Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В24.Философия воли Ф.Ницше.




Представителем философии воли так же является Фридрих Ницше немецкий философ второй половины 19 в.. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Жизнь существует, потому что есть воля к жизни. Из всех проявлений воли - самой важной является воля к власти. Всё.что помогает воле к власти, должно быть оправдано. Ницше рассматривает волю как произвольную и целенаправленную. В 19 в. появился сверхчеловек, мечта о Боге умерла, и появились сверхличности. Ницше разделил человечество на волевых людей и слабых. Задача сверхличности - любым путем добиться власти. Образ «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения .маскируют «волю к власти». Философия Ницше легла в основу идеологии немецкого фашизма. Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях данного мыслителя состояла в совершенствовании культа человека, в улучшении самого типа человеческой личности.

В25.Психоаналитическая философия 20 века (Фрейд). Создателем психоаналитической философии является немецкий врач Зигмунд Фрейд Фрейд изучает сознание человека. До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности исключительно сознательно. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определятся тем, что он не осознает. Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстинктивном начале человеческой жизни. Фрейд выделяет в сознании составные части: 1) собственное сознание - «Я»; 2) бессознательное - «Оно»; 3) внутренняя совесть - «Сверх-я».«Я» и «Оно» соединяются совестью человека, то есть сверх «Я». Поведения человека определяется его бессознательным. 3. Фрейд считает, что каждый человек бессознательно стремится получать удовольствия. Человек может управлять своим бессознательным с помощью психоанализа или самоанализа. По мнению Фрейда, бессознательное проявляется в рисунках, снах, ошибках.

В26.Экзестенциолизм – основные темы и учения. Экзистенциализм возникает в первой половине 20 века. Второе название этой философии - «философия кризиса». Экзистенциализм обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. «Экзистенция» - существование. Важно дать человеку возможность выжить в период кризиса, а для этого нужно знать, что есть человек. Основные проблемы экзистенциализма: 1) проблема сущности и существования человека.. Сущность не определяется отношением к собственности Сущность зависит от выбора человека. 2) проблема свободы и ответственности. Каждый человек обладает свободой. Свобода - это право выбора. Свобода предполагает ответственность за свой выбор. Человек отвечает за все, что происходит в мире. 3) проблема жизни и смерти. Самая важная пограничная ситуация - выбор между жизнью и смертью. Человек не всегда знает, что его выбор - пограничная ситуация. Жизнь - цена, потому что она конечна. Человек будет отвечать за свой выбор, если будет помнить о смерти. Человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В27. Философия позитивизма. Огюст Конт – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания и должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Он также является основоположником социологии.

Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывается от поиска причин явлений. Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь.

Он придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии.

 

28.Философия неопозитивизма.
Неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. Бертран Рассел (1872–1970) сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла.
Витгенштейн (1889–1951), выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения – это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к разряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла.

 



Философия постпозитивизма.

Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Логический позитивизм – философское течение, современная форма позитивизма.

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии.

 

В30.Русская философия 19века: западники и славянофилы. В XIX веке в России формируется два философских направления: западничество и славянофильство. Они рассуждают о будущем России. Западники: Они изучают философию Гегеля и считают, что все страны развиваются одинаково. Они считали, что основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Россия ничем не отличается от стран Западной Европы, лишь отстала от них в развитии. Были сформулированы следующие причины отсталости России: 1) сильная религиозность народа; 2) сохранение самодержавия; 3) неразвитость науки; 4) отсутствие западного индивидуализма. Герцен разработал концепцию «русского социализма», прообразом которой стала русская община. Он отмечал, что Россия очень отстала от Запада. Как и славянофилы, западники желали блага и процветания России. Вывод западников: необходимо устранить причины отставания и догнать Западную Европу. Славянофилы: В центре их внимания находились судьбы России и её роль в мировом историческом процессе. Они считают, что Россия - это Богом избранная страна, у нее особая роль в истории. Причины такой избранности следующие: 1) сильная религиозность русского народа; 2) сохранение самодержавия, превращение Москвы в третий Рим; 3) тяга к нравственности и отсутствие рациональности; 4) отсутствие западного индивидуализма, стремление к коллективному образу жизни. Славянофилы устои русской жизни определяли при помощи трех слов: православие, самодержавие, народность. Алексей Степанович Хомяков вводит понятие «соборность» - умение русского человека соединять личное и общественное счастье. По мнению К. Аксакова, основой страны является народ, Им правит государство. Цель государства - создавать благоприятные условия для жизни народа. Однако, разрыв между народом и властью все увеличивается, и это только препятствует благоприятному развитию России. Вывод славянофилов: миссия славянофилов — научить соборности все человечество

 

В31,Философия всеединства. . Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д.Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем».
С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании реальной солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.

В32.Философия свободы Н.Бердяева. Николай Александрович Бердяев- русский философ конца XIX века - начала XX века.Можно выделить две проблемы в философии Н.Бердяева: свобода и творчество. Мир создан Богом, человек создан Богом и свободой. Свобода никем не создана, она - самостоятельная сущность. Бог наделил человечество творчеством, а свобода - свободой. Свобода - врожденная характеристика человека. Свобода - категория нравственная.Он считает, что свобода выбора предполагает ответственность за выбор. Люди боятся ответственности и отказываются от свободы. Только сильный человек позволяет себе быть свободным.

В33.Религиозный антиинтеллектуализм
Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира.

Представители антиинтеллектуалистского направления русской философии (Л. И. Шестов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский) были намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Антиинтеллектуалисты стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. Одна из ведущих тем в работах философов-антиинтеллектуалистов — это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни.

В34.Философия русского космизма.Федоров,Вернадский,Циолковский.Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении. В русском космизме выделяют две тенденции:1) естественнонаучная2) религиозная.Центральной фигурой религиозного космизма является Н. Ф. Федоров.Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости её активного преодоления. Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», т.к. мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человека началось тогда, по мнению Федорова, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали её господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями.Владимир Иванович Вернадскийразработал учение о биосфере — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм, поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты.Константин Эдуардович Циолковскийпредлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

В35.Многообразие картин мира. Научная картина мира. Картина мира- это взгляд на мир с позиции одного основания, общие представления о мире, его устройстве типах объектов и взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям:1) степени общности2) средствам моделирования реальности.По степени общности классы:1) всеобщая - картина мира определенного периода;2) частная - картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т.д.);3) единичная-картина мира представленная, например, в физике Аристотеля.По средствам моделирования реальности различают следующие картины мира: философская, религиозную, мифологическую,научную,эстетическую.Существует гак же обыденная картина мира, то есть взгляд на мир с позиции повседневной жизни.Центром обыденной картины мира является человек. Обыденная картина мира не предполагает существования других миров.Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.Научная картина мира меняется вслед за развитием науки.

В36.Категория бытия, ее смысл и специфика.  Бытие- это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий. Виды бытия: Бытие вещей и состояние природы. Этот вид бытия делится на следующие: а) первая природа, возникшая без вмешательства человека; б) вторая природа - создана трудом человека. 2. Бытие человека. Различают следующие: а) биологическое бытие человека (природное существование человека) б) духовное существование человека 3. Бытие духовного. Этот вид бытия делятся на следующие: а) индивидуализированное духовное бытие, включает в себя духовную жизнь отдельной личности б) социальное духовное, включает духовную жизнь общества. 4. Бытие социального, общественного. Этот вид бытия делиться на следующие: а) бытие семьи б) трудового коллектива в)государства г) союза государств д)землян. Философия использует категорию небытия. Небытие означает все несуществующее на сегодня. Небытие предшествует и следует за бытием.Сущность бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.

В37.Материя. Ее формы и свойства. Материя – философская категория, принятая для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.Свойства материи:- несотворимость и неуничтожимость;- объективность;- отражаемость через ощущения;- бесконечность в пространстве и времени (вечность существования во времени и бесконечность в пространстве);- движение как способ существования материи;- простраиство и время как формы существования материи. Различают следующие виды материн:- вещество;- иоле (т.е. энергия.)На уровне элементарных частиц разделение на вещество и поле условно. В данном случае материя обладает свойствами и вещества и ноля.

38.Движение.Пространство.Время.Движение – это любое изменение, и количественное, и качественное. Движение – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Движение любой вещи осуществляется только отношении к некоторой другой вещи.части той или иной системы. Пространство – это форма существования материи, обладающая свойствами протяженности и структурности. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.Время – это форма существования материи, обладающая свойствами длительности и последовательности смены событий. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находиться в определенных количественных отношениях с Формами движения материи (ФДМ) механическая,физическая ,химическая биологическая ,социальная .Движение, пространство и время находятся в диалектической взаимосвязи. Все изменяется сразу в пространстве и времени. Пространство и время, при этом, образуют пространственно-временной континуум. В понимании пространства отражаются координации объектов в один и тот же момент времени. В понимании времени отражается последовательность смены событий в одном и том же пространстве.

В39.Проблема самосознания в истории философии. Проблема сознания относится к основному вопросу философии: «Что первично - материя или сознание?». По вопросу о происхождении сознания существует три подхода.1)Космический подход. Часть философов говорит о космическом происхождении сознания. Точка зрения Соловьева - «Бог - разум».Его учение говорит о бессмертии человеческого сознания, о том, чго все наши чувства, эмоции фушируютея в единое космическое сознание.2)Биологический подход. Например, вульгарные .материалисты считают: «сознание - это атрибут всего живого». Натурфилософия: «сознание вырабатывается мозгом, как материальный продукт».3)Социальный или антропологическийподход. Сторонники данного подхода считают, что «сознание - атрибут высокоорганизованной материи)». Сознание - это характерная черта лишь человека. Современная наука признает 4 точку зрения.Возникновение сознания связано с таким свойством материи, как отражение. В неживой природе отражение выстукает как механическая, физическая, химическая форма отражения. В живой природе отражение выступает как раздражимость, а у развитых существ - психика. На основе отражения у человека формируется сознание. 

В40.Структура Сознания.Сознание.Самосознание.Рефлексия.Сознание — субъективный образ объективного мира, реакция человека на окружающий мир. Возникновение сознания связано с коллективным общением и развитием речи.Структура сознания;1. Сознание2.Самосознание3.Рефлексия.Надсознание - коллективная память, передается по наследству.Сознание включает разум, т.е. способность человека понять и познать мир. Помимо разума, собственно сознание включает чувства -психологическое отношение человека к миру и волю - способность выбирать и достигать избранное.Рефлексия включает в себя неосознанные мотивы поведения. По Фрейду, например, это «стремление получить удовольствие». К подсознанию можно отнести усвоенные привычки (например, правописание); стереотипы поведения (например, пропустить женщину вперед) и т.д.

В41.Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. Язык- материальное проявление идеального сознания. Функции языка:номинативная - называть предметы; познавательная функция;функция памяти; коммуникативная функция, то есть функция общения.Язык делится на: естественный язык и искусственный язык. Естественный языквозник в ходе становления человеческого общества.Он обозначает действия, связанные с коллективной деятельностью.Искусственный язык возникает как форма общения узкого круга лиц. К ним относятся научные языки, блатной язык.Происходит взаимосвязь искусственного и естественного языка. Естественный язык обогащается за счет искусственного языка. Искусственный язык включает в себя естественный язык как составную часть.

В42. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Диалектика и ее альтернатива. ДИАЛЕКТИКА – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.Обычно различают:- объективную диалектику, которая представляет собой диалектику внешнего мира — живой и неживой природы, общества;-субъективную диалектику — это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности.Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадают одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.Альтернативы диалектики:1. Софистика - сознательное применение в доказательствах неправильных положений (софизмов). С точки зрения софистики, в мире все  постоянно изменяется. Покоя нет, даже относительного. Следовательно, нет единой картины мира и единой исшны. Любая наша фраза является истиной, истина всегда относительна.2. Метафизика:философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира;С точки зрения метафизики, покой абсолютен, движение относительно.Метафизика, в отличие от диалектики, имеет односторонний подход к движению. Она рассматривает, преимущественно, механическую форму движения материи, количественные изменения. Метафизика представляетразвитие в форме круга, а не спирали (как диалектика); признает роль внешнего голчка для развития; рассматривает процессы и явления в изоляции друг от Друга.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...