Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почерк и автограф как характеристики личности




Графика письма дает о человеке информацию ничуть не меньшую, чем цветопредпочтение или невербальное поведение. Почерк формируется далеко не случайно. В нем отражаются и природные особенности личности (например, почерк холериков существенно отличается от почерка флегма­тиков), ее положение в группе или в коллективе, особенно типа "зависи­мость - доминирование", вид профессиональной деятельности, представ­ления о самом себе и многое другое. Графика письма тесно связана с ин­дивидуальностью. Это было давно подмечено и стало активно использо­ваться при оценке личностных особенностей и решении других практиче­ских задач.

Определение характерологических особенностей личности по почер­ку осуществляется главным образом с помощью графологических и гра-фометрических методов. Научные методы исследования почерка появи­лись в прошлом веке, хотя, думается, они намного старше. Эти методы бы­ли основаны на сигналитическом (приметоописательном) подходе, в рам­ках которого развивались, как было отмечено, два направления - графо-метрическое и графологическое. Автором графометрии считается француз­ский исследователь Э.Локар. Графометрия позволяет идентифицировать черты личности по графике письма. А в графологии определяется связь между графикой письма и психическими отклонениями личности. В обы­денном сознании графометрика отождествляется с графологией. В нашу задачу не входит изложение теории этих наук и связи между ними, нам важны в первую очередь их методы, которые можно применять в практи­ческой деятельности. Правда, применять их надо в неразрывной связи с содержанием написанного, его семантической значимостью.

Графологические методы широко используются в практических це­лях, но в то же время споры об их "научности" не утихают до сих пор, хотя доказательств их состоятельности очень много. Известны, например, ори-


гинальнейшие эксперименты, в которых психологи и психопатологи смог­ли наглядно убедиться в достоверности графологического анализа. Они проводились с применением гипнотического внушения. Испытуемому внушалось, что он очень хитрый, скрытный и скуповатый человек. Далее под диктовку он писал совершенно нейтральный текст, при этом его по­черк и автограф решительно менялись - письмо становилось сжатым, одна буква буквально ложилась на другую, появлялись длинные горизонтальные штрихи - признак осторожности и недоверчивости, а также точки - прояв­ление подозрительности. Когда этому же человеку внушали, что он Напо­леон (хотя характерологически он был совсем иным), автограф становился размашистым и стремительным, с характерным росчерком. Наконец, испы­туемому внушали, что он десятилетний ребенок, и почерк становился со­вершенно детским. Можно привести и другие примеры, подтверждающие состоятельность этих теорий, поэтому их методы широко применяются на практике, и не только в криминалистике.

Применение графологических методик* может очень помочь в прак­тической деятельности: любые письма, записки, заявления, обращения - в общем все, что написано от руки, должно стать предметом самого при­стального внимания, тогда эти бумаги скажут вам гораздо больше, чем в них написано. При приеме на работу просите все документы - анкеты, ав­тобиографию, заявление - заполнять от руки. Прежде чем дать ответ, под­вергните их графологическому анализу: по ним о человеке можно узнать даже то, что он тщательно скрывает.

Если к вам пришло деловое письмо, обратите прежде всего внимание на конверт, как он надписан: фамилия, имя, отчество, расположенные бли­же к левой стороне конверта, свидетельствуют об осторожности, осмотри­тельности корреспондента; ближе к правой, возможно, о нерешительности или бесхарактерности. Если написание адреса и фамилии ложится прямо на линии, то это может быть проявлением неуверенности.

Обращайте внимание на расположение текста письма: если поля ма­ленькие как сверху, так и слева, то это говорит о бережливости, а может быть, и мелочности; если же, наоборот, очень большие - о щедрости, стремлении к оригинальности. Правда, здесь немалую роль играет профес­сия человека: люди, пишущие много, поля оставляют большими, так легче вносить правку в текст.

* В данном случае речь идет не об экспертизе - в ней применяются очень тонкие тех­нологии, а об экспресс-оценке личности. - Примеч. авт.


С некоторыми методами оценки личности по почерку можно ознако­миться в Приложении. Рассмотрим психологическое содержание некото­рых видов характерных подписей. Сразу выскажем свое отношение к дан­ному подходу. Психологические исследования свидетельствуют, что в ав­тографе проявляются три важных личностных фактора:

- природные свойства;

- особенности образа "Я", самоотношение личности;

- специфика профессиональной деятельности.

Все знают, как расписываются учителя - у многих из них характер­ный, немного детский автограф. А врачи - их подпись так же трудно разо­брать, как и то, что написано ими в рецепте. В автографе прокурорских ра­ботников отчетливо просматривается жесткость. Люди, немало лет прора­ботавшие в "аппарате", обычно пишут три-четыре первые буквы фамилии.

Или, к примеру, возьмем роль образа "Я". Об этом очень хорошо писал известный графолог Д.Зуев-Инсаров в своей книге "Почерк и личность": "Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться небольшим. Его почерк от­личался также простотой и естественностью. Но вот этот человек стал неожи­данно быстро продвигаться по службе, вплоть до заведующего провинциаль­ным почтовым отделением. С тех пор стало расти и его честолюбие, он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попой­ки, в которых любил играть роль значительной персоны. Это стремление к "широкому" образу жизни сказалось и на почерке и автографе, которые стали отличаться общей украшенностью, великой затейливостью рисунков отдель­ных букв, многочисленных витиеватых росчерков"1. Заметим, что это нагляд­но проявляется у некоторых российских политиков - их автограф часто меня­ется в зависимости от ситуации.

Правда, справедливости ради надо сказать, что есть немало людей, у которых автограф практически не меняется на протяжении всей жизни. Они отличаются жестким характерологическим "каркасом" с устойчивой самооценкой.

Действие этих факторов может оказывать неравномерное влияние на вид подписи, но независимо от этого можно выделить полтора десятка яр­ких признаков, наглядно характеризующих человека. На этом базируется метод экспресс-оценки броских черт личности. В процессе такого анализа мы получаем информацию лишь о некоторых личностных чертах, но часто этого бывает довольно. Отметим их:

1 Зуев-Инсаров Д. Почерк и личность. М., 1993. С.28.


 

1. Подпись неразборчивая, сложная, с обилием волнистых и запутан­
ных линий - это наглядное свидетельство переменчивости, стремления
жить для себя, возможно, ненадежности и эгоистичности. Бывает, что это
проявление завышенной самооценки, подчеркивание своего статуса, "госу­
дарственности".

2. Простая, но не без эффекта - человек знает себе цену, он целеуст­
ремленный, с немалыми способностями, у него взвешенные самооценка и
самоотношение, оказывать на него влияние непросто.

3. Очень простая - скорее всего это недооценка своей значимости,
хотя для этого может и не быть достаточных оснований, открытость. Такие
люди - хорошие и добросовестные исполнители, не претендующие на мно­
гое. Правда, это может быть свидетельством и демонстративное™ поведе­
ния, особенно когда сильно выписана начальная буква. Бывает, что авто­
граф очень упрощается, если за день приходится расписываться много раз.
При этом, кстати, снижается и самооценка.

4. Если в подписи есть точка и характерный штрих в конце фамилии,
это свидетельство осторожности, недоверчивости и даже подозрительно­
сти. Если же две точки, то это очень высокая подозрительность, такой че­
ловек редко кому верит на слово (заметим, что у И.В.Сталина в автографе
было две точки). У лиц с паранойяльной акцентуацией такие признаки
встречаются часто.

5. Подпись по диагонали вверх - стремление изменить свое положе­
ние в обществе, повысить свой статус. Чем больше угол "атаки", тем силь­
нее выражена амбициозность.

6. Подпись размашистая, занимающая много места, - стремление
подчеркнуть свой статус, свои возможности, даже расширить их. Такие
люди не могут мириться с обыденными, "средними" условиями жизни и
незначительным положением.

7. Если в автографе содержится начальная буква имени, это свиде­
тельствует о стремлении подчеркнуть свою значимость, о несколько завы­
шенной самооценке, что в общем неплохо. Если же имеются начальные
буквы имени и отчества, то самооценка скорее всего неадекватная.

9. Если почерк имеет наклон в одну сторону, а человек при этом пи­
шет с наклоном в другую (чаще всего влево), это признак упрямства.

10. Наличие в конце подписи подчеркивающих дуг, штрихов, зло­
употребление ими говорят о желании выделиться, обратить на себя внима­
ние, о нарочитости поведения. Волнистость в начертании характерна для
людей, отличающихся изворотливостью.


11. Если автограф в деловом письме наезжает на должность или фа­
милию, то это свидетельствует о недостаточном самоконтроле, о склонно­
сти действовать импульсивно.

12. Если автограф начинается с букв больших размеров, а заканчива­
ется очень маленькими буквами, то это говорит о неуверенности.

13. Очень маленькие буквы автографа говорят об осторожности или
скупости.

14. Раздельное написание букв свидетельствует о рассудительности.

15. Если человек просто пишет свою фамилию полностью и разбор­
чиво, то можно говорить о высокой нормативности поведения - ничего
лишнего, что могло бы как-то его скомпрометировать себе не позволит.

16. Наличие резких, энергичных вертикальных линий - признак до­
минантности.

17. Если подпись напоминает "заборчик" (ровный ряд угловатых и
одинаковых знаков), это указывает на педантичность и конфликтность.

18. Росчерк. Многое зависит от его вида: волнистый, запутанный,
сложный - признак нескромности, самодовольства; прямой и энергичный -
решительности и целеустремленности. Росчерк, закрывающий фамилию
или ее часть, действительно говорит о скрытности. Росчерк, перечерки­
вающий фамилию, - индикатор внутриличностного конфликта, некоторого
самоотрицания.

Встречаются подписи, где имеется оригинальное сочетание этих при­знаков, соответственно их и надо анализировать, но предпочтение отдавать ведущему из них. Разумеется, отмеченные признаки не являются исчерпы­вающими, их типов гораздо больше, поэтому требуется комплексный ана­лиз. Данный метод экспресс-диагностики дает хорошие результаты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...