Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Универсальные и структурные связи бытия.




Связь - это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.

Любой предмет - звено в бесконечной цепи связей. Именно в этой цепи состоит жизнь мира, его история.

В неживой природе существуют механические, физические и химические связи. Живая природа обладает биологическими связями (внутривидовые межклеточные связи и т.д.). В социуме различают классовые, семейные, национальные связи.

Связи существуют не только между предметами в рамках данного уровня организации материи, но и между всеми уровнями, образуя как бы единый клубок взаимосвязей (физические связи взаимодействуют с биологическими и т.п.).

Основные формы универсальных связей:

- пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и не существенные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, прямые и обратные, динамические и статические.

Структурные связи элементов системы объединяют в некую целостность, свойства которой несводимы к набору свойств её частей (элементов) (Н2ОгН2+02). Целостность приставляет собой единство частей н многообразие их взаимосвязей.

По характеру связей различают 3 типа целостности:

1. Неорганизованная целостность (простое скопление предметов). Она образована механическими связями;

2. Организованная целостность (атом, молекула), где представлены связи физические, химические;

3. Органическая целостность (организм, биологические виды, общество). Связи - биологические, социальные.

 

Основные принципы диалектики. Принцип детерминизма

1.Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое. Принцип выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организацией . Важнейшим свойством системы признается ее целостность – свойство, которое возникает только в результате взаимодействия составляющих ее элементов. Следствием этого является принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и частей.

2. Принцип детерменизма.

Детерминизм - это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и вза­имообусловленности явлений материального и духовного мира. Принцип детерминизма требует выявления необходимой обусловленности каждого свойства, отношения, открываемого у исследуемого объекта. Этот принцип формируется на основе причинной обусловленности явлений как всеобщей формы бытия, признания необходимой связи причины со следствием, а также обусловленности качественных характеристик объекта количественными, формы - содержанием, структуры - природой элементов, явления - сущностью и т.д.

 

Основные законы диалектики

диалектика– это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон объясняет источник движения. Мир состоит из противоположностей. Противоположности - это стороны одного предмета, которые никогда не совпадают и без которых предмет не существует. На определенном этане развития противоположности вступают в конфликт, появляется противоречие. Чтобы существовать, вещь (явление) разрешает конфликт. Источник движения находится внутри самой вещи.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Это закон объясняет механизм развития. Каждый предмет обладает количеством и качеством. Качество - внутренняя характеристика .Количество - внешняя характеристика. Постепенное изменение качества приведет к скачку, получится новое количество.

Закон отрицания отрицания. Этот закон объясняет направление движение, говорит о сохранении традиции. Все в мире состоит из триады:-(Тезис)- утверждение-(Антитезис)- отрицание-(Синтез)- отрицание отрицания.

В46. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Познание-вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Результатом познания является знание. Путь от незнания к знанию - называется познанием. Гносеология — наука о познании. Проблема познания относится ко второй части основного вопроса философии. В философии существует 2 точки зрения на процесс познания: Гностецизм и Агностецизм. Агностики - философы, которые считают, что истина не достижима, мир непознаваем.(И. Кант).Сторонники Гностецизма утверждают, что мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания. Объект познания - та часть бытия, которую познают. Субъект познания - человек, коллектив или общество, которые познают объект познания. Если человека изучают, он является объектом познания. В субъектно-объектных отношениях активную роль всегда играет субъект.

В47.Формы чувственного и рационального познания. Познание мира состоит из двух видов:•чувственное познание;• рациональное мышление. Чувственное познание начинается с ощущения, которое возникает благодаря действию органов чувств. Второй этап - восприятие, когда возникает образ предмета, основанный на ощущениях. На третьем этапе возникает представление - образ предмета, зафиксированный в памяти. Рациональное мышление имеет следующие три формы. Первая форма -понятие — логический образ предмета. В нем фиксируются основные свойствами отбрасываются не основные. Вторая форма - суждение — логическая связь понятий, с помощью чего предмету предписываются какие-либо свойства. Третья форма рационального познания - умозаключение -логическая взаимосвязь суждений, в результате чего появляется новое знание. По моменту возникновения чувственное познание первично, рациональное мышление возникает на его основе. Действие чувственного и рационального взаимосвязано. Познать можно только в единстве чувственного и рационального познания.

В48.Истина и заблуждение. Знание и вера. В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины:- соответствия (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель);праграматистская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);- коивенциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре);- когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспондентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как соответствие знания вещам. Истина- что знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности. Свойства истины:- истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека.- истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависев не только от нас;- истина существует как процесс.- истина бывает относительной и абсолютной.

Заблуждение- знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение - постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи.

Ложь— преднамеренное искажение истины. Ложь мешает познанию мира. По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода. Первый подход делает акцент на религиозной вере. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы.

В49 Наука как специализированная форма познания. Ф-ции науки. Наука- форма духовного освоения действительности, направленная на его теоретическое отражение посредством разума. Цель науки – постижение истины.. Функции науки:                                                                        1)познавательная, 2)объяснительная, 3)практически– действенная, 4)прогностическая, 5)мировоззренческая- наука формирует информационную часть картины мира. Черты научного познания: системность - логическая выводимость одних положений из других. объектами научного познания выступает не явления мира, а их идеальные аналогии.- объективность истины

В50_Структура и методы научного познания. Уровни научного познания. Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Методы эмпирического исследования: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий. В отличие от эмпирического познания в теоретическом исследовании отсутствует непосредственное взаимодействие с объектами. На этом уровне объект изучается опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

В51.Проблема человека в истории философской мысли. Первыми изучать человека стали софисты и Сократ. Существует три подхода к проблеме человека: Субъективистский подход. Философы этого направления считаю, что: сущность человека определяется внутренним миром человека, а не внешними обстоятельствами (Сократ, экзистенциалисты). Объективистский подход. Философы считают, что сущность человека определяется внешними условиями его жизни. Синтезирующий подход, согласно которому, сущность человека определяется суммой внешних и внутренних факторов. Например, Фромм считает, что нельзя рассматривать человека с позиции лишь одного фактора. В развитии человека определяющую роль играет государство, историческая эпоха и внутренний мир человека. Человек, получив свободу формирует свой внутренний мир. В современной философии синтезирующий подход становится все более популярным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...