Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика творческого пути Д.С.Мережковского.




В ноябре 1920 года Дм С Мереж (1865—1941) вместе с З.Н. Гип - во Франции. Уже в скором времени он становится одной из центр фигур в лит, культу и общественно-полит жизни рус диаспоры. С самого начала своего эмигран­тского бытия писатель занимает антибольше­вистскую позицию. Так, 16 декабря 1920 года в Зале научных обществ Мереж выступает с лекцией «Большевизм, Европа и Россия», в которой идет речь о лжи и жестокости большевиков. В целом же лит деятельность Мереж-го в эмиг-ии охва­тывает период в 20 лет — немногим меньше, чем она была в России. Главным лит занятием основателя «нового ре­лигиозного сознания» - создание исто­рико-философских произ-ий, коте вы­зывают у критики противоречивые отклики. Тем не менее Ме­реж остается одним из самых поп русх пи­сателей на Западе. Непросто было Мережковскому и найти такой орган печати, где можно было бы без серьезных проблем публиковать свои произ-ия. Редакторы ждали от него в первую очередь худ-ых текстов, причем без особой полит-ой злободневности. Мереж-ому непросто было печататься в эмигр периодике. Он изредка публиковался в «Звене» и в «Последних новостях»; но не мог выступать в «Возрождении», поскольку в этой газете участвовали И.А. Иль­ин и В.В. Шульгин, люди политически ему чуждые. В 20-е годы Мереж печатается в молодежных журналах «Новый дом» (1926—1927) и «Новый корабль» (1927—1928), в кот к нему и к Гиппиус отнеслись с уважением; но эти из­дания оказались недолговечными. В 30-е годы сотрудничает с «Числами». Были попытки орга­низовать собственное периодич издание. Так, в 1934 году Мереж совместно с Д. Философовым издает журнал «Меч». Первым крупным прозаическим произ-ем, написан­ным Мережковским в эмигр, стал роман «Рождение бо­гов: Тутанкамон на Крите», кот был издан в Праге в 1925 году. В течение нескольких лет роман издается в переводе на основные евро­п языки. В «Тутанкамоне» выразилась основная осо­бенность романистики Мереж-го: прошлое приобретает значимость и вызывает интерес не само по себе, а в тесной связи с современностью. Вне зависимости от того, о каких географ-х областях и временных слоях идет речь, художника волнует только то, что свя­зано с христианством. В романе «Тутанкамон на Крите»— борьба Христа и Антихриста... Тема “Ту-танкамона” именно “рождение богов” — выделение из космич религии — истины о Боге-Жертве, Боге-Искупителе, пророческой мечты о Христе... Раскол, прорыв благопо­лучно утвержденного религиозного сознания критян — основ­ная мысль Мережковского». Роман «Рождение богов: Тутанка-мон на Крите» — первая часть так называемой «восточной ди­логии». Вторая ее часть — роман «Мессия», изданный в Пари­же в 1928 году. И это произ-ие вызвало дискуссию. Г. Адамович задавался вопросом: «Исто­рический роман? Нет, потому что написан он языком, лишен­ным всякой исторической стилизации. Прозе Мереж-го, при всем ее своеобразии и много­образии, присущи и общие черты, главная из которых — стрем­ление к циклизации. Последнее выразилось в создании ряда трилогий. Так, первая трилогия, написанная в эмиграции, «Тайна Трех»состоит из следующих книг: «Тайна трех: Египет и Вавилон», «Тайна Запада: Атлан­тида — Европа» и «Иисус Неизвестный». Романы эти объединяет общая идея преодоления разрыва между христианским и нехристианским миром, другими словами — идея объединения всего чел-ва. Трилогия, которую и сам писатель считал главным своим трудом, посвящена судьбе современной цивилизации, пришед­шей на смену цивилизации Атлантиды, которая погибла в ре­зультате потопа. Произ-ие пронизано апокалипсическим настроени­ем. Эта книга воспринимается как роман-пре­дупреждение. Мереж пророчески говорит об опасности войны, отмечая, что все развитие чел-ва так или иначе связано с усовершенствованием орудий убийства. Одна из подглавок романа, названная «Письмо в бутыл­ке», адресована будущим поколениям; их писатель пре­дупреждает об опасности рев-ии и безверия. 2-й роман трилогии — «Тайна Запада: Атлантида-Ев­ропа»продолжает начатый в «Тайне трех» разговор о судьбе чел-ва. Роман состоит из двух частей: «Бесполезное предисловие» и «I. Атлантида»; «II. Боги Атлантиды». Эта книга — о любви и жалости, о личностном и безликом, о мире и войне. Обо всем этом повествует история Атланти­ды, словно предостерегая чел-во и ожидая от него пока­яния. Завершает трилогию «Тайна Трех» роман «Иисус Неизве­стный». Критика сразу отметила, что две предыдущие книги — «Египет и Вавилон» и «Атлантида-Евро­па» — были лишь подступами к нему. В романе Мереж-го центральной проблемой являет­ся проблема свободы выбора между добром и злом. Неправиль­ный выбор или неспособность его сделать есть причина отсут­ствия в людях свободы и любви, без чего Царство Божие на земле, считает писатель, никогда не наступит. Мереж известен и как автор биограф-их ро­манов. Первым произв-ем, написанным в этом жанре, стал роман «Наполеон». Мереж использует композиционную модель, суть кот в том, что в первой части Наполеон харак-ся как чел, а во вто­рой,— хронологически последовательно вос­производится вся его жизнь. 2 части: «Наполеон-человек» и «Жизнь Наполеона». Следующая трилогия Мережковского — «Лица святых от Иисуса к нам». Ее составили три произведения житийного жанра: «Павел. Ав­густин», «Франциск Ассизский» и «Жанна д’Áрк». «Лица святых от Иисуса к нам» открывают в позднем твор­честве Мереж-го серию агиографических трилогий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...