Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и подходы к реализации программы




Данная Программа формировалась как модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, содержащая комплекс основных характеристик предоставляемого дошкольного образования.

Обязательная часть Программы разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.-  М.: Издательство «Национальное образование», 2016 и основывается на комплексном подходе, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

   Для успешной реализации Программы возрастной состав групп принципиального значения не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;в группах типично развивающихся детей и инклюзивных группах, в которых дети с типичным развитием и дети с ограниченными возможностями развития растут вместе. Однако общая практика (как зарубежная, так и российская) показывает, что разновозрастный состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен устройству общества и социальномуразвитию ребенка. Способ комплектования групп зависит от Дошкольной организации – традиций, готовности работать в более трудных для взрослых, но более комфортных для детей условиях. Программа предусматривает возможность гибкой организациивариативной образовательной работы, в том числена основе открытых групп сменного состава, объединяющих детей разного возраста по интересам.Такая организационная формаобладает рядом преимуществв плане возможностейреализации индивидуальных траекторий развития.

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО.

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество ДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Вдохновение»:

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принцип поддержки разнообразия детства

Программа учитывает уникальность каждого ребенка и делает акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий, что находит своеотражение в используемых понятиях, таких как «образовательная биография», «индивидуальный план обучения», «индивидуальные траектории образования и развития» и т. п.

Программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признает и учитывает широкийспектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темперазвития.

Принцип эмоциональногоблагополучия

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности, основанной на привязанности ребенка к взрослому, предполагает особые мероприятия со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение и в ежедневной работе.

Принцип содействия, сотрудничества и участия

Согласно принципу содействия и сотрудничества, зафиксированному в Стандарте, образовательный процесс нельзя понимать как «улицу с односторонним движением» от взрослого к ребенку, которому взрослые передают свой опыт и свои знания. Принцип содействия направлен на преодоление парадигмы передачи знаний и опыта исключительно от взрослого к ребенку. Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Дьюи, Д.Бруннер).

Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения.

Принцип возрастной адекватности образования

Отечественные и зарубежные ученые едины в том, что постановка задач, помощь и поддержка взрослого должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне ближайшего развития. Это возможно только при условии, когда активность взрослого опирается на предварительные знания, понимание, желания, предпочтения и интересы ребенка и не навязывает ему стимулы, основанные на нормативных представлениях о ходе развития детей определенного возраста. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул.

Принцип обучения на примере поведения взрослого

Влияние примера взрослых велико. Дети особенно чутки к тому, как взрослые ведут себя по отношению к ним. Взрослым не удастся привить детям какие-то правила, если они сами их не соблюдают. Взрослые смогут заинтересовать детей какой-то темой или работой только в том случае, если эта тема интересует их самих. Ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активности детей, сохраняет им свободу выбора содержания своих занятий и является эффективным средством мотивации и воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...