Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образ Фигаро в драматургии Бомарше.




Драматургическую деятельность Бомарше начинает с написа­ния мещанских драм. Первой из них - «Евгении» (1767), в кото­рой рассказывается о том, как развратный аристократ соблазнил невинную девушку, - Бомарше предпослал теоретический мани­фест «Опыт о серьезном драматическом жанре». Он отвергает трагедию, заявляя, что современному зрителю не могут быть ин­тересны события, которые происходили в Афинах или Древнем Риме, ибо они не учат правилам морали, которые были бы при-ложимы к обычной жизни. Спектакль должен вызвать у зрителей чувство сострадания, это ставило бы зрителей на место героев и тем самым предостерегало бы их от совершения ошибок. Следуя своим принципам, Бомарше пишет еще одну мещанскую драму «Два друга, или Лионский купец» (1770). Драматические события, которые выпали на долю добропорядочных банкиров, призваны подчеркнуть благородство, чувствительность, самоотвержен­ность героев, движимых либо чувством дружбы, либо любовью и готовых принести себя в жертву ради блага ближнего. Но, не­смотря на композиционное совершенство пьесы, герои ее мало напоминали реальные человеческие характеры. Бомарше и сам понял, что серьезный жанр не его удел. Он обращается к комедии.

«Севильский цирюльник» (1775) сначала имел форму «парада», затем - оперы, и лишь затем комедия обрела форму, в которой стала известной многим поколениям зрителей. Глав ным для Бомарше было выразить свою приверженность интер сам третьего сословия. Недаром граф Альмавива не без помощ своего слуги Фигаро женится на девушке из буржуазной семь Розине, которая, любя его, не желает стать его содержанкой. Зри теля поражают динамичность действия, блистательная словесна игра, безупречный механизм интриги. Персонажи традиционно комедии зажили у Бомарше новой жизнью. Опекун Розины док тор Бартоло, ретроград и мракобес, не пытается скрыть свое не приятие нового века: «Что он дал нам такого, что мы должны ег восхвалять? Всякие глупости: вольномыслие, всемирное тягот ние, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хину, эн циклопедию и мещанские драмы». Но Бартоло отнюдь не глуп как человек хитрый и подозрительный, он - опасный противник к тому же он проницательный психолог: он раскрывает все улов ки и Фигаро, и Альмавивы, и Розины. Это предельно достовер ный персонаж: будучи сообразительным, Бартоло не теряет дос тоинства, даже потерпев неудачу.

Много нового привнес Бомарше и в характер ловкого слуги Фигаро. В его монологах, не имеющих прямого отношения к ин триге комедии, звучит авторское «я». Это слуга, который протес тует сознательно и всерьез, он открыто осуждает своего господи на (в отличие, скажем, от мольеровского Сганареля, суждени которого о Дон Жуане, язвительные и справедливые, никогда н были обращены прямо к хозяину, а выражались в репликах « сторону»). Слова Фигаро становятся обвинительным актом и против всего общества, посягая на его устои. По традиции Фига ро именует графа «Ваше сиятельство», «Монсеньор», но по суще­ству он не питает к нему никакого уважения. В уста Фигаро Бо­марше вкладывает и слова-размышления о «республике литерато­ров», изобличая своих противников, ничтожных «насекомых», мешавших ему творить. Даже современный зритель, уже не пони­мающий прямых намеков, с увлечением и негодованием слушает этот монолог, потому что он вызывает сочувствие к Бомарше. Острообличительный характер носит образ Базиля. Знаменитая его тирада о клевете словно воссоздает портрет бесчестного со­ветника парламента Гезмана. Это наглый плут, который служит лишь тем, кто больше заплатит. Рисуя образ неправедного судьи, Бомарше не ограничивается критикой одного порочного человека,

1 "1(1

он ставит под сомнение справедливость общественной системы, при которой процветают подобные типы.

«Безумный день, или женитьба Фигаро» (1784), которую сме­ло можно считать шедевром сценического искусства и обществен­ным, политическим актом, была подлинной исповедью Бомарше. Недаром Людовик XVI, прочтя рукопись комедии в 1782 г., за­претил ставить ее на сцене, заявив: «Если быть последователь­ным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разру­шить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве». Бомарше прекрасно понимал, что при­чины запрета его пьесы были чисто политическими. Поскольку его главным намерением было бороться с пороками системы в целом, он не стал ничего сокращать и ничего смягчать в первона­чальном тексте комедии и не пошел ни на какие уступки, касаю­щиеся основного содержания пьесы. Борьба за постановку «Женитьбы Фигаро» длилась в течение двух лет. Против Бомар­ше были король, министры, придворные, духовенство, парла­мент. Но сам Бомарше, который неофициально занимал пост ми­нистра и вершил крупными государственными делами, был нужен правительству, поэтому, хотя король и заявил, что «Женитьба Фигаро» никогда не будет сыграна, победу все же одержал Бо­марше. Комедия его предвещала, готовила 1789 год. Недаром Дантон заявил, что «Фигаро покончил с аристократией», а Напо­леон назвал пьесу «революцией в действии».

В «Женитьбе Фигаро» герой становится доверенным лицом графа Альмавивы. Он собирается жениться на горничной графи­ни Розины - Сюзанне. Но граф, увлекшись Сюзанной, хочет сде­лать ее своей возлюбленной, воспользовавшись старинным фео­дальным правом первой ночи. По ходу пьесы Фигаро ведет с графом упорную борьбу за свое право влюбленного и человече­ское достоинство. В конфликте «хозяин - слуга» проигрывает граф. Ум, хитрость, мужество простолюдина Фигаро оказывают­ся сильнее сословных привилегий графа. Комедия Бомарше стала сознательным политическим актом: в ней отрицались произвол, законы, принятые в несправедливо организованном обществе. Благодаря большому политическому опыту, Бомарше сумел пра­вильно оценить силу, но главное - слабость абсолютной монар­хии. Фигаро служил графу, когда считал, что его дело справедли­во (помогая браку с Розиной), но он активно и упорно борется с ним, когда тот проявляет жестокость. Фигаро из тех, кто разрушает

установленный, но неразумный порядок, меняет сложившиеся не­справедливые отношения.

«Женитьба Фигаро» - блестящая комедия интриги; это музы­кальная пьеса (вспомним вокальные номера в сцене суда в треть­ем акте): в ней воссоздана точная и детальная картина нравов Франции (то, что действие происходит в Испании, не обмануло зрителя); история любви, изображенная в пьесе, почти трагична; социальная сатира не знает себе равных на французской сцене. Но главным в пьесе остается характер Фигаро, который наделен многими автобиографическими чертами. Это проявляется в реп­ликах Фигаро, взятых вне контекста пьесы.

Фигаро сразу догадывается о намерениях графа и отказывает- , ся отправиться с его- поручением за пределы замка: он не намерен трудиться для Альмавивы, задумавшего соблазнить его возлюб­ленную. Фигаро ведет несколько интриг сразу, считая себя при­рожденным царедворцем; он сразу постигает смысл этого труд­ного ремесла, которое состоит в том, чтобы «получать, брать и просить». Однако он ни за что не допустит, чтобы его оскорбля­ли, он умеет постоять за себя. Он заявляет графу, что с умом и талантом продвинуться по службе невозможно, что всего добива­ется лишь раболепная посредственность. Законы же снисходи­тельны к сильным и неумолимы к слабым. Особое значение имеет монолог Фигаро в пятом действии; этот монолог нарушал все су­ществовавшие дотоле законы драматургии - на протяжении дли­тельного времени на сцене говорит слуга, и не о ходе интриги, а об обществе, о себе, о том, что сильные мира сего не всегда силь­ны разумом, что они дали себе труд лишь родиться, но не прило­жили никаких усилий, чтобы достичь своего благополучия.

Так кто же такой Фигаро? Он - молодой человек, жаждущий удовольствий, ради куска хлеба не брезгующий никаким ремес­лом, сегодня - господин, завтра - слуга, в зависимости от прихо­ти судьбы, оратор в минуту опасности, поэт в минуту отдыха, при случае - музыкант, порой - безумно влюбленный; он все видел, всем занимался, все испытал. Таким был и сам Бомарше.

«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» стали куль­минацией в эволюции французского театра XVIII столетия. Эти комедии всегда живы и актуальны, они и в настоящее время не сходят с подмостков театров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 450.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...