Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика французского Просвещения. Этапы, тенденции. Энциклопедия.




Его особенности:

1).Просветительство во Франции развивалось позже, чем в Англии – с 1714г.

2).Просвещение подготавливало буржуазную революцию (в тсонце века), поэтому к середине - второй половине XVIII века просветительство стало носить радикальный характер.

3). Во Франции просвещение было более связано с философией и социологией.

4). Большое значение'имели вопросы религии и отношение к церкви.

В истории французского Просвещения различают два этапа:

1. Умеренное Просвещение (раннее) 1-ая половина XVIII века. Представители - Монтескье, Вольтер.

В этот период преобладает идея просвещённой монархии, идея формального равенства. В литературе развиваются различные прозаические .жанры: бытовой роман (А.-Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А.Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).

2. Период радикального Просвещения (1750 - 70-е гг.) Представители - Дени Дидро (1713 - 1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Кроме идеи 'конституционной монархии возникает идея республики, требование имущественного (фактического) равенства, возникает даже атеизм (Дидро).

В развитии французской литературы XVIII века целесообразно выделить следующие три этапа: 1690-1720-е годы; 1730-1760-е годы; 1770-1790-е годы. Следует знать подробную характеристику каждого из этапов, а не только познакомиться с отдельными произведениями отдельных писателей столетия.

Из обширного наследия А.Ф. Прево в программу курса вошло произведение, единодушно признаваемое шедевром французской психологической прозы, - «Манон Леско». Но нужно знать, что Прево был популярным и плодовитым романистом своей эпохи, что первоначально рассматриваемый роман представлял своеобразную «приставную» историю к последнему тому многотомных «Записок знатного человека, удалившегося от света» - некоей энциклопедии увлекательно-романического, соединяющей в себе традиции барочной прозы, раннего рококо и сентиментализма. Для Прево важно, чтобы его новое сочинение было связано с романом, уже получившим признание читателя, однако уже в XVIII столетии «Манон Леско» обрела самостоятельную литературную жизнь.

Прево безусловно намечает в романе проблему любви к недостойной, воссоздает силу и причудливость чувства, не подвластного разумной воле. Но параллельно писатель ведет полемику с традиционной моралью, показывая противоестественное сочетание в ней искреннего ригоризм а с ханжеством и тайным попустительством пороку. Более того, как писателя рококо Прево «интересует не борьба добра со злом, а неуловимое их слияние»74, разрешение конфликта возможно для автора на пути компромисса между требованиями человеческой природы и законами общества.

Расцвет просветительского движения во Франции приходится на следующий этап литературного развития. Из обширного круга литературных созданий 30-50-х годов в программу вошли лишь наиболее значительные просветительские произведения крупнейших писателей, а с наследием Вольтера, например, знакомство предусмотрено в очень небольшом объеме. Но следует все же знать о реальном масштабе творчества писателя (о котором великий романтик Гюго позднее скажет: «Он не человек, а век»), о силе воздействия его философских, общественно-политических воззрений, самой его личности на современников, увидеть в Вольтере одну из самых емких, разносторонних и характерных фигур французского Просвещения, своеобразный символ эпохи.

В конце XVIII - начале XIX века складывается понятие «вольтерианство», которое обозначает не столько литературное (как позднее «байронизм», например), сколько общественное явление, отражающее широкий, на разных уровнях осуществленный процесс восприятия Вольтера – от радикального «революционного» до аристократического вольтерианства (салонной свободы суждений и нравов).

Знакомясь с основными этапами творчества Вольтера, необходимо помнить, что его эволюция тесно связана с развитием просветительских взглядов, общественной публицистической деятельностью. На первом этапе творчества в художественных произведениях Вольтера преобладают тенденции просветительского классицизма, на втором и третьем – рококо и классицизма. Рекомендуем внимательно изучить проблемы и образы драматургии Вольтера («Магомет», «Заира»), где отчетливо проступает просветительская программа писателя.

Особенно важно уяснить своеобразие жанра философской повести Вольтера – рационалистическую заданность сюжета, своеобразную тезисность основного конфликта, развертывание которого полемически направлено против определенного философского положения, представления (против теории предустановленной гармонии Лейбница – Поупа в «Кандиде» или против концепции неизвращенного цивилизацией «естественного» дикаря в «Простодушном»), иллюстративность сюжетных ситуаций и образов, сатирический пафос, классицистическую обобщенность характеров, орнаментальную прихотливость фабулы, скептико - ироническую тональность и т.д.

Своеобразие литературного процесса во Франции последней трети века в значительной степени определяется общественно-философской позицией и литературным творчеством Ж.-Ж. Руссо, властителем дум большинства французов в этот период. «Секрет популярности Руссо заключался в том, что созданный им идеал оказался наиболее демократичным и, следовательно, наиболее понятным большинству членов тогдашнего французского общества»79

Руссо занимает особое место в просветительском движении. Его полемические выпады не только против Вольтера (спор этих писателей достаточно известен в истории литературы и общественной мысли), но и против Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, Дидро заставляют некоторых исследователей выводить Руссо за рамки просветительского движения. Однако права Т. Длугач,       замечающая в связи с этой проблемой, что Просвещение создавало внутри самого себя ситуацию оппозиции и полемики 80  

Раскрывая новаторство Руссо в создании сентименталисткого романа-исповеди («Исповедь»), обратите внимание на специфику автобиографизма в произведении, на подчеркнутый интерес автора к своему внутреннему миру, к самоанализу, к эмоциональной сфере и в то же время меткое критическое изображение французского общества XVIII века. Подумайте, отчего для одних читателей «Исповедь» - одна из самых беспощадно искренних книг XVIII столетия, для других же – образец самолюбования и лицемерного самооправдания, есть ли основания для обеих, хоть и столь противоположных точек зрения, в произведении.

Очень важно прочесть роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», осмыслить его своеобразие. Надо вспомнить героиню средневековой трагической истории любви Элоизы и Абеляра, чтобы понять такое название. Необходимо сопоставить эпистолярную прозу Руссо с другими произведениями в письмах, которые уже нам знакомы (эпистолярные романы Ричардсона, Смоллета), понять, какова основная функция такого способа повествования. Обратите внимание на открытую проблемность романа, на социально-психологический смысл основного конфликта, на критику сословного неравенства и прославления истинной добродетели пламенных душ. Как и Ричардсон, Руссо сочетает в эпистолярном романе просветительскую проблематику с поэтикой сентиментализма. Подумайте, однако, в чем расхождение между героями, романными коллизиями у Ричардсона и Руссо. Проследите, как социальное объяснение духовной драмы Юлии и Сен-Пре, их близких сливается с подробным анализом их нравственно-психологических переживаний, как критицизм объединяется с элементами патетического прославления программных героев, в чем своеобразие морализации в романе. Подумайте, какие черты сентименталистской прозы Руссо подготавливают романтизм во Франции и как соотносится романное творчество последователей Руссо – Бернардена де Сен-Пьера, Мерсье, с одной стороны, и Шодерло де Лакло, Ретифа де ла Бретона – с другой, с проблематикой и поэтикой «Новой Элоизы».

Удовольствие доставит знакомство с еще одним важным художественным явлением последнего периода развития французской литературы XVIII века – лучшей драмой трилогии Бомарше о Фигаро «Женитьбой Фигаро». Эта пьеса органично соединяет остроту просветительской проблемности, критицизм и изящество, иронию, увлекательность комедии рококо.

Просвещение во Франции. Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751–1780), (полн. назв. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des Sciences, des Arts et des Metiers»), одного из самых знаменитых универсальных справочных изданий, памятника французской культуры 18 в., возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».

Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и реме­сел», выходившей с 1751 по 1780 г. и состоявшей из 35 томов (И справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научно-значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего вре мени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведени накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым челове ком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д' Аламбер, вы дающийся философ, математик, теоретик в области механики. «Энциклопедии» писали статьи Вольтер, Руссо, Монтескье.

«Энциклопедия», которая выходила в зрелый период фран­цузского Просвещения, время непосредственной идейной подго­товки революции, стала крупнейшим общественно-политическим событием этой эпохи. Ее главной задачей было направить дости­жения науки, философии, искусства и литературы на борьбу про­тив «старого порядка». В сущности, «Энциклопедия» должна бы ла стать и действительно стала концентрированным выражение идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, госу дарственного строя, науки, религии и культуры. Статьи «Эн циклопедии» отрицали абсолютизм как отжившую государствен ную систему, устарелую систему судопроизводства, идеологи; католической церкви. Одновременно энциклопедисты утвержда ли принципы нового буржуазного государства, требовали огрз ничения власти монарха и правительства законами природы

политических прав для третьего сословия, формулировали прин­ципы новой буржуазной собственности.

Исходя из убеждения, что «суеверие и деспотизм делают зем­лю несчастной», энциклопедисты путь к прогрессу видели в раз­витии науки и стремились раскрыть сущность всех человеческих знаний, детально описывая все науки. Авторы статей были убеж­дены, что «Энциклопедия» «сумеет извлечь людей из того унизи­тельного состояния, в котором их так долго держал предрассу­док», научит их, как изменить свою жизнь в соответствии с «естественными законами».

Реакция, против которой боролась «Энциклопедия», сразу же выступила против нее. Преследования со стороны церкви нача­лись еще до выхода первого тома, но лишь в 1758 г. официальным декретом издание «Энциклопедии» было запрещено. Дидро, ко­торого оставили почти все его соратники (даже д' Аламбер ушел из руководства), перевел печатание «Энциклопедии» на нелегаль­ное положение, довел дело до конца и вручил подписчикам обе­щанные тома. Он был не только редактором, организатором, идейным руководителем, но и активным сотрудником «Энцик­лопедии»: его перу принадлежит в этом издании более тысячи статей по самым кардинальным вопросам философии, политики, эстетики.

Будучи трудом коллективным, «Энциклопедия» всколыхнула философскую, политическую, литературную мысль своего време­ни. Она дала толчок развитию материалистической науки. Мно­гие сотрудники «Энциклопедии» во второй половине XVIII сто­летия выступают со смелыми и принципиальными трудами. Так, Клод Адриан Гельвеций, видный философ-материалист, в книге «Об уме» (1758) решительно разоблачил религиозный фанатизм и политическую тиранию; кроме того, он разработал теорию ути­литарной этики, в основе которой лежала теория «разумного эго­изма»; он же утверждал зависимость человеческого сознания и психики, а также морали от социальных условий и воспитания. Поль Анри Гольбах обобщил основные положения материализма XVIII в. («Разоблаченное христианство», 1756; «Система приро­ды», 1770). Основываясь на достижениях науки своего времени, Гольбах считал материю единственной субстанцией во Вселен­ной; признавая наличие всеобщей закономерности в природе, он полностью отрицал божественное начало во всех проявлениях природы, что привело его к последовательному атеизму.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...