Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов экспертных оценок




 

В связи с ограниченными возможностями применения точных матема-тических методов экспертные оценки во многих случаях являются един-ственным средством решения задач. Этот метод применяют при прогнозиро-вании процессов и событий, при определении важности целей, степени влия-ния элементов системы друг на друга (дерево целей), вероятностей любых событий, компетентности самих экспертов, их коллег, коэффициентов трудо-вого участия и т.д.

Методы экспертных оценок разделяют на индивидуальные и коллек-тивные.

 

Индивидуальные экспертные оценки бывают двух типов: оценки типа «интервью» и аналитические.

Процесс аналитической экспертной оценки заключается в самостоя-тельной работе эксперта, направленной на анализ тенденций и оценку буду-щего состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Из методов ана-литической экспертной оценки наиболее распространены морфологический метод и метод составления аналитических обзоров.

В основе морфологического метода лежит заранее разработанная схема рассмотрения прогнозируемых объектов для выявления возможных вариан-тов решений проблемы. В процессе анализа каждого варианта эксперт опре-деляет перспективные.

 

Среди методов коллективных экспертных оценок различают метод комиссии, метод «мозгового штурма» и дельфийский метод.

Метод комиссии – это проведение группой экспертов дискуссии с це-лью выработки общей позиции по вопросам будущего развития прогнозиру-емых объектов. При использовании данного метода сказывается взаимное влияние экспертов. Этот недостаток может быть частично устранен с помо-щью метода «мозгового штурма».

Дельфийский метод предполагает отказ от прямого коллективного об-суждения. Дебаты заменяют разработанной программой последовательных индивидуальных опросов.

 

Некоторые процедуры проведения коллективных экспертиз

 

Существует несколько видов процедур проведения экспертиз. Например, дельфийский метод, когда экспертное оценивание проис-

ходит в несколько этапов, то есть эксперты могут изменить свою оценку, получив некоторую дополнительную информацию (например, о результатах оценивания на предыдущем шаге). Опросы проводят в форме заполнения таблиц экспертной оценки. Ответы экспертов обобщают и вместе с дополни-


61

 

тельной информацией снова передают в распоряжение экспертов. После чего эксперты уточняют свои первоначальные ответы. Процедуру повторяют не-сколько раз до достижения приемлемой сходимости мнений. Оценки, как правило, переводят в количественную форму. Эксперт указывает структуру аргументов, степень своего знакомства с областью к которой относится определенная оценка.

Часто экспертам приписывают веса, характеризующие их компетент-

ность, квалификацию в данной области.

Если ai - оценка i -го эксперта, то обобщенная оценка группы n

экспертов:

a = f(a,a2,...,an ).

a - обычно берется как средневзвешенная: a = åaib ,

i где b - вес i - го эксперта.

 

 


Декомпозиция проблемы

 

Любая экспертная процедура основана на гипотезе использования кол-лективного опыта, его предпочтительности в тех или иных ситуациях. Ответ-ственность за принятие этой гипотезы целиком лежит на исследователе си-стемы.

Успех экспертизы зависит, прежде всего, от того насколько достовер-ны будут оценки экспертов. Надо помнить, что человек способен проанали-зировать ситуацию лишь тогда, когда требуется учесть относительно не-большое число обстоятельств. Поэтому мнение эксперта будет достоверным лишь в том случае, когда ему приходится отвечать на сравнительно простые вопросы.

Несмотря на различие приемов обработки экспертных оценок, у них есть общая черта: сложный вопрос, на который нужно ответить, расчленяется на ряд более простых – это всегда некоторая эвристическая процедура, тре-бующая знаний и изобретательности.

Одним из способов декомпозиции является метод дерева целей. С его помощью могут быть проанализированы разнообразные международные, по-литические, экономические ситуации. Экспертные оценки могут иметь смысл вероятности наступления некоторого события за время                                       (про-гноз), стоимости, надежности (проекта) и т.д.

Предположим, речь идет о прогнозе наступления некоторого события за время t £T. Это заключительное событие S. Каждый эксперт должен пе-

речислить события S,S,...,Sk , от выполнения которых зависит свершение события S (рисунок 6.1).


62

 

Sf1                      Sf2                       Sf3

 

 

S11  S12  S21  S22  S23  S31  S32

 

 

Рисунок 6.1 – Дерево целей

 

Определим еще событие Sf = f(S,S2,...,Sk ), f - некоторая логи-ческая функция. В простейшем случае f состоит в появлении всех событий S за время t £t. Предположим, что эксперты могут назначить безуслов-ные вероятности P(t ) наступления события Si в течении t £t. Теперь обработаем результаты экспертизы. Вычислим Pf (t ) - вероятность собы-

тия Sf :

Pf = 1(t )×P(t )×...×P(t ).

Другая группа экспертов определяет условную вероятность появления события S в течение времени t после наступления события Sf . Усред-няя (с учетом веса эксперта или без этого) оценки экспертов, мы получим функцию, определяющую вероятность перехода от события Sf                                                   к событию

S. Обозначим ее Q(t). После чего можно вычислить безусловную вероят-ность наступления события S за время t £T.:

Если экспертам сложно оценить вероятности P(t ), то продолжаем

процесс расчленения событий и проводим экспертизы для следующего уров-ня дерева целей. Однажды мы дойдем до такого уровня, в котором будут до-статочно простые события для экспертов.

 

Другой пример декомпозиции проблемы – метод решающий матриц. Рассмотрим этот метод на примере задачи распределения инвестиций на научные исследования. Важное значение имеет определение перечня целей развития научного потенциала. Некоторые из целей могут быть чисто науч-


63

 

ного характера, другие – экономические (например, механизация некоторых технологических процессов).

Перечень научных целей считаем заданным. Обозначим его a = aj ,j -1,2,...,n,

где aj - вес j- й цели (рисунок 6.2). åaj =1.

Все научные разработки разделены на опытно-конструкторские, при-кладные, фундаментальные исследования. На следующем этапе группа экс-пертов называет перечень                              опытно-конструкторских разработок, призван-ных обеспечить цели a. Каждый эксперт назначает оценки aijb - относи-тельное значение разработки i (список b) для цели j (список a) (рису-

 


нок 6.2)

 

Теперь вес разработки


 

åaijb =1. j

i(i =1,2,...,m) равен: bi =åajaijb .

j


 

Рисунок 6.2 – Декомпозиция задачи распределения инвестиций

 

Для обеспечения опытно-конструкторских разработок должны быть проведены исследования прикладного характера. Эксперты составляют их список (g ) и определяют значимость работ списка g для разработок b:

gk =åbigik .

                            i

Список  представляет собой фундаментальные исследования. dr =ågkdrk .

k

В результате описанной процедуры мы находим относительную роль отдельных фундаментальных исследований в реализации программы разви-


64

тия науки. Инвестиции выполняются пропорционально dr (r =1,2,...,z).

 

Контрольныевопросы

 

1. Опишите виды и особенности индивидуальных методов экспертных оценок.

2. Типы и особенности коллективных методов экспертных оценок. 3. Каким образом проводят экспертизу дельфийским методом?

4. В чем заключается декомпозиция проблемы методом дерева целей? 5. В чем суть декомпозиции проблемы методом решающих матриц?


65

 








СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Сетевая модель. Сетевые методы планирования и управления

 

Сетевые методы планирования и управления - методы, использующие сетевую модель как основную форму представления информации об управ-ляемом комплексе работ.

Целью их применения является существенное повышение качества планирования различных комплексов работ, направленное на сокращение сроков, рациональное использование ресурсов, а также обеспечение эффек-тивного управления реализацией сформированных планов.

Сетевая модель – информационная модель комплекса взаимосвязан-ных работ, заданная в форме сети, отображающая упорядоченность работ во времени. Она может также отражать ряд других характеристик (время, стои-мость, ресурсы и т.п.), относящихся к отдельным работами и к комплексу в целом.

Сеть комплекса рассматривается как ориентированный граф; она отоб-ражает отношения предшествования между работами. Работам ставятся в со-ответствие дуги графа, над которыми обозначают время выполнения работ. Вершины графа представляют собой события, каждое из которых свершается в результате окончания одной или нескольких работ.

Наибольшее распространение получило графическое представление сетевой модели на плоскости, называемое сетевым графиком (рисунок 7.1). Возможны и другие формы представления сетевой модели – цифровая, таб-личная.

Сетевая модель определяет с любой требуемой степенью детализации состав работ комплекса и порядок их выполнения во времени. Ее отличает наиболее четкое определение всех временных взаимосвязей работ. Сетевая модель поддается анализу, на основании которого определяют календарный план выполнения комплекса работ. В частности при анализе вычисляют ран-ний и поздний сроки свершения каждого события, т.е. самый ранний и самый поздний срок при котором не сдвигается общий срок завершения комплекса. После этого легко подсчитать ранние и поздние сроки начала и окончания работ, резервы времени работ и установить перечень критических работ (критический путь). Любая задержка работ на критическом пути вызывает такую же задержку выполнения всего проекта.

С помощью моделей, учитывающих ресурсы, удается также решать ряд задач рационального (иногда оптимального) распределения ресурсов.

В процессе управления сетевые модели систематически используют для оценки фактического и будущего состояния комплекса и выработки управляющий воздействий, а также оценки эффективности этих воздействий и выбора лучших из них. Для переработки информации, связанной с исполь-зованием сетевых моделей применяют компьютеры.

Впервые сетевые методы планирования и управления были применены в 1957-58 под названием «метод критического пути». С 1963 г. Их стали


66

 

применять в СССР. Одними из первых в стране объектов сетевого планиро-вания и управления были стройки были стройки Буртышской ГРЕС, Лиси-чанского химкомбината и моста метрополитена через р. Днепр в Киеве. В дальнейшем сетевые методы нашли широкое применение не только в строи-тельстве и при создании образцов новой техники, но и на многих промыш-ленных предприятиях, ремонтных работах, в проектно-конструкторских и других организациях.

В настоящее время сетевые методы используют не только при решении отдельных задач планирования и управления, они также служат основой по-строения специального класса систем организационного управления, которые называют «системы сетевого планирования и управления» (СПУ). Система СПУ представляет собой эффективный механизм принятия решений в за-мкнутом контуре управления на протяжении всего жизненного цикла ком-плекса работ, начиная с разработки плана до его полного осуществления. Наиболее рациональными областями применения СПУ являются: целевые разработки сложных систем – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектирование, государственные программы, строительство, реконструкция, ремонт промышленных и гражданских объек-тов, деятельность НИИ, подготовка и освоение производства новых видов продукции, проведение организационных мероприятий (съездов, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.), освоение месторождений полезных ископаемых и др.

В жизненном цикле СПУ выделяют ряд стадий: проектирование систе-мы, режим планирования, функционирование в режиме оперативного управ-ления.

На стадии проектирования выбирается вариант плана реализации комплекса работ, на основании которого разрабатывается проект системы, включающий разделы по сетевым моделям, математическому обеспечению системы, информационному обеспечению, организационному обеспечению, техническому обеспечению.

На стадии режима планирования проводится реализация и утвержде-ние плана реализации комплекса работ по всем уровням иерархии, принятом в проекте системы. Вычисляются ранние и поздние сроки свершения собы-тий, а также начала и окончания работ, выявляются критические пути. Эти данные являются основой оптимизации сетевых моделей, в процессе которой корректируется структура сети (ускоряются или запараллеливаются некото-рые работы критического пути) и, таким образом вырабатываются календар-ные планы. При этом используется то свойство критического пути, что уменьшение его длительности обеспечивает сокращение сроков реализации комплекса работ.

На стадии функционирования в режиме оперативного управления систематически осуществляется сравнение фактического состояния ком-плекса с принятым планом, оценка отклонений, принятие решений, направ-ленных на ликвидацию отрицательных отклонений. Эта стадия включает корректировку и анализ сетевых моделей, соответствующих уровней, приня-


67

 

тие решений об изменении календарных планов и доведение этих решений до исполнителей. Такие решения выбирают из альтернативных воздействий с «проигрыванием» их на сетевой модели.

В течение всего жизненного цикла системы производится накопление информации.

В организационной структуре СПУ основными элементами являются: центр управления комплексом работ, руководители всех уровней, ответ-ственные исполнители, службы обработки информации.

 



Построение сетевого графика и критического пути для задач календарного планирования

 

Построение сетевого графика начинают с составления перечня всех ра-бот комплекса.

Все работы подразделяются на ранги.

Работа называется работой первого ранга, если для ее начала не требу-ется выполнения никаких работ. Работа называется работой второго ранга,

если она опирается на одну или несколько работ первого ранга. Работа назы-вается работой          k- го ранга, если она опирается хотя бы на одну работу (k -1)- ранга. После ранжирования работ им присваиваются новые номера,

начиная с работ первого ранга.

Пример 7.1 Пусть составлен перечень из восьми работ, составляющих комплекс. Требуется составить упорядоченный список с учетом рангов ра-бот . Исходные данные по работам даны в первых двух колонках таблицы 7.1.

Учитывая последовательность работ, запишем ранг каждой работы и ее новое обозначение с учетом ранга (таблица 7.1).

 

Таблица7.1- Ранжирование работ


68

 

 

В результате упорядочения получили таблицу 7.2, в которой каждая работа опирается на работу с меньшим порядковым номером. Далее опре-деляют время выполнения каждой работы.

 

Таблица7.2- Упорядоченная структурная таблица комплекса работ

Работа Опираетсяна работы Время выполне-ния работы,ti
а1 - 10
а2 - 5
а3 - 15
а4 а1,а2 18
а5 а3,а2 19
а6 а4 18
а7 а6,а5, 8
а8 а3,а5,а6 25
а9 а7 30
а10 а5,а8 8

 

Строят связный граф: работу изображают сплошной дугой, а связь – пунктирной. Вершины графа – события. Время наступления события – время окончания всех операций, входящих в соответствующую вершину (рисунок 7.1). Сетевой график не должен содержать циклов. Если сеть содержит не-сколько начальных или конечных вершин, то вводят дополнительную вер-шину, которая будет общим началом или концом. Вершины нумеруют таким образом, чтобы номер вершины начала дуги был меньше номера вершины ее конца.

По таблице 7.2 построим сетевой график и вычислим критический путь.

А3    а5        А5                                 А8 а10

а3                                                                      а8                            А10

А0  а2 А2                                               А6                                                       А а1       А1     а4          А4   а6      а7  А7       а9       А9

 

 

Рисунок 7.1 – Сетевой график комплекса работ

 

Обозначим ti - минимально возможный срок начала работы аi, а Тi -минимально возможный срок ее окончания. Пусть аi опирается на работы аj,


69

 

а, а , тогда работа а должна начаться:

ti =maxTj ,T,T .                                               (7.1)

Ранний срок ее окончания:

Тi =ti +ti.

Применяя эти формулы ко всем работам комплекса по очереди, мы найдем все моменты окончания работ Тi                      и в конце концов минимальный срок окончания всего комплекса Ткр.

Вычислим ti и Тi для всех работ (таблица 7.2).

Ранние сроки начала и окончания для работ первого ранга: t1=0; t2=0; t3=0;                                Т =t =102 =t2 =53 =t3 =15.

Ранние сроки начала и окончания для работ второго ранга:

t =maxT,T, =max10,5 =10;           Т =t +10=28;

t5 =maxT,T, =max 15,5 =15;         Т5 =t5 +15=34.

Ранние сроки начала и окончания для работы третьего ранга: t6 =T =28;              Т6 =t6 +28=46.

Ранние сроки начала и окончания для работ четвертого ранга:

t7 =maxT,T, =max 34,46 =46; Т7 =t7 +46=54; (7.4)

t8 =maxT,T,T =max 15,34,46 =46; Т8 =t8 +46=71

Ранние сроки начала и окончания для работы пятого ранга:

t9 =Т7 =54;                                       Т9 =t9 +54=84; (7.3)

t10 =maxT,T, =max 34,71 =71;     Т10 =t 0 +71=79.

Минимальный срок окончания проекта:

ТА = =maxT,T0, =max 84,71 =84.                  (7.2)

Определения критического пути начинают с конца, т.е. с вершины А, определяющей событие окончания комплекса работ. В эту вершину входят работы а9 и а10 , причем ранний срок окончания комплекса работ задается работой а9 , что следует из выражения (7.2). Таким образом, в критический путь войдет работа а9. Далее из формулы (7.3) следует принадлежность к критическому пути работы а7, а из (7.4) – а6. Продолжая движение до начальной вершины, определим критический путь. На каждом шаге крити-ческой будет та работа, срок окончания которой в формуле (7.1) будет максимальным.

В нашем примере критический путь составляют работы: а1,а4,а6 а7,а9.

Минимальная продолжительность комплекса работ: Tкр=t1+t4+t6+t7+t9=10+18+18+8+30=84.

 



Резервы времени и условия оптимизации календарных планов


70

 

Критический путь – это совокупность наиболее уязвимых «слабых мест» плана. Резервы времени, соответствующие некритическим работам легко могут быть определены по сетевому графику. Каждой некритической дуге соответствует временной резерв, который может быть распределен меж-ду некритическими работами произвольным образом. Резерв равен разности между суммой времен критических работ на критическом пути, замыкающем дуги и некритических, лежащих на самой дуге.

При выполнении проектов, кроме затрат времени, затрачиваются тру-довые и материально-денежные ресурсы. Разные временные варианты реали-зации проекта на сетевом графике связаны с различными затратами не только времени, но и указанных ресурсов. Часто есть альтернативы: выполнить ра-боту быстро, но с большими затратами ресурсов или выполнить с задержкой, но с меньшими затратами средств. Такие альтернативы могут быть для мно-гих работ. Чтобы сопоставлять альтернативы, необходимо знать резервы времени допустимой задержки выполнения отдельных работ проекта и ре-зервы времени наступления событий. Для этого вычисляют:

а) поздние сроки начала и окончания работ; б) поздние сроки наступления событий.

Поздний срок окончания работы – наибольшее время окончания ра-боты без нарушения срока Ткр завершения всего проекта.

Поздний срок наступления события Аj - наиболее поздний срок окончания всех работ, входящих в вершину Аj.

Процесс определения поздних сроков наступления событий начинают с последней вершины графа. Если граф имеет n вершин, то полагают

ТПn=Ткр.

Далее рассматривают вершины n-1,n-2,…,1 . Для каждой вершины j рассматривают множество всех выходящих работ и из поздних сроков их концов ТП                               вычитают продолжительность их выполнения. Минимальная из этих разностей и есть ТПj , т.е. тот срок, который не задержит поздние начала выполнения множества всех последующих работ.

Поздний срок наступления события j=n-1,n-2,…,1: ТПj=minк(ТПk -tk),

где k– дуги (работы), выходящие из вершины j.

Увеличение позднего срока выполнения проекта Ткр на Dt влечет за

собой увеличение поздних сроков всех событий на те же  t единиц. Это важно, если рассматривать альтернативы с экономией ресурсов за счет удлинения срока выполнения проекта.

Определим поздние сроки наступления событий для нашего примера..

 


ТПА=Ткр= 84; ТП10=84;

Т8=84 – t10=76;

Т6=min(76 – t8; 54- t7)=46;


 

 

ТП =84; ТП7=84 – t9=54; Т5= 46;


71

 

ТП4=46 – t6=28;                  ТП3=46 – t5=27; Т2=46 – t5=27;                                 Т1=28 – t4=10; Т0=min(27 – t3; 27- t2;10-t3)=0.

 

После определения ТПj можно вычислить поздние сроки начала и окончания всех работ проекта:

 


tпо=ТП ; t10по=84;

t  =84; tпо=76;

tпо=54; tпо=46; tпо=46; tпо=28; tпо=27;

tпо=27; t1по=10;


tjпн=tjпо- tj. t10  = 84-8=76; t  = 84-30=54; tпн= 76-25=51; tпн= 54-8=46; tпн= 46-18=28; tпн= 46-19=27; tпн= 28-18=10; tпн= 27-15=12; tпн= 27-5=76; t1пн= 10-10=0;


 

Теперь можно определить резервы времени по работам.

Максимальное время, на которое можно отложить начало выполнения работы без задержки срока выполнения проекта называется полным резер-

вом времени для данной работы.

Работа j не может быть начата раньше времени t j и должна быть за-

кончена не позже времени tпо следовательно, для ее выполнения можно вы-делить не более tjпо-t j. Тогда полный резерв времени :

 

Rj=tjпо-t j - tj.

 

 

Если Rj=0, то задержка выполнения этой работы вызовет такую же за-держку выполнения всего проекта. Если на какой-либо работе использован весь ее полный резерв времени, то Rj=0 и путь, проходящий через эту рабо-ту – критический.

 


R1=t1по-t - t1=10-0-10=0; R3=t3по-t3 - t3=27-0-15=12; R5=t5по-t5 - t5=46-15-19=12; R7=t7по-t7 - t7=54-46-8=0; R9=t9по-t9 - t9=84-54-30=0;


R2=t2по-t - t2=27-0-5=22; R4=t4по-t4 - t4=28-10-18=0; R6=t6по-t6 - t6=46-28-18=0; R8=t8по-t8 - t8=76-46-25=5; R10=t10по-t10 - t10=84-71-8=5.


72

 

 

Контрольныевопросы

 

1. Что такое сетевая модель в планировании и управлении?

2. Перечислите области применения СПУ (систем сетевого планиро-вания и управления) комплексом работ.

3. Поясните роль СПУ на стадии проектирования, планирования и оперативного управления комплексом работ.

4. Как определяются ранги работ при составлении сетевого графика комплекса работ?

5. Что означают вершины и дуги в сетевом графике? 6. Что такое критический путь сетевого графика?

7. Как определить полные резервы времени по работам?


73

 

 












ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кожухар, В.М. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие для вузов/ В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2010. -216 с.

2. Рузавин, Г.И. Методология научного познания [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2009. -287 с.

3. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2014. - 282 с.

4. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.Ф Шкляр - Электрон. дан. – М.: Дашков и Ко, 2012. – Ре-жим доступа: http://www.biblioclub.ru.– 20.06.2015.

5. Кожухар, В.М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.М Кожухар - Электрон. дан. – М.: Дашков и Ко, 2012. – Ре-жим доступа: http://www.biblioclub.ru.– 20.02.2015.

6. Резник, С.Д. Как защитить свою диссертацию [Текст] : [практическое пособие] / С. Д. Резник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. -346 с.

7. Николаева, Л.С. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие для магистров и аспирантов / Л.С.Николаева, О.В. Загорская; Новочерк. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, 2011. – 188 с.

8. Николаева, Л.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие для магистров и аспирантов / Л.С.Николаева, О.В. Загорская; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Электрон. дан. - Новочеркасск, 2011. - ЖМД; РDF; 7,03 МБ. – Системные требования: IBM РС, Windows 7. Аdobe Acrobat 9. – Заглавие с экрана.

9. Макарова, Н.В. Статистика в Excel [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.В. Макарова, В.Я. Трофимец. – М.: Финансы и статистика, 2006.

10. Осипов, А.И. Философия и методология науки[Электронный ресурс] : учебное пособие / А.И.Осипов. - Минск : Белорусская наука, 2013. - 287 с.. -URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230980 (19.06.2015).

11. Ракитов, А.И. Анатомия научного знания. Популярное введение в ло-гику и методологию науки / А.И. Ракитов. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 174 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210486 (19.06.2015).

12. Пивоев, В.М. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.М.Пивоев. - 2-е изд. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 321 с. . - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652 (19.06.2015)

13. Минько, Э.В. Методы прогнозирования и исследования операций :

учебное пособие / Э.В. Минько, А.Э. Минько ; под ред. А.С. Будагов. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 480 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-279-03417-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59398 (02.07.2015).


74

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                     3 1 История развития и этапы становления науки                                  4

1.1 Становление первых форм теоретической науки в период античности 4

1.2 Средневековая наука                                                                  5 1.3. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре  6 1.4 Наука в собственном смысле: главные этапы становления    8 1.5 Специфика развития методологии науки                               10

2 Методология научного поиска                                                   12 2.1 Понятия и термины, характеризующие процесс проведения

научного исследования                                                            12 2.2 Методология науки                                                                  15

2.2.1 Научный поиск и методология науки                       15 2.2.2 Общелогические методы познания                           16 2.2.3 Методы эмпирического исследования                      18 2.2.4 Методы теоретического исследования                     19

2.3 Основные этапы проведения исследований                      21 3 Системный анализ                                                                               23

3.1 Система, системный подход, системный анализ              23 3.2 Принятие решений, операция, системный подход

к нахождению операции                                                    24 3.3 Типы математических моделей управляемых систем         26 3.4 Методы и задачи теории исследования операций               26

4 Cтатистика. Организация наблюдений и анализ статистических данных 29

4.1 Методология статистики                                                    29 4.2 Организация государственной статистики РФ                     29 4.3 Организация наблюдений                                                       30 4.4. Методы математической статистики при обработке данных опытов и наблюдений                                                                    31

4.4.1 Первичная обработка статистических данных: группировка, расчет средних, коэффициентов вариации, построение гистограмм 31

4.4.2 Определение производственных функций (корреляционный и регрессионный анализ)                                                          34 4.4.3 Выполнение корреляционного и регрессионного анализа

с использованием MS Excel                                                   41 4.4.4 Дисперсионный анализ                                                      45

5 Планирование эксперимента                                                       49 5.1 Основные определения                                                                               49 5.2 Выбор вида функции отклика. Задачи планирования


75

 

эксперимента                                                                                    50 5.3 Полный факторный эксперимент типа                                                    51 5.4 Дробный факторный эксперимент                                         54 5.5 Обработка результатов опыта                                                 55 5.6 Интерпретация результатов                                                     56 5.7 Проведение эксперимента                                                       57

6 Метод экспертных оценок                                                           60 6.1 Классификация методов экспертных оценок                         60 6.2 Некоторые процедуры проведения коллективных экспертиз 60

7 Сетевое планирование и управление                                          65 7.1 Сетевая модель. Сетевые методы планирования и управления65 7.2 Построение сетевого графика и критического пути для задач

календарного планирования                                              67 7.3 Резервы времени и условия оптимизации календарных планов69

Литература                                                                                                73


 



Учебное издание

 

Захарченко Наталья Степановна

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...