Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ст. 4 Европейской Хартии, ст. 12 Конституции РФ, ст. 48 ФЗ № 131




Сходы и ТОС... 1

Акты представительного органа МО и главы МО... 5

Ответственность выборных должностных лиц и органов МСУ... 8

Ответственность перед государством.. 11

Территориальные границы МО... 15

Передача осуществления полномочий МСУ... 21

Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед население 23

Вопросы местного значения.. 25

Муниципальная собственность.. 28

Компетенция внутригородских муниципальных образований в СПб.. 29

Сравнение местных выборов, референдума и отзыва выборных должностных лиц. 33

Поток

Сходы и ТОС

-общие черты схода и ТОС

И сход, и ТОСы урегулированы нормами 131 ФЗ. И сход, и ТОС являются формами непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Сход и ТОС – своего рода объединения граждан, образованные по территориальному признаку. И сходы, и ТОС решают определенные вопросы, затрагивающие интересы населения конкретной территории.

 

-особенности схода

Ст. 25 131-Фз. Сход – форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Решения схода являются обязательными. Сход выполняет функции представительного органа МСУ (в том числе и функции, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа МСУ). Сход граждан используется в тех поселениях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, больше 10, но меньше 100 человек. Сход граждан проводится либо по инициативе главы МО, либо по инициативе группы (не менее 10 человек) жителей поселения. Обеспечивает проведение схода глава МО. Также в сходе граждан обязательно должны принимать участие выборные должностные лица МСУ. Председательствует на сходе глава МО или иное выбранное на самом сходе граждан лицо. Сход правомочен, если на нем присутствует более половины жителей данного поселения, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на сходе граждан. Решение, принятое на сходе, является обязательным на всей территории МО, его исполнение должны обеспечивать должностные лица МСУ. Также, такие решения приравниваются к решениям представительного органа МО и подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

-особенности ТОС

Ст. 27 131- ФЗ. ТОС – форма непосредственного участия населения в осуществлении МСУ. Таким образом, решения ТОС имеют консультативное значение при принятии решений ОМСУ.

ТОС осуществляется на части территории МО (микрорайон, группа жилых домов, жилой многоквартирный дом, подъезд такого дома и т.п.). При этом границы ТОС устанавливаются представительным органом МО на основании предложения населения соответствующей территории. Отсюда, ТОС, в отличие от схода (обязателен в определенных случаях), не является обязательной формой непосредственного участия населения в осуществлении МСУ.

ТОС учреждается гражданами самостоятельно, по их инициативе и считается образованным с момента регистрации его устава уполномоченным ОМСУ соответствующего МО. Причем порядок регистрации устава ТОС определяется в уставе МО и (или) в НПА представительного органа МО. ТОСы могут являться некоммерческими организациями, при этом они должны пройти соответствующую государственную регистрацию в качестве таких организаций.

ТОС осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на территории, где создается ТОС.

Собрания как форма осуществления ТОС считаются правомочными, если в них участвуют не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет. Конференция считается правомочной, если в ней участвуют не менее 2/3 делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет. Такие делегаты избираются на собраниях граждан.

131- ФЗ установлена исключительная компетенция ТОС.

Одной из особенностей ТОС является то, что оно не решает вопросов местного значения, в форме ТОС население реализует право инициативы. Можно сказать, что деятельность ТОС носит дополнительный характер по отношению к деятельности МСУ. Если граждане организуют ТОС для решения определенных ВМЗ, то это не освобождает ОМСУ от решения данных вопросов. Переложение ответственности на ТОС так же недопустимо.

ТОС решают проблемы конкретной территории, при этом тут возможно самофинансирование. ТОСы позволяют более оперативно решать вопросы, имеющие значение для жителей территории, на которой и создаются эти ТОСы.

 

-сход и собрания

Собрание – ст. 29 131 ФЗ, сход – ст. 25 131 ФЗ. Сходы и собрания очень схожие конструкции: объединение граждан, населяющих определенную территорию, для решения каких-либо вопросов. Однако  можно выделить следующие отличительные черты. Так, на сходах решаются вопросы местного значения (полномочия представительного органа МО), а собрание используется для обсуждения вопросов местного значения. Вопросы не решаются, а обсуждаются.   Законом ограничены цели проведения собраний: кроме обсуждения ВМЗ к ним относятся информирование населения о деятельности ОМСУ и должностных лиц МСУ и осуществление ТОС. Сход представляет интересы населения всего МО (поселения), а собрания граждан могут проводиться и в интересах населения части МО.  Решения, принятые на сходе, являются обязательными на территории соответствующего МО, а решения, принятые на собрании, имеют консультативный, рекомендательный характер, характер учета мнения.

-вопросы, решаемые на сходе, и вопросы, решаемые на ТОС.

ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СХОДЕ

Ч. 2 ст. 12 131, Ч. 2 СТ. 12, П. 5 СТ. 13, П 1 СТ. 13.1

1. избрание органов и принятие положений о них; утверждение программ и смет расходов их деятельности и отчетов об их выполнении; утверждение планов и программ социально- экономического развития населенного пункта; утверждение штатов администрации и расходов на ее содержание; распоряжение землями общего пользования, установление самообложения, направление коллективных жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления, контроль за деятельностью Высшего должностного лица. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

 

ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА ТОС – п. 7 статьи 27 ФЗ № 131 – исключительные полномочия ТОС. ТОС не решает вопросов местного значения, а только реализует собственные инициативы в данной сфере. То есть деятельность  ТОС носит дополнительный характер по отношению к деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения.

Проведение гражданами мероприятий по вопросам местного значения не освобождает органы местного самоуправления от решения соответствующих задач. Переложение ответственности за решение вопросов местного значения на плечи самих граждан недопустимо, за исключением случаев, когда между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления заключен соответствующий договор, предусматривающий выделение средств из местного бюджета.

Ст. 4 Европейской Хартии, ст. 12 Конституции РФ, ст. 48 ФЗ № 131

Ст. 12 Конституции РФ

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Ст. 4 Европейской Хартии

5. При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.

Ст. 48. ФЗ № 131

1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

 

 

В ст. 12 Конституции закреплен принцип самостоятельности МСУ, принцип невмешательства ОГВ в МСУ. Ст. 4 Хартии говорит об обеспечении свободы адаптации при наделении ОМСУ отдельными государственными полномочиями. А ст. 48 ФЗ 131 о возможности осуществления контроля ОГВ за деятельностью ОМСУ по осуществлению ими переданных государственных полномочий.

Конституция провозглашает самостоятельность МСУ, Хартия также говорит о необходимости наличия самостоятельности ОМСУ при передаче им отдельных государственных полномочий, а 131 ФЗ устанавливает возможность ОГВ осуществлять контроль за деятельностью ОМСУ по переданным полномочиям.

Т.е. проблема заключается в следующем: нарушают ли положения 131 фз принцип самостоятельности МСУ, закрепленный в конституции и хартии.

Для решения данной коллизии нам необходимо раскрыть статус Хартии в РФ. ЕХ МСУ имеет довольно рамочный и специфический акт, требует своего наполнения в законодательстве. Многие положения Хартии сформулированы таким образом, чтобы оставить законодателю место для собственного регулирования.  В таких положениях проявляется гибкость Хартии. Учтена необходимость учета особенностей того или иного государства.   Ст. 4 Хартии как раз является так называемой гибкой нормой – свобода адаптации должна обеспечиваться, насколько это возможно. Объем свободы адаптации должен определяться законодателем государства.

Однако не стоит рассматривать свободу адаптации переданных полномочий как абсолютную.

Конституция предусматривает самостоятельность решения населением и ОМСУ вопросов местного значения и самостоятельное определение структуры ОМСУ, но в вопросе осуществления переданных государственных полномочий необходим контроль со стороны государства.

Нарушения самостоятельности в данном случае не происходит.  Передача полномочий является самостоятельным институтом и предусматривает контроль, что обусловлено, в том числе, особенностями ответственности. При передаче государственных полномочий на местный уровень, ответственность перед населением за осуществление данных полномочий несут ОГВ.  ОМСУ осуществляют чужие полномочия, при этом не несут перед населением ответственности. Государственный контроль является вполне обоснованной и разумной мерой.

Осуществление ОМСУ переданных государственных полномочий предполагает издание соответствующих МПА. Контрольная деятельность ОГВ при этом предполагает возможности по реагированию на нарушения, допущенные ОМСУ. Одним из видов такого реагирования является процедура, предусмотренная ст. 48 131 ФЗ – отмена или приостановление МПА. В данной ситуации такая мера реагирования опять же обусловлена спецификой осуществления ОМСУ переданных полномочий: ОМСУ осуществляют чужие полномочия.

Благодаря этим полномочиям ОРВ могут оперативно пресекать нарушения, допущенные ОМСУ. Судебная процедура в данном случае бы исключила такую возможность.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  в данном случае коллизии не наблюдается и  принцип самостоятельности МСУ не нарушается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...