Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проза Вл.Набокова (берлинский период).




В 1922 году перебирается в Берлин. Так начинался эмиг-ий период в его жизни и творчестве. Здесь, на страницах берлинской газеты "Руль" появляются стихи и рассказы молодого писателя, взявшего псевдонимом имя райской птицы - Сирин. Лит известность приходит к Сирину после выхода первого в его творчестве "русского" романа "Машенька". (Посвещено жене Набокова. Главный герой романа — Лев Глебович Ганин, эмигрировавший в Берлин. На протяжении всего романа Набоков стремится подчеркнуть в нем его “особенность”, несхожесть с окружающими. Ганин живет в пансионе, где рядом с ним находятся еще шесть человек. Эти люди действительно выброшены из жизни. Их судьбы разбиты, желания угасли. Набоков рисует их слабыми и безмолвными, исключая, разумеется, главного героя (поэт Подтягин,Клара). Другой главный герой романа — Алексей Иванович Алферов, яркое воплощение того, что Набоков наиболее всего презирает в человеке, по злой иронии судьбы оказавшийся нынешним мужем Машеньки, любившей Ганина долгие годы. Алферов — полная противоположность интеллигенту Ганину. Узнав о том, что Машенька, с которой он по воле случая расстался еще в далекой молодости, жива и приезжает на днях к мужу, Ган буквально просыпается в своей берлинской эмиг-ии. Ган принимает решительную попытку вновь обрести потерянный рай: отказывается от своей псевдоизбранницы Людмилы и собирается похитить Машеньку у Алферова. Но лишь на вокзале Ганин осознает, что прошлое не вернуть. Мотив невстречи,мотив разорванного пространства. В своем романе Набоков философски размышляет о любви к женщине и к России. Две эти любви сливаются у него в одно целое, и разлука с Россией причиняет ему не меньшую боль, чем разлука с любимой. Особенности: - реалистические мотивировки,кот Сирин проводит с худ.мотивировками.- время – 7 календарных дней проведенных в эмигранском пансионе. На двери листочки календаря. – единое время и пространство в кот ощущают себя герои).

Были такде написаны: 1928 “Король,дама,валет”, 1930 “Защита Лужина”, 1932 “Подвиг”, 1933 “Смех в темноте или камера абскур”, 1936 ”Приглашение на казнь”, 1938 “Дарт”.20-30-е годы известность Набокова в среде рус эмиг-ов неуклонно возрастает. Одни (Нина Берберова, Вл. Ходасевич) приветствовали его как первого писателя, сформированного в условиях эмиграции, которому удалось сказать существенно новое слово. Другие (строгий Георгий Адамович), признавая писателя, относились к нему настороженно, вскрывая негуманистическую, модернистскую суть его писаний. Переход писателя на английский язык не принес ему поначалу ни успеха, ни денег, ни признания. Сейчас Набоков признан классиком англоязычной литературы - зарубежными исследователями. И вместе с тем - те же западные профессора литературы производят его в суперклассики русской литературы. Конце 30-х годов жизнь в гитлеровской Германии становится невыносимой и писатель уезжает сначала во Францию (1937), а затем за океан - в США (1940).

 16.Литературная судьба Б.Поплавского.

 П. занимал особое место на рус Парнасе. Он родился в музык семье, с детства учился музыке и рисованию. На два года уезжа­ет в Берлин учиться живописи (1922-1924 г.), встречается там с рус и сов писателями, общается с А.Белым, кот очень повлиял на его прозу. Вскоре ему пришлось понять, что художника из него не получится и он вернулся в Париж. Б.Поп стал душой рус молодых поэтов, все они вели богемный или полубогемный образ жизни, собирались по вечерам в кафе, вначале в кафе «Ля Болле», потом русские «сидения» происходили в «Селекте» или «Наполи». Кафе были клубом, были спасением от одиночества, часто разговоры и об­суждения длились до утра. Там всегда царило оживление, на рус Монпарнасе было единое настроение, там, как считают мемуаристы, витала тень петербургской «Бродячей собаки». Почти все мемуаристы дают описание внешности Б.Поп-го: он никогда не снимал очень черных очков (в 30-ые годы это поражало), никто не видел выражения его глаз. Попл нигде не работал, жил на скудное пособие в 7 фран­ков, занимался спортом, много писал. Он умер в своем доме, вначале думали, что это самоубийство, но потом выяснилось, что он выпил какой-то порошок, но не хотел ехать в больницу. Смерть в 32 года сделала его знаменитым, все вдруг узна­ли, что жил талантливый поэт. При жизни его почти не печата­ли, он был в обиде на старшее поколение писателей. При жизни Попл выпустил один сборник – «Флаги» (1931 г.), причем издатели сильно изменили текст, выбросили все «мятежное и заумное», напечатали по старой орфографии, чем поэт был очень недоволен. Другие сборники – «Снежный час», «В венке из воска», «Дирижабль неизвестного направления» вышли посмертно бла­годаря стараниям его друга Николая Татищева. Поэзия Попл-го, конечно, своеобразна, критика при­числяет его к поэтам-сюрреалистам, но в его поэзии сочетался французский сюрреалист и собственная концепция мира. У него свои представления о жизни как «стихии воды и воздуха», стер­ты границы между реальностью и «видениями». Образ совр мира в его поэзии очень экспрессивен – ад, тюрьма, дно, гибнущий корабль и т.д. Критики-эмигранты называли его «русский Рембо», указывали, что на его поэзию оказала большое влияние живопись, в частности, полотна Марка Шагала. Его творчество страдало от общих бед молодой поэзии – отсутствия глубокой культуры, существования вне времени и пространства, сознания своей потерянности. Самый лирический цикл у Попл-го «Над солнечной музыкой воды» пронизан ожиданиями радости, любви; но ра­дость или не приходит или приходит на короткий миг (эти стихи навеяны отношениями с Натальей Столяровой, но девушка уе­хала с отцом в СССР). Часто в его стихах рассказывается о путешествиях в экзо­тические страны, но все они были поэтом просто придуманы; это фантазии, бывшие плодом неудовлетворенной жажды про­стора, движения, поступков. У Поплавского очень широкий диапазон лирического ге­роя – от «мечтателя» и зрителя страшной жизни до «Орфея в аду», он готов умирать, «живых благословляя» и до смерти «без ответа». Поплавский умеет показать «жестокую красоту» город­ских пейзажей, свежесть утренних улиц, боль пыльных деревь­ев, измученных жарой; его отличает тяга к утраченной наивно­сти, свежесть детского мироощущения; он часто использует цвет, причем всегда неожиданно. Стихи Поплавского напоминают и импрессионистские картины, они состоят как бы из отдельных мазков, которые вме­сте составляют картину. Поэт смог создать и совершенно своеобразный лик горо­да, город у него современный, где идут поезда, трамваи, и «вне­временной», но окрашенный в разные тона и полутона, обрисо­ван так, как его нарисовал бы художник. Этот ирреальный город населяют и люди, и духи, и анге­лы, собаки и какие-то маски, в руках у них фантастические предметы. Стихи Поплавского вызвали большой резонанс сразу же после их публикации: М.Цейлин считал, что Поплавский – это самое большое дарование, появившееся за последние годы; Г.Иванов сравнивает его стихи с майской грозой, которая при­носит «нездешние радости», Г.Адамович, Д.Мережковский счи­тали его самым талантливым молодым поэтом. Но Г.Струве оценивает их очень отрицательно, видя у поэта «полное отсут­ствие чувства слова», считая, что в выборе слов Поплавский не­точен и небрежен, допускает грубые ошибки в рус языке. Критик советует поэту писать прозу: «у прозы его больше шан­сов удержаться в памяти». Стихи Попл-го вызвали большой резонанс сразу же после их публикации: М.Цейлин считал, что Попл – это самое большое дарование, появившееся за последние годы; Г.Иванов сравнивает его стихи с майской грозой, которая при­носит «нездешние радости», Г.Адамович, Д.Мережковский счи­тали его самым талантливым молодым поэтом. Но Г.Струве оценивает их очень отрицательно, видя у поэта «полное отсут­ствие чувства слова», считая, что в выборе слов Попл не­точен и небрежен, допускает грубые ошибки в рус языке. Критик советует поэту писать прозу: «у прозы его больше шан­сов удержаться в памяти». Тема обоих романов – русский ха­рактер в чужой стране.

 

 

17.Творчество З.Н.Гиппиус эмигрантского периода.

З Н Гиппиус родилась в Петербурге.Зарекомендовала себя ярким представителем декадентства в русской литературе. Свои первые стихи опубликовала в 1888 году.Творчество Гип уже с первых шагов поразило читателей и критику острым своеобразием, необычностью мышления, злыми репликами, эгоцентричностью и нарочито подчеркнутой манерой высказываться наперекор сложившемуся мнению. Оказавшись в эмиг-ии, она в 1921 году напечатала уцелевшие части своего петербургского дневника за 1919 год - "Черная книжка" и "Серый блокнот". Дневник дышал ненавистью к переменам, происходившим в России после Октябрьской рев-ии. В эмиг-ии Гиппиус писала стихи, воспоминания, лит критику, публицистику. В 1921 году, в Берлине, вышел ее первый - и, как выяснилось, предпоследний за рубежом - сборник "Стихи"(Дневник 1911—1921. составили произведения, написанные в разные годы, в России и за ее пределами.Создание лир героя кот четко разделяет свою жизнь на два пе­риода: до отъезда и после отъезда из России. В стих-ии «Там и здесь», открывающем одноименный цикл, в типично «резкой» манере передается драматизм жизни и судьбы изгнанника » .В 1925 году в Праге были изданы «Живые лица»Гиппиус — «одна из первых книг литературных воспоминаний в эмигра-ции». «Живые лица» были восприняты положительно еще и по­тому, что они «не просто и не только воспоминания, а еще и книга портретов психологически убедительных и художествен­но достоверных».Поэзия З.Н.Гиппиус - интереснейший документ, рассказывающий о жизни рус интеллигенции на родине и чужбине. Среди других произ-ий, написанных Гиппиус в эмиг­-ии, — книга воспоминаний «Дм. Мережковский» (Париж, 1952) и поэма «Последний круг» (Париж, 1968). Однако самым значимым ее творением стал сборник стихотворений «Сияния» (Париж, 1938), в котором «было много горечи, одиночества и разочарования», и где «Гиппиус стремилась понять новый мир и нового чел-ка. Основные темы и образы остались прежними, но в отличие от пореволюцион­ных стихов здесь уже отсутствуют апокалипсические образы ре­волюции и гражданской войны. Как и прежде, в центре поэти­ческого сознания Гип — образ России, ставший главным во всей ее лит деятельности за рубежом. В сборник «Сияния» вошли стих-ия, написанные в 20—30-е годы. Известно, что окружающий мир в поэзии Гип обыч­но воспринимается через призму религиозного сознания. Сбор­ник «Сияния» не стал исключением; более того, в нем появля­ются новые темы и образы религиозного содержания. Центра льный из таких образов — образ св. Терезы Лизьеской («Вечно-женственное», «Св. Тереза Младенца Иисуса»). Неизменные грусть и надежда — константы душевной жиз­ни чел-ка, разлученного с родиной, — составляют смысл и пафос миницикла «Южные стихи», неотъемлемой части сбор­ника «Сияния». Четыре стихотворения миницикла («За что?», «Лягушка», «Жара» и «Дождь») раскрывают тоску по родине человека. Традиционная для поэзии Гип тема смерти в поздний период творчества также решается уже иначе. Нет прежнего призыва к ней, смерть все чаще воспринимается как законо­мерное, естественное завершение земной жизни чел-ка. Так, герой стих-ия «Когда?» готов принять смерть как неиз­бежность, и потому он не протестует. «Случайно или нет, но “Сияния”, — совершенно спра­ведливо пишет Н.А. Богомолов, — стали той последней кни­гой, которую Гип выпустила при жизни, и сконцентри­ровали впечатление о ней как о поэте высокого философского таланта. По инициативе Гиппиус было создано общество «Зеленая лампа».На первом заседании «З л» Гип был прочитан доклад «Русская литература в изгнании», главным в котором была мысль о «правде изгнанничества», ставшей основной темой всей рус зарубеж лит-ры первой волны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...