Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещение в Германии (особенности, периоды, основной круг идей). Направления.




Особенности:

, 1^ Особая ситуация—Германия была политически и экономически раздроблена. Поэтому литература получила особое значение – она выступала за национальное объединение и ставила насущные социальные вопросы. Литература стала центром национальной жизни.

Просвещение в Германии развивалось позже, чем в других странах, медленнее и труднее. Всю первую половину века просвещение не ставило серьёзных политических и социальных проблем.

Для раздробленной Германии характерно образование различных культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах- базах духовной культуры. (Лейпциг, Гамбург, Гёттинген, Веймар)

Немецкое просвещение разрабатывало больше философские и теоретические проблемы ( эстетика, история, философия культуры и языка).

В первую половину века просвещение развивалось замедленно, затем наоборот убыстренными темпами.

1 период Просвещения- 1-ая половина века (до 1750-ых гг.). Представитедь-И. К.Готшед (1700-1766)--теоретик литературы, драматургии, дидактик. Ведущее направление в этот период - классицизм.

2 период- середина 18 века (1750-60-ые гг.)- Расцвет Просвещения. Представители - Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн.

3 период- 1770-80-ые гг.- Позднее Просвещение.

В последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное развитие, в ней сосуществуют и сменяют друг друга самые противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи сентиментализма, который начал развиваться ещё с 1740-х гг.

Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода - это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ КЛАССИКА».

Для политически раздробленной Германии характерна множественность культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах – своеобразных оазисах духовной культуры. такими центрами были Лейпциг, Гамбург, Геттинген, пока, наконец, в после. четверти века приоритет не утвердился за Веймаром – резиденцией маленького княжества, в котором сосредоточился весь цвет нем. литры – Гёте, Шиллер, Виланд, Гердер.

Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Вплоть до второй половины века оно не ставило серьезных политических проблем,, до которых общественное сознание немецкого бюргера еще не дсьи росло. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в литературе в самой общей и" довольно отвлеченной форме. Только в «Эмилии Галотти» Лессинга (1772) и в драмах молодого Шиллера, в стихах и очерках его I старшего земляка Кристиана Даниеля Шубарта они получили конкретное воплощение.

В целом немецкое Просвещение тяготело к отвлеченным тео­ретическим проблемам, оно широко разрабатывало вопросы эсте-1 тики, философии истории, философии языка. В этих областях не­мецкая духовная культура в последней трети века даже опережает другие европейские страны.

Немецкая философия эпохи Просвещения носила в основ­ном идеалистический характер. Периодизация немецкого Просвещения в целом соответствует общеевропейской. Однако литературное развитие здесь отлича­лось своеобразными перепадами и колебаниями ритма - сначала явно замедленного, затем все более убыстренного. По-иному вы­глядит и соотношение художественных направлений.

Первая треть века - это период становления журналистики, выполняющей просветительскую и объединяющую функцию, пе­риод утверждения нормативных тенденций. Разработка теорети­ческих вопросов в этот период явно опережает художественную практику. Раннепросветительский классицизм, представленный Готшедом и его школой, в основном ориентируется на фран­цузские, отчасти на английские образцы. К концу 1740-х годов он

практически исчерпал себя, выполнив свои нормализаторские за-. дачи, но не породив подлинно значительных литературных про­изведений. Около середины века наступает перелом, ознамено­ванный появлением на литературном горизонте яркой поэтиче­ской личности - Клопштока (см. гл. 19), а десятилетием позже -резко полемическими выступлениями Лессинга. С этого момента немецкая литература вступает в полосу чрезвычайно интенсивно­го развития - острого столкновения различных течений. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы, ее осво­бождение от влияния французского классицизма ведется Лессин-гом, развивающим идеи Дидро; Клопштоком, тяготеющим к сен­тиментализму, и поколением 1770-х годов - Гердером, Гете, писа­телями «Бури и натиска», существенно обогатившими и транс­формировавшими наследие европейского сентиментализма (в особенности, идеи Руссо). Более скромное место в этом противот стоянии разных направлений занимает литература стиля рококо, представленная преимущественно лирикой 1740 - 1760-х годов и * творчеством Виланда (см. гл. 19).

В последние два десятилетия века происходит переоценка теоретических и творческих завоеваний писателей движения «Бури и натиска» с их выраженным индивидуализмом и субъек­тивизмом, намечается постепенное уравновешивание, смягчение крайностей, переход к более объективному, порою - более дис­танцированному отражению действительности. Складывается новая художественная система, именуемая «веймарским класси­цизмом» и не имеющая прямых аналогов в литературе Англии и Франции. Она получает свое воплощение в совместно вырабо­танной эстетической теории Гете и Шиллера и в их творчестве 1780-1790-х годов.

 

Прежде всего надо освежить знания по истории Германии XVIII века и обратить, в частности, внимание на то, что «в последние десятилетия XVII века здесь сначала подспудно, замедленно, в противоречивой форме начали зарождаться и развиваться процессы, характерные для нового типа социально-экономических отношений»81 . Развиваются мануфактуры, растет торговля, начинается реформа образования и т.д. Как в Англии и Франции, заметные изменения в немецкой культуре, литературе происходят уже на грани XVII-XVIII столетий, в 1690-е годы, и эти изменения не сводятся только к формированию просветительской идеологии, хотя она занимает важное место в процессе социокультурной трансформации рубежа веков. Современные ученые считают, что «немецкое Просвещение отличается от английского и французского не столько новыми темами или проблемами, сколько их логическими формами»82 . Однако в немецком Просвещении есть и свои специфические проблемы (например, его преимущественно дидактико-педагогическая и реформистская направленность), особые политико-идеологические (например, национальное объединение), и эстетические (споры о литературном языке) задачи, своеобразные отношения между просветительской философией и некоторыми религиозными движениями (например, пиэтизмом на раннем этапе Просвещения). Учет этих факторов позволит понять неравномерность этапов литературного развития Германии в XVIII веке (ср. первую половину столетия и 1770-90-е годы), необычайную пестроту и сложность развития литературных направлений. Барокко (не ушедшее до конца из немецкой литературы этой эпохи), классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза, драматургия не только не сменяют последовательно друг друга, а причудливо сочетаются даже в творчестве одного писателя (например, Лессинга). Кроме того, каждое из направлений в Германии имеет особенно много вариантов (классицизм Готшеда и Винкельмана: «веймарская классика»; раннее непросветительское рококо

Х. Вейзе – просветительское рококо Виланда), течений (сентиментализм «швейцарцев», «штюрмерство» Гете и Шиллера).

Хотя немецкая литература трудно поддается четкой периодизации, предлагается выделить следующие ее этапы.

1690-1720-е годы.Время формирования раннего немецкого рококо и философская «подготовка» Просвещения (Лейбниц, Вольф), практически просветительская деятельность Томазия. Деятельность немецких философов этого времени способствовала кризису старого метафизического способа мышления. Вспомнив полемику Вольтера с теорией «предустановленной гармонии», одним из создателей которой был Лессинг, можно уяснить общеевропейское значение немецкой философии этой поры;

1730-40-е годы. Важный этап немецкой литературы XVIII столетия, обозначенный становлением классической эстетики Готшеда и борьбой с ней сентиментализма «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Этот период ознаменован также распространением морально-дидактической публицистики и появлением первых немецких сентименталистских романов. Надо оценить пафос реформаторства, которым определялась деятельность Готшеда в литературе и в театре, его усилия по созданию норм литературного немецкого языка и т.д. Основным недостатком поэтики Готшеда (при всем историко-литературном значении ее) было не то, что писатель настойчиво призывает следовать принципам классицизма, а педантизм и подражательность;

1750-60-е. годы.«Эпоха Лессинга», появление национально-самобытных и европейски значимых памятников. Необходимо обратить внимание на особую роль эстетических теорий в немецкой культуре XVIII века, а также оценить кардинальное значение переориентировки немецкого классицизма от подражания французским драматургам XVII века (у Готшеда) до равнения на античность как идеал гармонии, спокойствия и красоты (у Винкельмана), понять просветительски-гуманистический смысл трактовки античности у Винкельмана, ее полемическую направленность против все еще господствующего в Германии барочного вкуса.

Заметно жанровое разнообразие литературы этого периода – развитие лирической драмы, оды, эпической поэмы в барочно-сентименталистском творчестве Клопштока, новеллы и воспитательного романа Виланда, органически сочетающих просветительские и пиэтическеи тенденции с эстетическими принципами рококо. Хотя анализ творчества Виланда не входит в обязательную программу курса, важно иметь представление о том, что именно «Виланд придал немецкой литературе если не оригинальность, то гибкость и легкость. Он сделал ее занимательной и привлекательной для европейского читателя»83.

Не последнюю роль в этом сыграло то, что Виланд воплощал в своих произведених характерные для стиля рококо легкость и разговорность. В то же время значение Виланда в истории литературы XVIII века не исчерпывается только этим. Виланда справедливо называют автором первого немецкого воспитательного романа «Агатон», в котором традиционный мотив «романического путешествия в поисках возлюбленной» превращается в историю становления личности, ее нравственного совершенствования, а это совершенствование, в свою очередь, рассматривается как главное средство преображения жизни на разумных основаниях.

Особенно тщательно следует изучить творчество Лессинга, чья эстетика и драматургия оказали огромное влияние на всю европейскую литературу XVIII века. Очень важно увидеть в эстетической теории Лессинга и полемику с Готшедом, Винкельманом, и общерационалистическую основу их суждений. В этом существенную помощь окажет статья С.В. Тураева «Классицизм в немецкой литературе XVIII века»84. Нужно отметить и особую публицистичность трактатов Лессинга, отражающую его деятельное стремление к созданию нового театра. Интересно сопоставить эстетику Лессинга и Дидро – писателя, которого Лессинг высоко ценил, хотя и не все принимал в его драматургии и в его эстетической теории85 . Сравните, в частности, концепцию жанра «мещанской драмы» у Дидро и Лессинга, а кроме того, попытайтесь соотнести теоретические положения с драматургической практикой, понять, в какой мере они соответствуют друг другу. В этом могут помочь и уже названная (см. сноску) работа Г.В. Стадникова, и статья В.В. Байкеля «Мисс Сара Сампсон» Лессинга и «Стелла» Гете (Гетевские чтения. 1991. М. ,1991).

Необходимо иметь представление об эволюции творчества Лессинга в целом, но подробно надо знать наиболее зрелые драмы Лессинга, выходящие за рамки 60-х годов. Анализируя «ключевое

 

произведение в художественном наследии Лессинга»86 – «ЭмилиюГалотти» - обратите внимание на то, какую роль сыграл для драматурга опыт предшественников (Шекспир, Вольтер), как соотносятся античная основа фабулы пьесы (заимствованной в общем виде из Тита Ливия), итальянский контекст событий и опыт общественной жизни в современной Лессингу Германии. Подумайте над жанровым определением пьесы («бюргерская трагедия»), над тем, как соотносятся ее структура, система образов, основной конфликт с просветительской проблемностью. Надо вникнуть в различные трактовки образа главной героини, развязки пьесы и т.п. Информацию об этих проблемах можно получить из дополнительной литературы.

Другое произведение Лессинга, на которое рекомендуется обратить внимание – «философская притча о терпимости»87  «Натан Мудрый». Современные специалисты справедливо подчеркивают укрепление классицистических тенденций в последней драме Лессинга, плодотворное развитие автором идей космополитизма, терпимости и нравственного совершенствования личности – идей, столь дорогих Просвещению. Эта пьеса, по общему мнению исследователей, оказала важное влияние на становление драмы-притчи в ХХ столетии.

1770-80-е. годыЗрелое немецкое просвещение. Данный период характеризуется продолжением творчества писателей, вступивших в литературу еще в 1750-1760-е. годы, - Клоштока, Виланда, Лессинга. Однако центр немецкого просветительского движения в этот период – в эстетике и литературе «Бури и натиска». Обратите внимание на историю появления этого наименования движения и на его идейно-художественный смысл. Штюрмерство представляет собой своеобразный «предромантический» вариант немецкого сентиментализма, для формирования которого, как подчеркивают ученые, важное значение имел руссоизм. Следует определить роль штюрмерского движения в эволюции немецкой литературы в последней трети века, осмыслить значение возникшего в его рамках культа «гения», понять специфику его оппозиционности, противоречия и причины кризиса.

Полезно подробно ознакомиться с философско-историческими и этическими идеями теоретического лидера штюрмеров – Гердера. Необходимо понять особенности полемики Гердера с классицистической избирательностью и иерархичностью в подходе

к явлениям культуры, ощутить диалетическое начало его исторической концепции, оценить последовательную защиту национальной самобытности народов, интерес к фольклору разных стран и т.д. Рекомендуется прочесть послесловие А Гулыги к изданию труда Гердера «Идеи к философии истории человечества»88.

Надо знать, что в круг сторонников штюрмерства входило довольно большое число немецких литераторов, но наибольшее художественное значение в перспективе эволюции не только немецкой, но и всей европейской литературы конца XVIII столетия имеет прежде всего творчество Гете и Шиллера. Первый этап художественного становления двух великих немецких просветителей проходил в русле движения «Бури и натиски», однако знакомство с их наследием нужно, думается, осуществлять монографически, ощущая не только разнообразие, но и целостность писательского облика каждого из них.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 761.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...