Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Английский роман зрелого Просвещения. Филдинг.
2).Роман зрелого Просвещения в Англии (40-70 гг) '"представлен творчеством Ричардсона, Филдинга, Смоллета. Жанр романа становится популярным и самым значительным в английской литературе. Три важнейшие модели романа представлены в творчестве Сэмюэла Ричардсона (семейно-бытовой роман: «Памела», «Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона»), Генри Филдинга («комическая эпопея»: «История Тома Джонса, Найдёныша», «История Джозефа Эндрюса»), Лоуренса Стерна (сент. роман.: «Сент. путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди») Анализируя второй этап развития английской литературы, можно заметить безусловно ведущее место романного жанра, однако нельзя не упомянуть и о развитии раннесентименталистской поэзии (Томсона, Коллинза, Юнга), и о важных жанровых поисках английских драматургов (мещанские драмы Лилло, сатирические комедии Филдинга, классицистические трагедии Томсона). Необходимо осознавать, что социокультурный и собственно литературный контекст, в котором происходило становление зрелого английского романа эпохи, был разнообразен и динамичен, что этот роман жил и развивался в атмосфере бурной литературной полемики, в переплетении художественных тенденций - классицистических, рококо, сентименталистских, в соотношении с эволюцией просветительских воззрений и их критики. Все это обусловило универсально-обобщающий характер и проблематики, и поэтики английского романа этого этапа. В учебниках, да и в некоторых исследованиях о жанре романа XVIII века, основное внимание уделено романистики Филдинга. Следует знать, однако, что не меньшую роль в истории романной прозы этой эпохи сыграл С. Ричардсон. Романы этого писателя, пользовавшиеся необычайным читательским успехом у современников не только в Англии, но и в других странах, в том числе в России, были затем забыты или высмеяны. Ричардсон - один из тех романистов, которые раскрыли богатые возможности эпистолярной формы романа в разработке художественного психологизма, которые способствовали становлению просветительского сентиментализма в полемике с прозой рококо, популярной в Англии в первой трети века. Обратите внимание на то, что традиции пуританского морализма органично соединяются у Ричардсона с этическими идеями Просвещения, что его героям не чужда просветительская рефлексия. В результате анализа основных проблем, связанных с творчеством Г. Филдинга, надо иметь представление о разнообразии его литературного наследия, об эволюции писателя и как драматурга, и как романиста. Но главное внимание должны привлечь, конечно, романные сочинения Филдинга. Исследователи отмечают важность оригинального использования писателем опыта испанского плутовского романа, "Дон Кихота" Сервантеса, но здесь хотелось бы подчеркнуть и то, что в большой мере романное творчество Филдинга питается полемикой с Ричардсоном. Ему приписывают пародийны роман "Шамела", он создает "Приключения Джозефа Эндрюса", заглавный герой которых - "брат" ричардсоновской Памелы, ему, наконец, принадлежит своеобразная стилизация под сентименталистский ричардсоновский роман "Амелия". Просветительскому сентиментализму Ричардсона Филдинг противопоставляет роман, в котором творчески переработаны теоретические воззрения барочных и прециозных романистов XVII века (западные ученые провели интересные сопоставления теории романа у М. де Скюлери и Филдинга), в котором находят выражение проблематика, мотивы, приемы социально-психологического романа рококо. "История Тома Джонса" обращается к популярной в романистике рококо теме "найденыша", трансформирует фабулу барочного романа "героического путешествия" в роман "большой дороги", позволяющий воссоздать широкий социальный и исторический фон современной действительности, данный прежде всего под углом интереса к частной жизни и ее нравственно-психологическим коллизиям. Как английский писатель-просвещенец, Ф. не любил называть свои произведения романами,т.к. романами считались героические произведения. Свои пр-я называл комическим эпосом в прозе. Называя таким образом,Ф. ориентируется на древний эпос,на поэтику Аристотеля. Но пр-я Филдинга - исследования архитипов по закону комической стилизации. Соединяя эпос и комическое, Ф. подчеркивает новаторский характер созданногоим жанра. Он ориентируется на древний эпос. Происходит перестройка жанровой системы. В поэтическом искусстве роману не было места.В 18 веке роман становится центром жанровой системы. Это время называют золотой век романа. Роман имел большое...значение. Филя любил называть свои опусы историями. Три из четырех его пр-й -истории. Он считал, что из действительного повествования можно узнать больше,чем из книг по истории Англии. Там отражается английская действительность. Главная проблема-человеческая природа (гордонеллы и пр.) Полемика с Ричардсоном.(«Памела»). Ричардсон-пуританин со всеми вытекающими последствиями. Ф. не принимает его идеалов, считая их эгоистичными, стремящимися к самодовольству, корысти.У Фили -свое представление о добродетели:доброта,бескорыстие.В «Томе Джонсе» полемика становится более масштабной.Система контрастных образов в «Т.Дж.» складывается в цепь бинарных оппозиций.Кто-то кому-то постоянно противостоит.Центральная позиция: Том Джонс-Блайфилд.под этой оппозицией подразумевается оппозиция Ф. и Ричардсона.Б.-идеал человека у Ричи.Он осторожен,набожен,целомудренен,но он становится мерзавцем и подлецом.Том Джонс напротив-пьет и трахается,но при этом-центральный положительный персонаж.Ф.считает,что все добродетели соседствуют с говном.но он считает,что в жизни тайное говно всегда станет явным.вне полемики оппозиция может быть непонятной.Полемика с Ричи-центральная,но он и с другими горазд. Вставная новелла о горном отшельнике-полемика со Свифтом(про Йеху).Отшельник испытывает многие невзгоды и считает,что человек-говно.Фил считает,что чел-не совсем говно,да и говно может быть разное.Романы Фила перенаселены полемикой не только про природу человека.Ф.порывает с традициями,у него нетрадиционные образы и отношения.Образ автора-вольный,насмешливый. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма «Маскарад», 1728, изд. под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, «балладные оперы» в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Филдинга отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: «Щеголь из Темпля» (1730), «Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке» (1730), «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик» (1731) и др. Объекты сатиры Филдинга – продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Дж. Свифту, Филдинг, однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Филдинга в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин. Комедия-сатира на современность» (1736) и «Исторический календарь за 1736 год» (1737) послужила причиной принятия в 1737 закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга-драматурга. Первый роман Филдинга – «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743) еще тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и четкая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи («комический эпос в прозе», по определению Филдинга) – «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль «Памелы» С. Ричардсона (Филдинг также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Филдинг, отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни англ. провинции 18 в. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Филдинга-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, – образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного «чудака». В «Томе Джонсе» концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. «... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель» (Горький), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развернута просветительская программа реалистического искусства. Роман «Амелия» (1752) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Ф.; некоторые мотивы сочинений Ф. предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Ф. органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 493. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |