Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индикаторы личности в поведении




Нами были рассмотрены разнообразные системы отдельных индика­торов личности, проявляющихся во внешнем облике человека, его экспрес-

' См.: ШтангльА. Язык тела: Познание людей в профессиональной и обыденной жиз­ни. М, 1986.


сии, речи, цветопредпочтениях и пр. В то же время о личности можно су­дить, опираясь на обобщенные, интегральные индикаторы, отражающие особенности ее поведения. Интеграция различных характеристик поведен­ческих и иных актов в наблюдаемой целенаправленной активности помо­жет не только получить новые знания о другом человеке, но и уточнить и корригировать уже имеющиеся. Иными словами, следует внимательно ана­лизировать поведение и его отличительные признаки.

Прежде чем описать подход к анализу поведения, остановимся на самом его понятии. В психологии поведение человека рассматривается как некий синоним деятельности, хотя и социально обусловленной, но нахо­дящейся под сильным влиянием природных особенностей субъекта. Ины­ми словами, в поведении очень много личностных проявлений, рамки со­циальной регуляции здесь не такие жесткие, как, скажем, в деятельности профессиональной. Это очень важно, потому что, анализируя поведение, мы сможем разобраться в главных личностных особенностях.

Поведение как характеристика личности всегда интегративно и со­держит большое количество взаимосвязанных и согласованных признаков. В этом случае речь как бы дополняет информацию об экспрессии человека, его внешних данных и других характеристиках. Поэтому оценки поведения всегда обобщенные.

В качестве примера приведем описание характерного поведения у лиц (учащихся системы профессионального образования) с ярко выражен­ным типом темперамента.

Учащийся с холерическим темпераментом может во всем прояв­лять излишнюю поспешность: не дослушав объяснения, задает вопрос; не поняв еще сути действия, приступает к выполнению, доучиваясь на ходу. В работе бывает излишне старательным, но может быстро "остыть", допустив немало ошибок и убедившись в неудаче. Врабатывается в нор­мальный ритм труда сравнительно быстро, но ритм работы неравномер­ный, с периодическими "затуханиями". То же самое проявляется в темпе и производительности работы. Требования к качеству своей работы из­лишне высокие, значительно превышающие его возможности. Не дости­гая желаемого качества, проявляет недовольство собой, инструментом или условиями работы.

Холерик наиболее успешно выполняет работу с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется макси­мальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокой­ной работой другого характера до следующего цикла.


Холерика постоянно надо сдерживать: "Спокойно, не спеши - и все получится хорошо..." Человеку с ярко выраженным холерическим темпе­раментом свойственно плохое самообладание. В случаях неудач он может принять опрометчивое решение. Холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и особо ответст­венных действий, отсюда те или иные неточности.

Следует добавить, что холерический темперамент ярко проявляется в общении и взаимодействиях. Холерики стремятся доминировать, прояв­лять активность и психологическую инициативу во всем.

Аналогично можно представить характерные формы поведения лиц с другим типом темперамента, что является хорошей информационной осно­вой для развития проницательности.

Анализ поведения позволяет даже без психологического тестирова­ния определить акцентуации характера, которые рассматриваются как от­клонения от нормы, еще не ставшие патологическими. Вообще все, что связано с психологическими акцентуациями, является крайне деликатной темой, Деликатность состоит в том, что акцентуированных личностей у нас очень много: по некоторым данным, от 20 до 30% всего населения. Кроме того, многие акцентуации имеют названия, вызывающие буквально пани­ку - циклоиды, шизоиды, эпилептоиды, паранойяльные типы и пр., потому что их воспринимают как проявления психопатологии. И еще, что очень важно, многие высокие профессиональные и иные достижения людей свя­заны именно с их акцентуациями, так как они в данной ситуации являлись профессионально важными качествами. Но как им это объяснить? Ведь они считают, что многого достигли благодаря совсем другим качествам...

К психологическим акцентуациям следует подходить взвешенно. Не­обходимо обращать внимание на степень их выраженности, направлен­ность и соответствие профессиональной деятельности. Если они выражены умеренно, имеют социально-позитивную направленность и совпадают с требованиями профессии, то можно не сомневаться, будет достигнут ус­пех. Об этом свидетельствуют результаты прикладных психологических исследований. В частности, по данным С.Н. Епифанцева и Н.И. Конюхова, у сильных руководителей высокого уровня (глав администраций областей, районов, мэров городов) отмечены повышенные значения паранойяльной акцентуации. По мнению известного отечественного психиатра Т,И. Ковалевского, многие государственные деятели, известные своими


историческими достижениями, также обладали психологическими акцентуациями. Ведь для высоких достижений требуется концентрация всех сил, всей энергии личности, а это часто достигается именно за счет некоторых акцентуаций.

Среди исследований психологических акцентуаций следует особо выделить работы П.Б.Ганнушкина, А.Е.Личко и К.Леонгарда, которые не только дали их системное описание, но и разработали соответствующие типологии и методы диагностики. Блестящие характеристики интеллекту­альной деятельности при некоторых акцентуациях дал П.Б.Ганнушкин. Опираясь на его описание, можно только на основе анализа интеллекту­альной деятельности выявить тип акцентуации. Вот как он описывал кон­ституционально-возбудимых циклоидов.

Это в большинстве своем блестящие, но неравномерно одаренные субъекты, "которые изумляют окружающих гибкостью и многосторон­ностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной ода­ренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, всегда весе­лым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энер­гичные и предприимчивые. Однако при более близком знакомстве с ними наряду с перечисленными положительными чертами в их духовном облике обращают на себя внимание и особенности другого порядка: внешний блеск иной раз соединяется с большой поверхностностью и неустойчиво­стью интересов.

Уже в школе эти люди обращают на себя внимание тем, что, обла­дая в общем хорошими способностями, учатся обыкновенно плохо; чрез­вычайно неустойчивое внимание не позволяет им надолго сосредоточи­ваться на одном предмете, поэтому они легко отвлекаются, не способны к усидчивой работе и решительно не в состоянии заставить себя зани­маться систематически. Малоаккуратные, они часто пропускают заня­тия, заполняя свое время любой деятельностью... В результате они усваи­вают большей частью только поверхностно связанные между собой об­рывки знаний..."'

Акцентуаций много, но нас интересуют прежде всего их положи­тельное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Среди

1 Ганнушкин П.Б. Особенности интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М: Изд-во МГУ, 1981. С.385.


них чаше всего называют паранойяльность. В описании поведения лиц с паранойяльной акцентуацией отмечается, что они склонны к формирова­нию так называемых сверхценных идей, которые на них оказывают силь­ное влияние. Отсюда их обычно завышенная самооценка. Для них харак­терно волевое поведение. Такие люди крайне упорно отстаивают свои мысли и идеи (или те, которые приняли как свои), мало того, именно они часто и являются главными идейными борцами, но тем не менее они-то как раз и наименее идейные: им важно только, что это их идея, а остальное ма­ло интересует, Они великие резонеры. Паранойяльные акцентуанты отли­чаются недоверчивостью и подозрительностью.

Если же данная акцентуация находится под контролем "Я" личности,

то ее признаками являются:

- сохранение высокой интеллектуальной активности и способности

объективно оценивать ситуацию;

- реальность и "оправданность" своей сверхценной идеи при воз­
можности ее коррекции;

- наличие достаточных адаптивных способностей.

В этом случае другие качества, присущие паранойяльной личности, по мнению Н.И.Конюхова, становятся профессионально важными, а это позволяет им действовать эффективно, в частности выходить победителем из порой безнадежного конфликта или сложной ситуации. Такие параной­яльные черты личности, как характерность, упорство, настойчивость, по­следовательность, способность буквально впиваться в работу, интенсив­ность внутреннего мира, будучи подконтрольными, являются залогом вы­соких достижений.

Какие бывают психологические акцентуации? Какие у них поведен­ческие индикаторы? Сходные типологии представлены в трудах К.Леонгарда и А,Е. Личко. Отметим некоторые акцентуации.

Демонстративная, или астероидная, личность. Главными ее осо­бенностями являются стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание и отсутствие объективной правды по отношению как к другим, так и к самой себе. Часто с этими целями такие личности вступают в кон­фронтацию, стремятся доминировать или противопоставлять себя другим. Демонстративность у них проявляется буквально во всем - в общении, экс­прессии, оформлении внешности, отношении к другим. Среди них встреча­ется интересный тип, называемый патологическим лгуном. "Самой роко­вой их особенностью является неспособность держать в узде свое вообра-


жение. При их страсти к рисовке, к пусканию пыли в глаза они совершенно не в состоянии бороться с искушением использовать для этой цели легко у них возникающие богатые деталями и пышно разукрашенные образы фан­тазии. Отсюда их непреодолимая и часто приносящая им колоссальный вред страсть ко лжи. Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Часто они лгут совершенно бессмысленно, без всякого повода, только бы чем-нибудь блеснуть, чем-нибудь поразить воображение собеседника"1, - писал П.Б.Ганнушкин. Как много политиков и журналистов с демонстративной акцентуацией, так и хочется назвать фамилии!

Педантичная личность. Отличается повышенной ригидностью, не­кой психологической однонаправленностью, слабой способностью изме­нять свое поведение в зависимости от ситуации. Такие люди склонны фик­сироваться на форме, а не на содержании, на деталях, а не на главном, при этом придавать им излишне большое значение. В их деятельности преоб­ладают контрольные функции. Педантичные личности последовательны, не любят неопределенности, негативно реагируют на неожиданное и не совпадающее с их планами изменение ситуации. Весьма конфликтны. При этом данная акцентуация может стать профессионально важным качест­вом, если в работе требуется особая аккуратность, точность и исполни­тельность.

Застревающая личность. Для таких людей характерна чрезмерная стойкость сильных эмоций, которые особенно влияют на их поведение, от­ношения и деятельность. Они не гибки, малочувствительны к другим сти­мулам. Попав в какую-то ситуацию и отреагировав на нее, они продолжают так же реагировать на все остальное. Взаимодействовать с ними очень трудно.

Возбудимая личность. Характерные черты - повышенная импуль­сивность, слабый самоконтроль и саморегуляция, эмоциональная неустой­чивость, амбивалентность реагирования. Такие люди начинают действо­вать, не проанализировав в должной мере ситуацию. В силу низкого само­контроля они некритичны, поэтому, несмотря на "буйный нрав", легко поддаются психологическому воздействию, ими часто манипулируют.

Тревожно-боязливая личность. У таких людей гипертрофированное чувство опасности, склонность к различным страхам, пугливость. Они очень осторожны, осмотрительны, патологически боятся брать на себя ка-

1 Ганнушкин П.Б. Указ. соч. С.389.


кую-либо ответственность, не склонны проявлять инициативу. Среди них нет людей с лидерскими качествами, они не конфликтны. В эмоциональ­ных проявлениях сдержанны, в общении у них повышена рефлексия.

Аффективно-экзальтированная личность (тип "тревоги и счастья"). Ее отличает своеобразная эмоциональная неустойчивость: приводит в вос­торг любой положительный пустяк, а в отчаяние - мелкие неприятности. Самоконтроль у нее слишком низок. Очень подвержена влиянию оценок и мнений окружающих.

Эмотивная личность. Это тип чувствительных и впечатлительных людей. Их отличает глубина переживаний, "тонкость чувств", повышенный интерес к духовной жизни. Они обоснованно рассчитывают на бережное отношение к себе, болезненно реагируют на проявления давления и наси­лия над личностью. Это неконфликтные люди, не стремящиеся к домини­рованию и лидерству, не склонные к интригам и манипулированию други­ми.

Маниакальная личность. Маниакальность проявляется в чрезмерной двигательной возбудимости, ускоренности темпа жизни, сильной актуали­зации своего "Я", повышенной, нередко неистовой напористости. Лица с маниакальной акцентуацией необыкновенно целеустремленны, при этом они часто слишком преувеличивают значимость цели, не считаясь с затра­тами на ее достижение. Несмотря на упрощенность мышления, из-за ог­ромной напористости они могут быстро достигать значительных результа­тов, но стабильно эффективно работать не могут. В профессиональной дея­тельности это люди прорыва. У них огромная работоспособность - рабо­тают буквально на износ, не жалея ни себя, ни других.

Феминизированная личность. Это свойство личности, характерное для женщин, проявляется в повышенной чувствительности, ранимости, мягкости. В последнее время оно стало весьма заметным и у мужчин, осо­бенно тех, которые выросли в неполных семьях, в окружении женщин. У них в процессе воспитания и общения сформировалось женское мировос­приятие при "мужском естестве". Поведение у них своеобразное, нередко связанное с внутриличностными конфликтами.

В других классификациях можно встретить описание иных акцентуа­ций, но их немного, и они "пересекаются" с отмеченными. Хотелось бы подчеркнуть, что акцентуации могут быть следствием как природно обу­словленных факторов, так и связанных с профессиональной деформацией личности. Например, среди учителей много истероидов, среди работников


правоохранительных органов - лиц с паранойяльной акцентуацией и т.д. Последний фактор помогает лучше понять проявления акцентуации и сформировать адекватное представление о личности.

Наблюдение за поведением дает очень богатую информацию о лич­ности, но требует определенных затрат времени, поэтому данную систему индикации целесообразно использовать совместно с другими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...