Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В15.Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания.




Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме - учении, отождествляющем Бога и природу.

Николай Кузанский развивает пантеистические взгляды. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей: при увеличении. радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью.. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков.

К вершинам философской мысли эпохи Возрождения при надлежит пантеистическая философия Джордано Бруно. Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы и материи. Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа - это Бог в вещах». Пантеизм Бруно - путь к материалистическому пониманию природы. Цель разума - проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими.

 

В16. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона. Френсис Бэкон - английский философ, политический деятель. «Новый органон» - основное его произведение. Название перекликается с работой Аристотеля «Органон»

Органон (орган) - инструмент познания, для Ф. Бзкона это опыт. Лозунг Ф. Бэкона - «Знание - сила». В мире все зависит от научного знания, наука может менять действительность. Наука должна быть прикладной и приносить пользу человечеству.Две цели Ф. Бэкона:1) критика схоластики (критика религиозных представлений о мире);2) создание нового метода познания мира.Ф. Бэкон заявляет о существовании заблуждений, т.е. идолов. Заблуждения делятся на следующие виды:а) идолы рода - заблуждения, которые передаются от поколения к поколению;б) идолы пещеры - заблуждения конкретного человека;в) идолы рынка - заблуждения, связанные с неоднозначным значением слов; г) идолы театра - заблуждения, созданные философскими системами. Например, по мнению Ф. Бэкона, схоластика дает неправильное объяснение мира.Ф. Бэкон считает, что идолы 1-го и 2-го порядка человек может преодолеть самостоятельно, а идолы 3-го и 4-го порядка преодолеваются с помощью философии.Ф. Бэкон разрабатывает новый метод познания - индукцию - движение мысли от частного к общему. В основе индукции Бэкона лежит ни просто сумма опытов, ко рациональное их объяснение. В познании истины на первом месте стоит опыт, ум лишь помогает познавать мир. Бэкон является представителем эмпиризма («эмпирио» - опыт).

В17. Становление научного метода познания в философии Р. Декарта. Рене Декарт — французский философ, деист и дуалист по своему мировоззрению. Мир имеет два основания: духовное, которое обладает сознанием, и материальное, которое обладает протяженностью и массой. Человек объединяет в себе эти два начала. Декарт уделяет' большое внимание научному знанию, ищет новый метод познания. Его метод познания — дедукция - движение ума от общего к частному. Р. Декарт формулирует следующие правила: 1)не принимать любую вешь как истинную, если ты ее не познал; 2)разделить каждый из вопросов на части, чтобы лучше эти вопросы разрешить; 3)идеи располагать в последовательности, начиная с простейших и легче познаваемых; 4)необходима систематизация как познанного, так и познаваемого. Р. Декарт разрабатывает теорию интеллектуальной интуиции. Он заявляет, что человек имеет право на сомнение, он не сомневается только в своем существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сомнение выступает не как цель, а как средство познания. С помощью ума человек познает окружающий мир. Истина достижима с помощью разума.

В18. Основные идеи философии Просвещения. Центром эпохи Просвещения является Франция. Философию этого периода можно разделить на две части: а) деизм; б) материализм. Деизм - философское направление, трактующее Бота как абстрактное внеприродное начало, имеющее лишь первоначальное отношение к природе. Представители: Ж.Ж.Руссо..Жан Жак Руссо. Значительным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо. Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но, в то же время, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государство: в результате договора, а не насилия. Все люди равны по рождению. Неравенство связано с имуществом. Современное общество находится в кризисе, так как люди стараются казаться, а не быть. Государство поддерживает частную собственность, неравенство людей и порождает кризис. Необходимо вернуться к естественному состоянию, его лозунг: «Назад к природе». Видимо, философ первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза. Формирование совершенного человека связано с воспитанием, считает Руссо и создает целую педагогическую систему.

19. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека. Томас Гоббс - английский философ. Т. Гоббс продолжил эмпиризм Френсиса Бэкона. Большое значение имеют его социально-политические взгляды и созданное им учение о государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться ооб интересах и счастье народа. Гоббс выделяет три формы правления государством: 1) монархия, 2) демократия, 3) аристократия. По его мнению, монархия — лучшая форма правления государством. Власть государства абсолютна, а подчинение государству - это добро. Но если монарх нарушает устои государства, то народ в праве поменять ею на другого. Джон Локк - английским философ, широко известен как теоретик либерализма. С точки зрения Локка, сознание новорожденного представляет собой «чистую доску», которая при контакте о действительностью постепенно «покрывается письменами разума». Такой способ объяснения для формирования знаний о мире получил название сенсуализма. Локк выделял два вида опыта: 1) опыт внешний - связанный с восприятием внешнего мира, где ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. 2) опыт внутренний — связанный с рефлексией, т.е. наблюдением души над своими собственными внутренними действиями. Человека Дж. Локк рассматривал как общественное существо. Он полагал, что человека «побуждают объединяться с другими людьми Дж Локк создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. По мнению Дж. Локка, человек от рождения обладает основными правами: правом на жизнь, правом на свободу и правом па собственность. Государство выполняет два вида власти:1) сохраняет себя (законодательная власть);2) наказывает нарушителей.

В20.Теория познания и категорический императив И. Канта. Иммануил Кант - немецкий философ и естествоиспытатель. Его творчество делится на два периода: 1)докритический .2)критический Кант выдвигает критический, или трансцендентальный метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов — априорных условий возможности познания. Кант свершает переворот в философии, т. е. ставит в центр философии не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам. Кант насчитывает 12 категорий и объединяет их в 4 класса: количество, качество, отношение и модальность. По мнению Канта, человек может являться целью, но не средством достижения цели. Кант делает акцент на формальном долге и создает этику долга. Бог — это гарантия справедливого воздаяния людям за исполнение долга.

В21.Философская система и метод Гегеля.. Философская система Гегеля получила название объективного абсолютного идеализма. Основой мира является мировой разум или абсолютная идея, которая развивается по принципу триады. Суть этого процесса развития составляет процесс самопознания абсолютной идеи, осуществляемый через ее воплощение в природном и социальном мире.

Тезис - абсолютная идея существует как логика. Ее предметом является абсолютная идея. Логика делится на три подраздела: 1) учение о бытии; 2) учение о сущности; 3) учение о понятии. Философию природы делит на. 1) механику - движение масс; 2)физику - молекулярное и атомное движения; 3)органику - понимаемую как единство механики и физики. Всемирная история по Гегелю, есть процесс в сознании свободы. Гегель делит историю на четыре периода: 1) Восточный мир, характеризующийся отсутствием свободы; 2) Греческий мир, в котором появилась в сознании свобода; 3) Римский мир, формирование личности, как носителя правовых отношений; 4) Германский мир, завершающий этап всемирной истории, на котором люди осознали тот факт, что человек свободен. Несмотря на это противоречие, вклад Гегеля трудно переоценить, самой ценной является та часть его философии, где он разрабатывает принципы, законы, категории диалектики.

 

В22. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Реакцией на бурное развитие идеалистической немецкой философии является материалист Людвиг Фейербах, Если в 1828 г. он защитил диссертацию, выдержанную в духе гегелевского идеализма, то с 1839 г. Фейербах критикует в своих работах «гегельянство». В центре его философского учения находится человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Фейербах исходит из рассмотрения человека, как психофизиологического существа. В человеке происходит слияние объекта и субъекта. Он выступает материальным объектом и одновременно мыслящим субъектом. Полное тождество души и тела достигается в головном мозге человека.С написанием работы «Сущность христианства» начинается критика религии Фейербахом, и это становится основой его творчества. Геологию Фейербах предлагал заменить антропологией, рассматривающей достоверное знание о том, как человека, так и человеческой психики. В философии Фейербаха на место любви к Богу становится любовь к человеку.

В23.Основные проблемы философии марксизма. Философия марксизма представлена учениями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Она явилась продолжением трех главных идей: немецкой классической философии, английской политэкономии, французского утопического социализма. Предпосылками для создания философии марксизма явились открытия в области философии и естествознания. Философия марксизма ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Характерные черты марксистской философии: 1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом. 2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс. 3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования, философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека. 4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного человека. В реальной жизни людей решающее значение имеет их материальная практическая деятельность. Будущее человеческого общества - коммунизм. Люди получат власть над производством, обменом, собственническими отношениями










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...