Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанр философской повести в творчестве Вольтера.




Самым ярким й живым в художественном наследии Вольтера остаются по сей день его философские повести. Этот жанр сфор­мировался в эпоху Просвещения и впитал основные ее проблемы и художественные открытия. В основе каждой такой повести ле­жит некий философский тезис, который доказывается или опро вергается всем ходом повествования. Нередко он намечен уже самом заглавии: «Задиг, или Судьба» (1747), «Мемнон, или Бла горазумие людское» (1749), «Кандид, или Оптимизм» (1759).

Действие повести «Простодушный» (1767) целиком развертыва­ется во Франции, хотя главный герой - индеец из племени гуронов, силой обстоятельств оказавшийся в Европе. Обращаясь к столь популярному в эпоху Просвещения «естественному человеку»,

Вольтер применяет здесь прием «остранения» (понятие «остране-ние» введено В. Б. Шкловским в 1914 г.), использованный еще Монтескье' в «Персидских письмах» и Свифтом в «Путешествиях Гулливера». Франция, ее общественные институты, деспотизм и произвол королевской власти, всесилие министров и фавориток, нелепые церковные запреты и установления, предрассудки пока­заны свежим взглядом человека, выросшего в другом мире, дру­гих условиях жизни. Простодушное недоумение героя по поводу всего, что он видит и что становится на пути его соединения с любимой девушкой, оборачивается для него цепочкой злоключе­ний и преследований. Условно-благополучной концовке «Кандида» и «Задига» противостоит здесь печальная развязка -гибель добродетельной девушки, жертвующей своей честью, что­бы вызволить из тюрьмы своего возлюбленного. Конечный вы­вод автора на этот раз гораздо более однозначен: лейбнициан-ской формуле, низведенной до уровня бытовой мудрости «Нет худа без добра», он противопоставляет суждение «честных лю­дей»: «Из худа не бывает добра!» Пародийный гротеск, стилисти­ка диссонансов и нарочитых преувеличений, господствующая в «Кандиде», сменяется в «Простодушном» сдержанной и простой композицией. Охват явлений действительности более ограничен и отчетливо приближен к условиям французской жизни. Сатириче­ский эффект достигается здесь на протяжении повествования по­средством «иного видения» глазами гурона и кульминируется в безрадостной концовке: жертвы и испытания были впустую; каж­дый получил свою толику жалких подачек и мизерных благ - от лимонных леденцов до алмазных серег и небольшого церковного прихода; гнев, возмущение и негодование тонут в трясине сию­минутного благополучия.

В философских повестях Вольтера мы тщетно стали бы искать психологизм, погружение в душевный мир персонажей, достовер­ную обрисовку человеческих характеров или правдоподобный сюжет. Главное в них - предельно заостренное сатирическое изо­бражение социального зла, жестокости и бессмысленности суще­ствующих общественных институтов и отношений. Этой суровой реальностью и проверяется истинная ценность философских ис­толкований мира.

Обращенность к действительной жизни, к ее острым обще­ственным и духовным конфликтам пронизывает все творчество Вольтера - его философию, публицистику, поэзию, прозу, драматургию. При всей своей злободневности оно глубоко пр никает в суть общечеловеческих проблем, выходящих далеко з пределы той эпохи, когда жил и творил писатель.

Философские повести построены в большинстве случаев в виде сменяющихся путевых картин.Его герои совершают вынужденные или добровольные странствия.В философской повести Вольтер не стремился к всестороннему изображению характеров.Главное для него-целеустремленная и последовательная борьба против враждебных ему людей,против мракобесия и предрассудков,против насилия,изуверства и угнетения.Решая эту задачу,философ создает гротескно-сатирические,предельно заостренные образы.В философской повести Вольтер был неизменным пропагандистом просветительских идей и научных представлений о мире.Повести Вольтера немногословны. Каждое слово несет в себе большую смысловую нагрузку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...