Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ




5.1. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ:

Тема 1.Предмет социологии духовной жизни

       Верно ли, что социология духовной жизни – это:

       А) специальная социологическая теория

       Б) наука, объясняющая духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества

       В) дисциплина, обеспечивающая саморегуляцию совместной жизнедеятельности людей.

 

Тема 2. Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни

В чем сущность теории аномии Э. Дюркгейма?

 

Тема 3. Теоретические парадигмы духовной жизни

В обществоведении распространен подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен.

     Продумайте: так ли это на самом деле? Согласны ли Вы с таким подходом? Аргументируйте ответ.

 

Тема 4. Феномен духовной жизни

Как Вы понимаете следующие выражения:

Н.Г. Чернышевский: «Развивать человека в человеке»

Ф.М. Достоевский: «Найти в человеке человека»

 

Тема 5. Духовная жизнь доиндустриального общества

        Как вы понимаете следующее высказывание:

       «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Э. Дюркгейм)

 

       Тема 6.Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества

Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности Вам известны, по какому критерию они определяются?

Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

 

Тема 7.Концепции личности

Заполните таблицу:

Черты присущие любому человеку как представителю человеческого рода Индивидуальные черты присущие отдельному человеку
Разумность, трудовая деятельность, речь, рефлексия и др. Дисциплинированность, нравственность, ответствыенность, креативность и пр.

 

Тема 8. Типы и уровни общественного сознания

       Соотнесите понятия «тип сознания» и «типология сознания».

 

Тема 9. Ментальные структуры общественного сознания

       Какие ментальные структуры свойственны русскому человеку? Насколько значимы социальные традиции и социальный опыт для российского менталитета?

 

Тема 10. Проблемы образования в социологии духовной жизни

        На основе личного опыта попытайтесь проанализировать способствует ли образовательная школа развитию индивидуальности обучаемого? В чем это проявляется? Формирует ли качества, нужные сегодня?

 

Тема 11. Проблемы культуры в социологии духовной жизни

       «Зависимость человека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению» (А.И. Герцен)

       Подумайте: какова роль культурной среды в развитии человека и общества?

 

Тема 12. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества

       Подумайте: способствуют ли СМИ нравственному возвышению потребителей их продукции?

       Каковы перспективы развития социальной рекламы в нашем обществе?

 

Тема 13. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни

        Являются ли нравственная безупречность, честность и совестливость – доминирующими чертами российской интеллигенции?

       Подумайте и сформулируйте свои приоритетные моральные ценности.

 

Тема 14. Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни

        Что означает понятие «девиация»? Отклоняющееся и девиантное поведение – это разные понятия? Что лежит в основе отклоняющегося поведения? Почему необходимо изучать отклоняющееся поведение? Какие основные типы отклоняющегося поведения называет в своей концепции Р. Мертон?

 

Тема 15. Современные тенденции в духовной жизни личности

       Оцените критерии выбора модели поведения с точки зрения тенденций современной духовной жизни:

       А) оно не направлено против законов:

       Б) нравственная безупречность, честность, совестливость – духовный гарант верности модели поведения

       В) учет конкретной ситуации

       Г) значимость социально-перспективных целей

       Д)самокритичная оценка возможностей использования выбранной модели поведения

       Ж) способность проявлять те качества, которые ожидаемы и желательны другим.

ТЕКСТЫ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Найдите в справочной или научной литературе определение понятий «индивид», «индивидуальность», «индивидуализм».

Индивидуализм употребляется в двух смыслах:

- в позитивном смысле – означает признание абсолютных прав личности, ее свободу, суверенность, независимость от общества и государства;

- в негативном смысле – означает особый тип моральной ориентации: эгоизм. Крайние его формы приводят к нигилизму и анархизму.

Приведите примеры из окружающей жизни, которые иллюстрировали бы:

А) только позитивный индивидуализм;

Б) только негативный индивидуализм;

В) то и другое вместе.

Подумайте: верно ли, что черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения.

Какие из приведенных ниже понятий подходят под сформулированное определение?

Аккуратность, чистоплотность, лень, страх, тревожность, смелость, агрессивность, надежда, алчность, хитрость, ответственность, бестолковость, сознательность, стыдливость, чувство вины, притязания, соревновательность, импульсивность, увлеченность, эмоциональность, оптимизм, мнительность.

5.2.3.Подтвердите или опровергните данное суждение:

«Современные науки исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим , ибо в нем собраны все отличительные особенности человеческого рода».

РАЗДЕЛ 6

Характер изменений в программе Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

Раздел 7

Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя Учебный год Факультет Специальность
Васильева В. Н., доц., д-р соц. наук 2006/07 ИФФ Социология
Васильева В.Н., доц., д-р соц. наук 2007/08 СГФ Социология
Васильева В.Н., доц., д-р соц. наук 2010/2011 ИСН Социология

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...