Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бизнес-модель организации как объект бизнес-анализа.




Условием успешного и эффективного прогнозирования и исследования процессов в системах управления, как и вообще прогнозирования и исследования любых процессов в природе и обществе, является применение на практике теории познания, ее положений об объективности, закономерности развития природы и общества и познаваемости окружающей действительности. В настоящее время моделирование является методом научного познания, который широко распространен при исследовании различных объектов управления.

Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг.

Принимая во внимание темпы изменений, происходящих в новом информационном обществе потребителей, требуются новые подходы к рассмотрению организации как системы, включающие интеграцию всех элементов управления предприятием и процессов, протекающих в нем, в единое целое, работа которого сосредотачивается на достижении наилучших результатов.

Для этого необходимо построение бизнес-модели организации.

Возникновение понятия бизнес-модель организации связано со следующими объективными причинами:

1. В настоящее время разработка стратегии предприятия и принятие управленческих решений требует анализа процессов, протекающих в организации. Рассмотрение организации как сети процессов не возможно без построения ее модели.

2. Современное ведение бизнеса не мыслимо без использования передовых информационных технологий (ИТ). При внедрении информационных технологий наибольший эффект получают те проекты, которые нацелены на внедрение ИТ-решений не на существующую организационную структуру, а на разработанную новую, в которой ИТ-решение будет функционировать более оптимально. Для этого необходимо построение моделей организации «как есть» и «как должно быть».

3. В современных условиях мониторинг организации на предкризисное состояние и оценка эффективности ее деятельности требует построения идеальной модели с целью оценки отклонения от нее реальной.

Для формирования представления о бизнес-модели организации как определенного «заменителя» объекта управления с целью его исследования, необходимо сформулировать ряд понятий и определений, которыми будем оперировать в научном исследовании в дальнейшем. Важнейшим среди них являются моделирование и модель.

Под моделированием понимается метод научного познания, используемый как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, целью которого является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах[1].

В тоже время, моделирование - описательный метод, когда создается модель процесса и проводятся эксперименты с этой моделью, чтобы оценить работу в различных условиях[2].

Моделирование так же является методом исследования путем построения и изучения моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т. п.[3]

Как метод научного познания, моделирование включает ряд этапов[4].

Первый этап моделирования включает в себя разработку общей задачи и выбор объекта моделирования. Соответственно поставленной задаче осуществляется процесс получения информации, изучаются основные свойства исследуемого объекта. После получения информации, изучаются основные свойства исследуемого объекта, а далее строится модель изучаемого объекта. Таким образом, изданном этапе задачей моделирования является представление модели изучаемого объекта.

На втором этапе моделирования происходит исследование построенной модели. Поскольку на этом этапе модель выступает как объект-заменитель, именно через него мы познаем интересующие нас объекты управления.

На третьем этапе происходит анализ полученной модели и, возможно, проведение экспериментов с ней. Результаты анализа могут быть применены в реальной практике, поскольку происходит экстраполяция информации, полученной при изучении макета объекта исследования (модели) на сам исследуемый объект.

Целыо четвертого этапа является практическая проверка полученной информации.

На всех этапах моделирования в качестве относительно самостоятельного предмета исследования выступает модель.

Модель - материальный или мысленно представимый объект, который в процессе изучения заменяет объект-оригинал, сохраняя наиболее важные для исследования свойства оригинала[5]. Изучая модель, мы получаем информацию о самом моделируемом объекте, которая подлежит практической проверке.

Задачами использования моделей объектов управления являются:

- замена объекта-оригинала его моделью, сохраняющей наиболее важные для исследования свойства оригинала, но более доступной для исследования, чем объект-оригинал;

- изучение структуры и заксн юв развития объекта;

- прогнозирование последствий различных способов воздействия на объект;

- выбор оптимальной стратегии управления объектом или принятие управленческих решений.

Чтобы ориентироваться среди большого множества существующих экономических моделей, применять их на практике в деятельности различных систем управления и сравнивать между собой, необходимо провести их классификацию[6]. В основу классификации могут быть положены различные признаки (рисунок 1). Рассмотрим каждый класс моделей.

1. По цели применения модели делят на[7]:

- статистические - это модели, в которых описываются корреляционно-регрессионные зависимости результата деятельности организации от одного или нескольких независимых факторов. Эти модели широко используются для построения производственных функций, а также при анализе экономических систем;

- балансовые - представляют систему балансов производства и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и записываются в форме шахматных квадратных матриц. Балансовые модели служат для установления пропорций и взаимосвязей при планировании различных видов деятельности;

- оптимизационные - представляют собой систему математических[8] уравнений, линейных или нелинейных, подчиненных определенной целевой функции и служащих для отыскания наилучших (оптимальных) решения конкретной экономической задачи. Эти модели, в отличие от статистических или балансовых, относятся к классу экстремальных задач и описывают условия функционирования экономической системы.

 

2. По учитываемым факторам модели делятся на:

- полные — модели, позволяющие учитывать все параметры, определяющие функционирование моделируемой экономической системы;

- приближенные - модели, в которых число учитываемых параметров мало и при определении исходных данных в процессе моделирования применяются ограничения и допущения;

- неполные - модели, позволяют учитывать только наиболее значимые параметры.

3. По степени абстрактности[9]:

- макетные - являются уменьшенной или увеличенной копией изучаемого объекта;

- аналоговые - основаны на аналогии экономических процессов и явлений, имеющих различную природу, но одинаковое формальное описание;

- знаковые — записываются с помощью некоторой знаковой системы.

4. По признаку размерности модели классифицируются на[10]:

- макромодели - строятся для изучения народного хозяйства в целом на базе укруп неш-шх показателей. Цель таких моделей состоит в разработке более обоснованных перспективных планов народнохозяйственного развития на основе познания важнейших экономических пропорций и соотношений, темпов роста производства и уровней потребления, рациональной отраслевой структуры;

- локальные модели - модели, с помощью которых анализируются и прогнозируются некоторые показатели развития отрасли.

Например, модель прогноза научно-технического прогресса, модель прогноза производительности труда и т.д.;

- микромодели -- модели, с помощью которых анализируются и прогнозируют ся показатели развития отдельного предприятия. Они позволяют выявить резервы роста объемов производства, провести углубленный анализ структуры производства и т.д.

5. По составу модели делятся на[11]:

- физические - воспроизводящие изучаемую операцию с сохранение основных сторон ее природы;

- математические - модели в виде системы математических уравнений, неравенств, формул и различных математических выражений, описывающих реальный объект, составляющие его характеристики и взаимосвязи между ними;

- кибернетические - строятся с применением методов кибернетики и искусственного интеллекта;

- комбинированные - воспроизводят изучаемый объект в той или иной пропорции как физических, так и математических, а также моделей кибернетического характера.

6. По характеру учета времени различают[12]:

- статические - которые не учитывают изменения характеристик изменения объекта исследования во времени;

- динамические - позволяющие учитывать изменения параметров моделируемой системы во времени;

- реальные — изучение объекта исследования в системе реального времени;

- экстраполяционные - прогнозирование перспектив развития процессов изучаемом объекте исследования.

7. По методу описания различают модели[13]:

-детерминированные — модели, при построении которых предполагается, что их значения в любой момент времени известны точно;

- вероятностные - модели, служащие для описания стохастических (случайных) процессов и систем;

- эвристические — модели, позволяющие максимально использовать опыт, интуицию специалистов на каждом этапе исследования моделируемой системы и принятия решения в условиях неопределен ности;

- комбинированные — модели, содержание в своем составе элементы рассмотренных раннее подклассов моделей.

8. По способу описания различают модели[14]:

- формальные - описание которых содержит математические формулы, логические зависимости и правила их образования;

- неформальные - модели, содержащие описание моделируемых объектов и процессов на естественном языке;

- алгоритмические - модели, представляющие собой заисанные на алгоритмическом языке правила переработки входной информации в выходную;

- графические - модели, реализованные в виде эскизов, схем, на которых необходимая для моделирования информация отображается условными знаками, допускающими быстрое автоматические считывание.

9. По функциональности выделяют[15]:

- модели планирования

- модели бухгалтерского учета;

- модели экономического анализа;

- модели информационных процессов.

Безусловно, данная классификация не является полной. Однако позволяет сделать вывод, что использование моделей в исследовании деятельности организации является достаточно эффективным методом. Регулярная работа с моделями может способствовать выявлению опасных явлений и тенденций в исследуемом объекте на ранней стадии. От такой своевременной диагностики зависит устойчивость и конкурентоспособность многих экономических систем.

Бизнес в научной литературе имеет различные трактовки. Это[16]:

-дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли;

- самостоятельная предпринимательская (коммерческая) деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли;

- предприятие, фирма, приносящие прибыль в результате определенных видов деятельности.

Таким образом, бизнес является категорией, зависящей от многих факторов. Бизнес как экономическая категория с трудом поддается формализации, а потому управление воспринимается зачастую как искусство, а не как наука. Математической точности в нем нет, а повсеместно действующие жесткие законы тоже порою не действуют.

Как указывает Мильнер Б.З., на сегодняшний день существуют различные трактовки термина «организация»[17]. В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленноегь функционирования и развития.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоян ной основе для достижения общей цели или целей[18]. Для организации, осуществляющей свою деятельность в рыночных условиях, одной из приоритетных целей является производство продукции (работ, услуг). Современные организации представляют собой сложные социальные образования, которые, с одной стороны, включены в широкий спектр разнообразных отношений с внешним окружением, а с другой — имеют разнородную внутреннюю структуру[19]. В тоже время организации - это сложные открытые системы, что отражено в ее графической модели, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 - Графическая модель организации как сложной открытой системы[20]

Как видно из рисунка, в сферу управленческого контроля попадает довольно значимое количество внешних переменных, которые влияют на цели и задачи функционирования организации, ее вход и выход. Среди различных характеристик, описывающих внутреннее устройство организации можно выделить ее структуру, информационную систему (информационные технологии и информация, необходимая для ведения бизнеса), технологии, применяемые для поддержания бизнес -процессов; сами бизнес-процессы и т. д.

В современных условиях возникла проблема установления связей между отдельными переменными внутренней среды организации, а соответственно и построения ее целостной модели. Построить универсальную модель представляется довольно сложным, поскольку существует большое число разнородных организаций и имеется широкий круг задач, стоящих перед той или иной организацией.

Важными составляющими любой организации является то, каким образом упорядочены входящие в нее элементы (организационная структура), наличие разнообразных ресурсов, в том числе информационных для осуществления целей и наличие связей с внешней средой. Поскольку в конечном итоге целью организации является производство продукции (оказание работ, услуг), можно сказать, что цели достигают своего разрешения при взаимодействии с внешней средой. Взаимосвязь всех внутренних элементов организации может быть представлена в виде ее бизнес-модели.

Понятие бизнес-модель организации является в настоящий момент одним из наиболее не ясных в современной научной литературе.

Шингарев П.В. рассматривает бизнес-модель организации как представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы:[21].

Рапа Майкл в своей работе отмечает, что в самом простом определении бизнес-модель - это метод осуществления бизнеса, благодаря которому компания может обеспечить себя, то есть сгенерировать доход, выручку. Бизнес-модель разъясняет, как компания делает деньги, детально показывая ее местоположение в цепи возникновения стоимости.[22]

Концептуальная схема восъмифакторной бизнес-модели организации была предложена Наумом Мелмад и Ореном Фюрстом[23]. Авторы указывают, что бизнес-модель организации позволяет компании максимально увеличить свою стоимость путем такого сочетания ее элементов, которое оптимизирует конкурентные позиции и возможность сохранять высокую прибыльность или привлекательность для стратегических покупателей. Восьмифакторная бизнес-модель организации по мнению авторов включает технологии и операции, доход и модели ценообразования, интеллектуальную собственность, усиление эффекта масштаба и потенциал роста, сетевой эффект, потенциальные рынки и анализ внешних условий, стратегические союзы.

Гришин В.Н. и Панфилова Е.Е. определяют, что бизнес-модель организации является сложной системой, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы[24]. При этом подмножеством бизнес-модели является информационная модель, описывающая все существующие (в том числе неформализованные в документальном виде) информационные потоки в организации, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.

В своей работе Калянов ПН. указывает на синонимичность понятий бизнес-модель организации и архитектура предприятия[25]. Под архитектурой предприятия понимается всестороннее исчерпывающее описание модели всех его ключевых элементов и межэлементных отношений. Архитектура предприятия должна включать роль людей, описание процессов (функции и поведение) и представление всех вспомогател ьных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Архитектура является стратегической информационной основой, определяющей структуру бизнеса, информацию, необходимую для ведения бизнеса, технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций, процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение или появление новых бизнес-потребностей.

Архитектура предприятия, по мнению автора, традиционно представляется в виде трех слоев: корпоративной миссии и стратегия, стратегических целей и задач; бизнес-архитектуры (бизнеспроцессов, организационно-штатной структуры, системы документооборота); системной архитектуры (ИТ-архитектура).

Сироткин Д. определяет бизнес-модель как принципиальную модель работы данного бизнеса. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов[26].

Китрар С. под бизнес-моделью организации понимает совокупность элементов внутренней среды и взаимосвязь между ними, включая принципы функционирования организации[27].

Рисунок 3 - Графическая бизнес-модель организации[28]

Логика построения такой модели, как указывает автор в своей статье, предусматривает определение целей, задач и границ деятельности; принципов и основных правил функционирования; структуры объектов модели; взаимоотношений и принципов взаимодействия эле; ментов структуры по горизонтали и вертикали; основных бизнес-процессов и ответственных за них; источников обеспечения ресурсами; показателей оценки деятельности; системы мотивации персонала; плана ; внедрения. Модели строятся с использован ием инженерных подходов и методов системного проектирования бизнеса.

Таким образом, бизнес-модель организации можно определить как модель, которая описывает ее внутреннюю архитектуру, необходимую для достижения корпоративных целей, и преобразует входы в выходы.

Как видно из рисунка 3, бизнес-модель организации включает в себя следующие составляющие:

- корпоративная миссия, стратегия, стратегические цели и задачи. Во многом от того, что из себя представляют указанные элементы, зависят все остальные составляющие бизнес-модели организации.

Именно корпоративная миссия и стратегия определяет то, какие ресурсы организация потребляет на входе и с помощью каких бизнес-процессов и функций преобразует их в конкретные выходы (товары, работы, услуги, информацию);

- вход — ресурсы, которые необходимы организации для достижения поставленных целей, а именно производства выходов. При этом в современном обществе ресурсами могут быть не только материальные составляющие, но и информация как объект, который подвергается изменению с целыо производства выходов;

- организационно-штатная структура - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений и выполняемых функций; совокупность функциональных звеньев, расположенных в строгой соподчиненнсти и обеспечивающие взаимосвязь между управляющей и управляемой системами[29];

- бизнес-процессы и функции организации — то, каким образом организация п реобразует входы в выходы[30];

- выход - произведенные товары, работы, услуги, информация, имеющие ценность для потребителей и внешней среды в целом.

Целью проектирования бизнес-модели организации с одной стороны является создание; целостного образа деятельности и адекватного ему состояния внутренней среды компании, с другой - выявление и согласование противоречивых требований к организации компании, ее развитию. Проектирование бизнес-модели организации позволяет проанализировать ее деятельность как системы с целью выявления причин мешающих достижению организацией своих целей и разработке рекомендаций по их ликвидации и улучшению деятельности компании в целом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 774.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...