Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В8.Онтологизм дренегреческой философии (элеаты,Демокрит)




Онтология – наука о бытие. Первыми изучать отнологию стали элеаты. Они считали: мир вечен, не изменен, единичен, всегда был и будет Последователем элеатов был Зенон, который доказывал отсутствие движения в мире. Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название — элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким, каким они его наблюдали. В мире нет движения, так как все места в этом мире уже замяты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости " движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики, остро поставив проблему логического выражения диалектических противоречий. Другой представитель онтологизма, Демокрит, создает свое учение о бытии. Мир состоит из атомов, т. е. неделимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различаются по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота - это небытие. Атомы находятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться. В целом, учение Демокрита материалистично

 

В9.Философия Сократа. В началеIV з. до н. э. объектом философского изучения становится человек, появляется философская антропология. Первыми к проблеме человека обратились софисты. Софисты считали, что истиной является то, что доказано, единой истины нет, софисты отождествляли понятия «истина» и «мнение». Большой вклад в изучение философии человека сделал Сократ. По его мнению, человек - существо нравственное и общественное. Нравственность возможна без знания. Знание — это высшая добродетель. Быть нравственным, значит знать, что есть благо для человека. Сократ выделяет и другие добродетели: 1)сдержанность 2)мужество 3) справедливость Зло - это результат незнания. Человек, обладающий знанием, всегда выберет добродетельный поступок. Знания находятся внутри человека, задача философа - помочь человеку извлечь знания. Сократ извлекал знания- с помощью метода майевтики. который состоял из иронии и диалектики (беседы). Сократ часто говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», имея ввидубесконечность познания.Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — делали это для определения чего они сводили к числам,. …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель .

 

В10.Основные идеи философии Платона. создает первую философскую школу под названием академия. Систематизируя философское знание, он выделяет составные части философии:1)онтология;2)космология;3)гносеология;4)этика.Онтология~ учение о бытии. По мнению Платона, основой мира являются идеи. Мир постигается разумом. Идей много, т. е. бытие множественно. В мире также существует материя, она вторична, сама по себе вещей не создает. Вещь возникает тогда, когда идея соединяется с материей. Идея обладает сущностью. .Мир вещей сущностью не обладает, Платон но своему мировоззрению является идеалистом. Космология - это учение о космосе. По Платону, космос - это упорядоченный хаос. Вначале был хаос, затем появился творец - Демиург, который привел хаос в порядок. Космос наделяется мышлением и красотой Здесь очень четко проявился главный принцип древнегреческой философии все прекрасное разумно, все разумное – прекрасно. Гносеология - наука о познании. Человек: состоит из материального тела и души (идеи). Идея человека, соединяясь с физическим телом, засыпает, и лишь иногда просыпается, и человек «вспоминает» знания о сущностях. Сами вещи сущностью не обладают. Человек не в силах их познать самостоятельно. Только душа, просыпаясь наделяет человека знанием. Этика - это наука о поведении. Платон считает, что человек должен подчиняться государству. Платон создаст учение об идеальном государстве, в котором каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Душа каждого человека состоит из трех частей: 1.разумная часть - обладающая знанием; 2.мужественная часть — обладающая умением избежать опасности; 3.вожделяющая часть- наделенная желаниями, потребностями.У идеального человека все части души развиты одинаково, но в реальной жизни одна из частей души развита больше других. Соответственно развитым частям души, Платон выделяет в государстве три группы людей:> философы, обладающие знанием - правители государства;> воины, обладающие мужеством - защитники государства;> ремесленники, наделенные желаниями — создатели материальных благ. Только в идеальном государстве каждый выполняет свою функцию, взависимости от своей души. Платок демократию считает неправильной формой государства, так как демос (народ) не может управлять государством. Идеальной формой власти является, по его мнению, аристократическая республика, когда)' власти стоя г философы.

В11.Философия Аристотеля и ее основные идеи. Учеником Платона и его другом был Аристотель. По примеру своего учителя он создает философскую школу под названием «ликей», ныне «лицей». Аристотель систематизирует знание своего времени и выделяет:1) теоретические науки (математика, физика и т.д.),2) практические науки (геометрия, астрономия и т.д.),3) творческие науки (поэзия, риторика и т.д.).

Философия, по его мнению, являясь «наукой наук», изучает не многообразие мира, а его сущности. Философия - это наука о сущностях. Аристотель называет ее метафизикой. Конспект его лекций, отредактированный его учениками, также получает название «Метафизика». Бытие сущности должно удовлетворять двум требованиям: должно быть мыслимо и способно к самостоятельном  существованию. Четыре причины делают возможным существование отдельной вещи: 1)форма; 2)материя; 3) действие (начало движения); 4)цель (для чего вещь создана).Форма первична и активна, а материя - это лишь потенциальная возможность вещи, материя вторична. Форма, соединяясь с материей, создает мир вещей, которые наделены сущностью, а, следовательно, их можно познать.Аристотель явился основателем науки логики, как науки о способах и законах правильного мышления. Логике посвящена его работа «Органом». Аристотель основал биологическую науку, написав труд «О частях животных». Он искал источник жизни и пришел к вы волу, что «всякое питание, рост и упадок тела имеют основание в нем самом*). По мнению Аристотеля, человек существо общественное и политическое — политическое животное («зоон политикой»). Однако, в отличие от животного, человек обладает разумом и умением познавать, что позволяет ему создавать представление о добре, зле и справедливости. Наличие речи и воли позволяют человеку общаться и делать выбор

В12. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения. Учение А.Аврелия.Основные принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения:1) монотеизм - однобожие;2) креационизм — принцип творения мира из ничего;3) теоцентризм - Бог центр мира, космоса, всего сущего, он источник блага и бытия;4) антропоцентризм - человек есть центральное и лучшее творение Бога;5) теодицея - оправдание Бога, принцип выбора между добром и зном;6) принцип познания мира через просветление, божественное озарение;7) провиденциализм - понимание истории как развитие по заранее предусмотренному плану;8) супранатурализм - природа есть творение Бога, который находится вне природы.

Создание и осмысление религиозно-философского мировоззрения связано с учением Августина Аврелия (Блаженного). Августин считал, что Бог - это высшее существо, которое имеет свободную волю. «Божественная воля» и «Божественное всемогущество» равны. Воля - основа духовной жизни. Цель жизни состоит в достижении счастья, но сделать это возможно лишь с божественной помощью. Человек не может быть творцом. В Средние века центр тяжести заключен в вере. Человек знает добро, однако, его воля не подчинена ему. Человек не может преодолеть своих греховных влечений без помощи Бога. Важное значение для человека имеет правдивая исповедь. В каждом человеке, считает Августин, есть «внутренний человек», обращенный к космическому творцу. Глубины этою человека открыты только Богу. Августин считал, что время — достояние самой человеческой души. Строение нашей души: ожидание, устремленное к будущему; внимание, прикованное к настоящему; память, направленная на прошлое. Он считал, что история человечества предначертана и идет от творения к концу света. Цель философии Августина Аврелия — узнать о назначении человека.

В13.Схоластика. Учение Ф. Аквинского. Схоластика (VI11-XV вв.)Термин означает «школьное», элементарное учение о Боге. Отличительные черты схоластики: 1) схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».2) природа перестает бытьпредметом познания, главное, чтонеобходимо понять - Бога ичеловеческую душу. 3) двойственнаяоценка человека; «подобие Божие» и«разумное существо». 4) религиозное понимание души и тела. Средневековая философия вошла в историю философской мысли под именем схоластики. природа перерастает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу. 3) двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное существо».4) религиозное понимание проблемы души и тела

Учение Фомы Аквинского (Блаженного) хорошо представляет нам схоластический образ мышления. По мнению философа. Бог, как высшее начало, есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие и сущность, но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Фома Аквинский рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности.

Фома Аквинский выделяет уровни бытийности вещей по степени их актуальности:1) Форма - внешняя определенность вещи {минералы, неорганические стихии);2) Форма - конечная причина вещи (растения);3) Форма - действующая причина (животные);4) Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, разумная душа). Фома Аквинский считает, что между наукой и верой нет противоречия.

Истина может быть лишь одна, ибо происходит or Бога. Бытие Бога может быть доказано разумом. Работа философа «Сумма теологии» содержит пять доказательств бытия Бога:1) все, что движется, движимо чем-то другим, следовательно, есть первый двигатель - Бог;2) в мире имеется ряд действующих причин, следовательно, необходимо признать наличие первой причины - Бога:3) каждая необходимость имеет свою необходимость, следовательно, существует первая необходимость - Бог;4) существуют степени качеств, которые действуют друг за другом, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства - Бог;5) в основе всей природы лежит полезность, следовательно, существует разумное существо (Бог), которое направляет все естественные вещи к цели.

В14. Характерные черты мировоззрения человека эпохи возрождения. В эпоху Возрождения в цент мира становиться человек. Характерной чертой этого времени становится гуманизм, т.е. человеколюбие. Человек у гуманистов ставится в центре вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Человек уподобляется Богу и творцу. Он обладает естественными правами, такими как равенство, свобода и право собственности. Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, требует учитывать специфические черты каждого отдельного человека.Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи возрождения в философии, науке, культуре является процесс секуляризации - отделение указанных сфер от влияния церкви (церковь постепенно утрачивает свой влияние).Итогом эпохи Возрождения стала Реформация - широкое движение, связанное с отказом принимать догматы католической церкви. С философской точки зрения Реформация не была особо прогрессивным явлением. Интересы представителей Реформации (Мартин Лютер (1483-1546); Жан Кальвин (1509-1564)) ограничились подрывом влияния церкви и отказом от некоторых представлений и религиозных институтов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...