Для человека существуют главные вопросы - смерть и жизнь. Человек боится смерти, боится неизвестности. В Древнем Мире смерть - это второе существование человека. В средние века смерть рассматривается как переход к вечной жизни. Смысл жизни сводиться к богопоклонению, аскетизму. В Новое время смерть рассматривается как естественный этап развития организма. В конце 19 в. - начале 20 в. - смерть понималась как природный враг человека, с которым нужно бороться <Н. Федоров. В середине 20 в. считалось, что человек не должен бояться смерти, человеку нужно напоминать о ней, чтобы он ценил жизнь. Размышления над смертью являются исходным пунктом в выработке цели, которая подчиняет себе мировоззрение и поведение человека. Проблема смысла жизни вечна и исторична. Существуют следующие концепции смысла жизни: - гедонизм - главное в жизни - это получение удовольствий. эвдемонизм - главное в жизни быть счастливым (Демокрит; Аристотель). Близок к гедонизму.- аскетизм - отречение от земной материальной жизни в пользу духовного самосовершенствования (монашество).- прагматизм - главное в жизни -достижение успеха (Ч. Пирс).- альтруизм - главное — служение в жизни - людям.

В55. Понятие природы. Живая и неживая природа. Природа - весь мир в многообразии его форм. Природа состоит как бы из двух частей: живая и неживая природа. Характерные черты живой: сложная, упорядоченная структура; способность к дальнейшему самосовершенствованию; получение энергии из окружающей среды; приспособленность к среде обитания. Все, что не обладает суммой свойств называется неживой природой. Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

В56.Природа как естественная среда обирания человека. Изменение отношения человека к природе в ходе истории. В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Исторические формы отношения человека к природе: Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

В57.Глобальные экологические проблемы человечества и пути их разрешения.-

уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
-в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов. Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.







В58.Демография и общество.

К основополагающим факторам развития общества относиться и народонаселение, олицетворяющее естественный процесс воспроизводства и развития человеческого рода.

На начало 2016 года население Земли составляло приблизительно 7 397 835 935 человек

Наличие необходимого количества населения - это благоприятный фактор развития, общества. Ведь люди выступают в качестве его основной производительной силы, носителей знаний, навыков, умений, а так же нравственных и эстетических качеств, позволяющих решать проблему общественной жизни. В то же время при избытке населения возникают проблемы безработицы, нехватки продовольствия и т.п.

В ряде стран проводиться так называемая популяционистская политика, направленная на поощрение рождаемости. Такая политика, осуществляется в США, во многих странах Европы. Проблема рождаемости и роста народонаселения чрезвычайно остро стоит в современной России. Требуются большие усилия по подъему экономики страны и уровня жизни народа, чтобы изменить тенденцию спада рождаемости и сокращения численности населения.

Для других стран, в том числе Китая, Японии, многих стран Латинской Америки, характерна тенденция быстрого увеличения рождаемости и роста населения. Ситуацию в некоторых из них иногда характеризуют как «демографический взрыв

Все говорят о том, что единого способа решения проблемы народонаселения нет и не может быть. Эта проблема решается под влиянием целого ряда природных и социальных факторов, которые отнюдь не одинаковы в Европе и на Ближнем Востоке, Африке и Северной Америке. Неодинаковы они даже в странах одного контингента.

Любое государство, исходящее из интересов своего народа, стимулирует процессы, направленные на достижение оптимального для него численности и структуры народонаселения. Проблема оптимальной структуры населения должна решаться в тесной связи с использованием возможностей современного общества.

В59.Понятие общ-ва. Общ-во как система. Основные подсистемы (сферы) общ-ва. В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество как система – узловая категория социологии, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. Система общества поддерживается с помощью социальных институтов - устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них – государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства – один из участников общественного производства и налогоплательщик.

экономическая— область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включает в себя такие важнейшие компоненты: · материальные потребности; · экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности; · экономические ресурсы (источники производства благ); · хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества.

социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей. Социальная система состоит из: · социальных групп (социальных общностей), · социальных связей, · социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), · социальных норм (правил социального поведения), · ценностей социальной культуры.

политическая — область осуществления отношений власти и подчинения, область управления обществом; ее главными элементами выступают: · политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества, политические партии, общественные организации, СМИ); · нормы политического поведения и политической культуры; · политические идеологии.

духовная— область создания и освоения духовных ценностей. Элементами духовной сферы являются: · духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества; · созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы; · средства осуществления духовного производства; · субъекты духовной деятельности

В60.Общественные отношения и их структура.. Системообразующим принципом объединения элементов общества в единое целое выступают общественные отношения. Под общественными отношениями понимаются связи, возникающие между социальными субъектами в процессе их деятельности.

Общественные отношения делятся на две группы:

1) первичные - материальные (базисные);

2) вторичные — идеологические (надстроечные).

Главными являются материальные - производственные отношения, характер которых определяется производительными силами общества. Идеологические отношения - политические, правовые» .нравственные и др. возникают на основе производственных отношений.

Совокупность производственных отношений составляет базис общества, его экономическую структуру. В обществе базис и надстройка находятся в состоянии диалектического взаимодействия: базис определяет надстройку, которая обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на экономический базис. Категории базиса и надстройка раскрывают субординацию важнейших элементов структуры общества.

В61.Формационная концепция общественного развития.Формационныйподход. Создатель - К. Маркс и Ф. Энгельс. Концепция формационного подхода — составная часть марксистской философии. Сущность формационного подхода: история всего человечества делится на последовательно сменяемые друг друга формации: первобытнообщинная,   рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.          Формация - этап развития общества с характерными для него базисами и надстройками. Базис включает в себя производительные силы и производственные отношения. Надстройка включает все иные отношения, формирующиеся на основе данного базиса (религиозные, политические, семейные . Маркс в работе « Капитал» продемонстрировал  переход общества от феодальной формации к капиталистической.           Формации делятся на следующие:1) бесклассовые - первобытнообщинная и коммунистическая;2) классовые - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.Появление классов связано с частной собственностью на средствапроизводства. Та часть общества, которая владеет собственностью на средствапроизводства - господствующая часть, а другая часть - эксплуатируемый класс. Между классами идет борьба, она является двигателем в развитииобщества, т.к. отдельные личности личности выражают интересы отдельных общин.

В62.Цевилизационная концепция общ.развития. Представитель - Тойнби - философ конца XIX - первой половины XX вв. По его мнению, историк изучает пространство и связывает времена. Вся история человечества делится на локальные цивилизации. Он выделяет 21 цивилизацию. Возникновение цивилизации связано с возникновением новой религии или с удаленностью религии от места возникновения. Тойнби считает. что творцом человечества является Бог». Творец бросает вызов человечеству и если получает ответ, то позволяет человечеству существовать дальше. По мнению Тойнби, ответ на вызов творца даег не народ, а элита, стоящая у власти. .В момент возникновения цивилизации к власти приходят люди, обладающие способностями, но меняется проблема, и к Власти, должны прийти другие, обладающие новыми способностями. Если смены власти не происходи! и вызов творца остается без ответа, то цивилизация погибает. Философ считает, что необходимо постоянно обновлять элиту .Количество цивилизаций в истории не ограничено, на одном и том же пространстве в разные временные отрезки могут существовать разные цивилизации .

В63. Целеполагание, нормы, ценности.Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой форми­рования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребно­сти человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достиже­ния конкретных целей. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип дея­тельности, признанные социальной организацией и в той или иной фор­ме заданные для исполнения ее членами1. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регули­рующих поведение людей, все иные формы их деятельности2. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп.

В64. Ценности и оценки. Переоценка ценностей.Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, ко­торая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что при­знается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полез­ности или вредности, крайне важно сти или ненужности того, что оцени­вается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает ре­шение по выбору, а выбор ведет к деи̌ствию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность. Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...